В XX веке совершилась парфюмерная революция: в ароматах стали использовать абсолю и альдегиды, модные дома впервые задумались о создании своих парфюмерных композиций. Были выпущены Chanel №5, Opium и другие ароматы, которые популярны до сих пор. Рассказываем о каждом знаковом аромате по порядку.
«Красная Москва»
Самый популярный советский аромат не понаслышке знают все в России: его любили и ненавидели одновременно. Из-за своего томного и элегантного звучания духи совсем не подходили к тому образу женщины, который тогда пропагандировался в СССР: женщины, которая работает на заводе, ставит новые рекорды и особо не заботится о своем внешнем виде. Аромат больше подходил для женщин кремлевского бомонда, которые выходили в свет в бархате и мехах.
Создал духи Август Мишель в 1925 году на фабрике «Новая Заря», которая была результатом национализации товарищества «Брокар и Ко». Именно там начал свой путь Август Мишель: к 300-летию дома Романовых в 1913 году он создал духи «Любимый букет императрицы». Мария Федоровна, мать Николая II, аромат оценила, но не дала согласия использовать свой портрет на упаковке, из-за чего на ней была изображена Екатерина Великая.
С началом революции у фабрики начались проблемы. Во-первых, ей владели французы (хоть и родившиеся в России и считавшие своим родным языком русский), а после начала Первой мировой войны население ополчилось на всех иностранцев, начав громить их магазины. Во-вторых, людям не нравилась и упаковка «Любимого букета императрицы» из-за Екатерины Великой, немки по происхождению. В итоге большая часть семьи Брокар эмигрировала, фабрику после революции национализировали, а главным парфюмером стал Август Мишель.
По легенде, которой нет точного подтверждения, духи «Красная Москва» Мишель создал, переосмыслив «Любимый букет императрицы». По другой из версий, Август Мишель взял за основу духи L’Origan Коти, еще один аромат-легенду. Неоднозначна и судьба его создателя: Мишель подготовил на фабрике новых парфюмеров, был арестован в 1937 году, а потом пропал, — скорее всего, его расстреляли.
Chanel №5
Самые знаменитые духи дома Chanel были созданы выходцем из России Эрнестом Бо. Его отец Жан-Батист Бо попал в плен во время наполеоновской кампании и стал артистом трупы Императорского театра. Эрнест начал свою карьеру, будучи лаборантом в «Товариществе Ралле», второго крупного парфюмерного предприятия. Молодой парфюмер стал изучать альдегидные ароматы и ввел молекулы в свои первые композиции — «Букет Наполеона» и «Букет Екатерины». Второй аромат успеха не имел и все по той же причине: посвящены они были Екатерине Великой, а в 1914 году любые ассоциации с немцами были непатриотичными.
После революции Эрнест Бо уехал во Францию, чтобы воссоединиться с командой Ралле в Каннах (фабрику в России национализировали и превратили в «Свободу», на ней стали выпускать мыло, кремы и зубные порошки). Так «Букет Екатерины» превратился в Rallet №1, который, по одной из версий, лег в основу Chanel №5.
С Габриэль Шанель Эрнест познакомился благодаря французской пианистке Мисе Серт. В 1920 году Шанель попала в лабораторию к парфюмеру, где он представил ей новые альдегидные разработки. Дизайнер выбрала образец под номером 5: Шанель очень любила это число и даже показы устраивала именно 5 мая. Благодаря альдегидам в верхних нотах аромат звучал необычно, свежо и современно. Прорывным был и дизайн упаковки: раньше на флаконе всегда изображали цветы, букеты или что-то романтичное, на упаковке Chanel же был только номер аромата (читайте также: Страсть к объекту: история Chanel №5).
Духи задумывались как инструмент продвижения: Шанель отправляла их в качестве рождественского подарка важным клиентам. И трюк удался: покупательницы возвращались в бутики и просили продать им аромат. Так Chanel №5 стал визитной карточкой бренда: его распыляли в бутиках и перед показами, заставляли моделей носить его вне работы.
Opium от Yves Saint Laurent
О том, что бренду нужно создавать ароматы, Ив Сен-Лоран и его партнер Пьер Берже задумались в 60-х года: духи были способом рекламы. Первым ароматом был «Y» — зеленый, шипровый, напоминающий о травах, высушенных солнцем.
Следующие духи Opium стали настоящей сенсацией, провокацией, которая будоражила общество. Название аромата само по себе привлекало внимание к духам, как к чему-то запретному. Интерес подогревали рекламные кампании: на плакате была изображена Джерри Холл в экстазе с коробочкой Opium и подписью «Для тех, кто зависим от Ив Сен-Лорана». Для продвижения аромата бренд устроил «опиумную» вечеринку на корабле «Пекин», пригласив туда знаменитостей, из-за чего на него сразу ополчились организации по борьбе с наркотиками.
Владельцы бренда компания Charles of the Ritz были против выпуска аромата, посчитав его чересчур провокационным. В чем-то они были правы: духи запретили в Австралии, Китае и Саудовской Аравии. А при транспортировке флаконов приходилось постоянно объясняться с таможней.
Однако это не остановило женщин от покупки аромата: за первые три месяца выручка за продажи во Франции составила 3 миллиона долларов. Opium стал одним из первых ароматов, на который был открыт предзаказ. Женщины становились за ним в очередь, несмотря на то, что не все могли выносить яркую композицию из сочетания специй, смолы и цветов (читайте также: Вы бы не догадались: 5 загадочных ингредиентов в парфюмерии).
Miss Dior
Эти духи в начале вызвали недоумение: Miss Dior надушили всех моделей на показе коллекции «Каролла», а они в ответ сказали, что аромат отвратителен.
Miss Dior в 1947 году создали два парфюмера-виртуоза: Поль Ваше и Жан Карль. Оба они умели создавать сложные и многоликие композиции, такой получилась и Miss Dior. Аромат противоречивый и созданный для женщины, которая может смело заявить о себе. По замыслу композиция должна была завершить образ «женщины от Диора» и ассоциироваться с ароматом любви. Но первый выпуск Miss Dior был тяжелым шипром, который не совсем сочетался с тонкой талией и пышной юбкой «нью лук» от Dior.
В истории мировой парфюмерии ни один аромат не переиздавался так много, как Miss Dior: за 70 лет было выпущено 32 вариации. Их обожали многие знаменитости, в том числе балерина Марго Фонтейн. По словам Мориса Бежара, она «поливалась» ими почти каждый вечер перед тем, как пойти на вечеринку. После этого Бежар тоже стал покупать себе этот аромат (читайте также: Слои общества: почему носить один аромат уже не модно).