Передо мной лежит книга In praise of Slow канадского журналиста Карла Оноре (Carl Honore), уже несколько месяцев удерживающая лидирующие позиции среди мировых бестселлеров. Я не сторонник подобного рода литературы, но здесь все как-то совпало: настроение, ход мыслей и «производственная необходимость». Издание попало ко мне в руки после парижской презентации новой концепции... ухода за кожей. Этот трактат в мягком переплёте должен был внести ясность в то, что дерматологи, химики и этноботаники пытались объяснить испуганным журналистам с помощью страшно запутанных (и не всегда приятных глазу) схем, пугающих латинских слов и бесконечной череды цифр. Что ж - их план сработал! Я не только прочитала книгу, но и ударила по тормозам (возможно, временно, но пока мне все это очень нравится).
О том, что мы живём слишком быстро, я не просто догадывалась, но и активно демонстрировала на собственно примере. Постоянно ускоряясь и повышая личные показатели. Так пробежка в аэропорту от выхода из самолёта до паспортного контроля - могла бы потянуть на мировой рекорд. Лишние пять минут в очереди? Нет! Лучше мчаться, как взмыленная лошадь, минуя эскалаторы и обгоняя менее проворных пассажиров (а потом со всеми вместе томиться в ожидании багажа). Воткнуть в расписание на день 15 встреч, а вечером, отмечая галочками проделанную работу, обнаружить, что две из этих встреч были с близкими подругами, но они, увы, ничем не отличались от всех остальных - ни содержанием, ни эмоциональным фоном. Попросить счёт в ресторане раньше, чем был сделан заказ... Да, со мной случалось и такое. Одним словом ритм жизни стал зашкаливать, что немедленно сказалось и на здоровье, и на характере. Но это прописные истины, которым, собственно, и посвящена некоторая часть книги. В остальном, какими-то правильными словами автор смог убедить меня, что небольшие паузы могут принести пользы больше, чем вечное движение на высоких оборотах. Окончательно меня подкосил рассказ о гостиницах «медленного отдыха». Понимаете, даже «ничего не делать» нужно, как-то спокойнее, без фанатизма. И ведь правда, иногда отпуск оборачивается таким стрессом, что после него требуется довольно длительная реабилитация. Состыковать все рейсы, забронировать гостиницы, успеть посмотреть все достопримечательности, попробовать блюда местной кухни, да ещё прочитать модные книги и обязательно, обязательно позаниматься спортом. А тут… на лошадках привезли, все гаджеты отобрали, травы нарвали, в салат нарезали - наслаждайся себе природой, и постигай простые истины. Что касается спорта, то можно даже приз получить: за... самое медленное прохождение дистанции. И это не шутка: просто перед соревнованием нужно задать себе вопрос: «А ты, куда собственно спешишь? Не в аэропорту ведь!»
Ну и теперь непосредственно « о красоте». Должна признать, что и в этой области даже за полтора десятка лет, которые я работаю в глянце, произошло какое-то страшное ускорение. Косметический ассортимент обновляется настолько стремительно, что за ним уже не успевает никто - ни покупатели, ни сами производители. Сезонные коллекции макияжа дополняются подиумными и промежуточными, а иногда и просто тематическими коллекциями. Любое микроскопическое событие может стать поводом для рождения губной помады или румян. Это значит, что новинки появляются практически каждый месяц. А мы ещё не смогли не то, что израсходовать предыдущие тени, открыть крышку толком не успели. Такой поток красоты плохо действует на неокрепшие умы юных бьютиголиков, которые к тому же подвергаются постоянной атаке столь же юных бьюти-блогеров, бесконечно и самозабвенно тестирующих лаки для ногтей и блески для губ. Ещё один источник замешательства - различные версии ароматов и лимитированные издания парфюмов. Для людей с устоявшимся собственным мнением и сформировавшимся вкусом - это бесценная возможность открывать что-то новое в рамках уже горячо любимого или просто пополнять свои коллекции. Но для тех, кто не так хорошо ориентируется в мире ароматов или только ищет что-то своё, такое изобилие - повод для расстройства: как сделать правильный выбор, с какой стороны подступиться? Какое счастье, что хотя бы по этому поводу не бывает свотчей!
Интересно, что такое положение дел частично спровоцировали мы сами. Погоня за свежими ощущениями и впечатлениями, постепенно перешла в погоню за новыми оттенками и текстурами. Открою вам профессиональную тайну - именно Россия давно держит в страхе весь косметический рынок. Знаете почему? Потому что только российские представительства марок, изучая ситуацию на локальном рынке, постоянно заставляют их производить все новые и новые продукты. Сколько раз я выслушивала жалобы, на то, что с нашей стороны поступают запросы только на hot-hot, а существующий ассортимент никого уже не интересует. «У нас есть гамма из 11 средств, которая позволяет решать практически все проблемы кожи, - сокрушается доктор Вольфганг Майер, разработчик швейцарской органической косметики Vetia Floris. - Там все проверено, безотказно работает, не вызывает побочных эффектов... Но ваши соотечественники говорят, что не могут продвигать марку на рынке, потому что у нас редко появляются новинки, а русские женщины не любят повторяться, им становится скучно в рамках одной линии, они все время живут в ожидании сенсации. Но чудеса не случаются каждый день! На серьезные (а не поверхностные, чисто маркетинговые) открытия нужны время и деньги». Согласитесь, в его словах есть логика.
