К классической укладке, моду на которую больше полувека назад задала Брижит Бардо, продолжают питать слабость все мировые знаменитости – от Рианны и Бейонсе до Кейт Миддлтон. А в осенне-зимнем сезоне к ней вернулись в своих шоу Карл Лагерфельд и Джереми Скотт (и не только). Старый новый хит мы обсудили с маэстро парикмахерского искусства Александром Тодчуком.
Немного истории
Середина прошлого века стала для женщин временем тоски по длине и объему, практически утраченным в сороковые роковые, когда суровые военные условия не оставляли ни желаний, ни возможностей, ни сил для парикмахерских экспериментов. В 50-е годы дамы, пытаясь компенсировать куцесть и неромантичность коротких стрижек, не стеснялись использовать накладные шиньоны, создавали немыслимо длинные конские хвосты и плели бесконечные косы. А в 60-е с легкой руки стилиста Жака Десанжа (того самого, который сразил мир стрижкой «гарсон», а потом основал собственный одноименный бренд), готовившего неподражаемую Брижит Бардо к съемкам фильма «Бабетта идет на войну» (реж. Кристиан-Жак, 1959 г.), в парикмахерскую моду пришел начес.
Фильм о юной девушке, случайно нашедшей свое призвание и большую любовь на ниве военной разведки, вышел на экраны, после чего последовало легкое помешательство, связанное с тем, что практически все барышни, увидевшие эту романтическую комедию, захотели прическу «как у Бабетты» ─ собранные и высоко поднятые волосы, тщательно взбитые в восхитительное «нечто». Других вариантов быть не могло: имя Бабетты переросло рамки обаятельнейшего персонажа в волшебном исполнении культовой француженки и стало нарицательным.
Брижит Бардо
Барбара Стрейзанд
Одри Хепберн
Бабетта вызвала много споров и нареканий: укладку упрекали в неряшливости (в Советском Союзе она удостоилась презрительного наименования «Я у мамы дурочка»), вредности для волос (часто для бабетты, требовавший большого количества стайлинговых средств, использовали не только лак, но и всевозможные смежные средства, в том числе, строительной и бытовой химии) и негигиеничности (стараясь сохранить пышный начес, барышни не расчесывали его днями).
После нескольких удачных реинкарнаций бабетта шагнула в тень, где оставалась довольно долгое время. В 80-е о ней вспомнили благодаря «стилягам», но это парадное шествие было, скорее, провокационной попыткой вызова общественному мнению, нежели полноценным hair-трендом. Бабетта неожиданно вернулась – да еще с триумфом – в мир высокого парикмахерского искусства в XXI веке. И сегодня стильный высокий начес продолжает красоваться на обложках журналов, дефилирвать по престижнейшим мировым подиумам и украшать головы мировых знаменитостей на всевозможных красных ковровых дорожках.
К сегодняшнему дню бабетта обзавелась множеством разновидностей. Она может быть выполнена с помощью валика (такая прическа будет более четкой и фактурной), с косой по основанию или линии челки, с украшением в виде банта из волос, с распущенными волосами (нижние пряди под начесом остаются свободными и подкручиваются). Классический вариант бабетты предусматривает украшение прически лентой, повязкой или ободком.
Бабетта хорошо сочетается с челкой, при этом короткую челку лучше всего оставить гладкой и прямой, а длинную – завить.
Традиционный вариант прически открывает лицо, поэтому макияж должен быть соответствующим: как минимум, нужно будет позаботиться об идеальном тоне кожи, но оптимально – продумать его до мелочей. Образу а-ля Брижит подойдут четкие томные стрелки и нейтральный блеск для губ как альтернатива плотной губной помаде, а «стиляга»-style потребует акцентов наоборот и повышенной яркости.
Бабетта на подиумах:
К укладке «бабетта» регулярно возвращается в своих шоу Карл Лагерфельд. Классический вариант мы наблюдали на шоу Chanel Metiers d'Art в конце 2015 года, когда Легерфельд представлял в Риме коллекцию Prefall 2016. Спустя полгода мы увидели имитацию «бабетты» в его кутюрной осенне-зимней коллекции. А еще через 6 месяцев ─ космические «бабетты» украсили головы девушек в показе fall-winter 17/18. Кстати, в коллекции того же сезона Джереми Скотт так и вовсе сделал ставку на классические «бабетты». И судя по подиумным тенденциям, скоро мы снова начнем вспоминать, как делать начес.
Специально для Marie Claire Александр Тодчук, стилист, владелец сети парикмахерских салонов
Шаг 1. Вымойте и высушите волосы. Соберите их в высокий хвост. Оставьте челку (если она у вас есть) или выпустите пряди волос у лица, если хотите создать эффект легкой и модной небрежности. Хвост должен быть достаточно тугим, поэтому используйте тонкую, но прочную резинку. Обмотайте резинку тонкой прядью волос, чтобы спрятать ее.
Шаг 2. Приступайте к начесу хвоста: разделите хвост на две части, верхний слой (тот, который ближе к лицу) перекиньте наверх и аккуратно заколите, чтобы он не мешал, а нижний – основательно начешите. Начес аккуратно зафиксируйте лаком (при это верхний слой должен оставаться нетронутым). Выбирайте лак сильной фиксации и расческу с натуральным ворсом – это поможет меньше травмировать волосы.
«Мои коллеги часто сравнивают парикмахерское мастерство с мастерством архитектора. Я бы, скорее, провел параллель со скульптором, с той лишь разницей, что парикмахер создает свою форму из волос ─ живой и подвижной материи, которая способна к обновлению. Это делает мое творческое вдохновение бесконечным».
Шаг 3. Из начесанных волос сформируйте валик желаемой формы и зафиксируйте края невидимками.
Шаг 4. Освободите верхний нетронутый слой хвоста. Для объема немного начешите пряди на корнях и прикройте ими валик, зафиксировав края шпильками.
Шаг 5. Если вы хотите получить классическую элегантную бабетту, слегка причешите и пригладьте пряди валика и сбрызните лаком (глянцевого блеска можно добиться, использовав спрей для придания волосам блеска). Для более современного – игривого и современного – варианта допускаются легкие небрежность и растрепанность, торчащие волоски и прядки. По желанию бабетту можно украсить лентой (образ 60-х) или заколкой (торжественный выход).
Фото:Getty Images, архивы пресс-служб