Кроме постоянной и неусыпной жажды открытий, нас к тому же одолевает порочная склонность к экономии времени. Макияж за пять минут, увлажнение на 24 часа (а лучше бы конечно, пожизненно), борьба с морщинами и идеальный тон в одном флаконе, средства для умывания 5-в-1, автозагар на целый год... Хорошая новость - лихорадка «универсализации» охватила весь мир, а не только нас. Плохая новость - стремясь уменьшить свой бьюти-мир до размеров напёрстка и сократить время ухода за собой до трёх минут, мы ровно в такой же пропорции сокращаем степень не только эффективности от того, что делаем, но и удовольствие от процесса. Ароматы, кремы, тени для век, дымки для волос - не набор «неотложной помощи». Это предметы удовольствия, объекты желаний, которые повышают количество гормонов счастья и удовольствия - серотонина и эндорфинов - в нашем организме. Это наша женская аура, в конце концов. В одном из интервью легендарный французский парфюмер Жак Польж, чье имя много лет неразрывно было связано с домом Chanel, сидя в соломенной шляпе среди жасминовых плантаций Грасса, сказал мне, что в парфюмерии изменились не только формулы и появилась масса запретов на те или иные компоненты, но произошло «страшное» - поменялся сам жест нанесения духов. «Теперь это больше напоминает принятие душа или полив цветов, - грустно констатировал он. - Мы не открываем крышку флакона с замиранием и благоговением, не прикасаемся холодным душистым стеклом к коже, не смотрим, как стекает прозрачная капля... Просто делаем «пшик» - и это в лучшем случае, а в худшем – «пшик-пшик-пшик-пшик». И бежим дальше по своим делам, даже не подумав утро сейчас или вечер, зачем мы это сделали, какие мы в этом». Романтично, немного буржуазно, но согласитесь - красиво!
Тем не менее никто не призывает нас остановить время, выбросить гаджеты, нарядиться в кринолины, сидеть день напролёт глядя в окно или томиться над тюбиком засохшей туши, только потому что она ещё не закончилась (ну или потому, что досталась от бабушки по наследству). Чувство меры и самоирония - наше все, в том числе и в вопросах красоты. Однако вернуть ощущение процесса ещё не поздно, и, похоже, «мировой разум» готов нам в этом помогать. Сегодня стало появляться все больше различных косметических хитростей, направленных на релаксацию. В первую очередь речь идёт о нашествии масел для ухода за лицом, телом и волосами. Если вы ещё не приобрели хотя бы одно из них - очень рекомендую. Дело в том, что кроме уникальных питающих и смягчающих свойств, текстура масла обладает удивительным успокаивающим эффектом и настраивает на отдых. Вовсе не обязательно пользоваться им каждый день. Лично я прибегаю к такому уходу после перелётов или в особо ненастную погоду. В помощь к beauty oils добавились различные техники нанесения препаратов, которые тоже заметно изменились - стали спокойнее, сдержаннее и даже как-то вдумчивее: массажные линии плавно заменились на ментальные точки. Slow-перемены коснулись и использования кремов. К большинству из них добавились специальные аппликаторы, имеющие различную форму, но преследующие общую цель - снять напряжение с мышц, активизировать кровообращение и помочь таким образам активным компонентам проникнуть хоть куда-нибудь, а не застыть на поверхности скованной стрессом кожи. Так что аппликаторы - дело хорошее, и не стоит ими пренебрегать, презрительно выбрасывая вместе с коробкой. Раз уж они все равно прилагаются - хотя бы попробуйте. Не пожалеете.
Ещё одно актуальное замедление в рамках борьбы за молодость и красоту - обновление и расширение линеек для очищения кожи. Не спешите видеть в этом «развод на деньги». Умывание - процесс предельно личный, можно даже сказать интимный. Именно он в первую очередь достоин стать ритуалом. Оставим в стороне дерматологов, посмотрим на звёзд. Большинство из тех, у кого я брала интервью - от Пенелопы Круз до Аманды Сейфрид, говорили, что в уходе главное для них - это снятие макияжа и очищение кожи. Многие психологи сравнивают процесс вечернего умывания с освобождением от накопившихся за день проблем и называют «кнопкой переключения» с программы «работать» на программу «отдыхать». Создать свой ритуал совсем не сложно - нужно просто выбрать средства, которые вам нравятся абсолютно всем - ароматом, текстурой, цветом, баночкой ... и использовать их с удовольствием.
Если же говорить более глобально, то стоит вернуться к появлению у меня книги In praise of Slow, с которой начался этот разговор. Её вручали журналистам на пресс-конференции Vichy, посвящённой принципиально новому подходу к борьбе за молодость кожи. Ученые назвали его - Slow age (собственно так же и называется и первый продукт в рамках этой концепции). Речь идёт о том, что организм должен жить в гармонии со временем, но в наших силах замедлить процессы старения и сделать их максимально комфортными. Сегодня эффективность крема или омолаживающих процедур измеряется не только (и не столько) моментальным, но и накопительным эффектом, который уверенно выходит на первый план.
Фото: Getty Images