Отправной точкой для возникновения аромата Opium стала коллекция одежды, вошедшая в историю моды под названием «китайская», так как в большинстве своем она состояла из богато расшитых нарядов в восточном стиле из золотой тафты и черного бархата. Кутюрье наверняка отдавал себе отчет в том, какая судьба ожидает аромат с названием «Опиум», но отказаться от идеи, которая казалась ему гениальной, он уже не мог. Критика и обвинения в пропаганде наркотиков его нисколько не трогали. «Я хочу предложить леди путешествие в мечту», так говорил о своем Opium Ив Сен Лоран.
Рекламная кампания первого парфюма вызвала в 1977 году невероятный ажиотаж, привела к немедленному запрету продаж в Австралии, табуированию любого упоминания о нем в Саудовской Аравии и Китае, к конфликту с Американской коалицией по борьбе с употреблением опиума и наркотиков. У парфюма с названием «Опиум» были постоянные сложности на таможнях. Продажи то и дело пытались сорвать группы чрезмерно радеющих за нравственность фанатиков. В насмешку всем им в 1978 году кутюрье устроил грандиозную «опиумную» вечеринку на палубе пиратского корабля с названием «Пекин», декорированного в культовых теперь цветах парфюма: лиловом, красном и золотом. Гостями Сен Лорана стали 800 человек, среди которых было немало знаменитостей и топ-моделей первого ранга. К тому моменту уже было ясно: бой с моралистами за «Опиум» выигран. Только за первые 3 месяца выручка от продаж скандального парфюма составила 3 млн долларов.
Создан, чтобы нарушать правила
Форма флакона родилась у кутюрье под впечатлением от японской лакированной шкатулки «инро» для снадобий, которую раньше носили на поясе. Ив Сен Лоран пришел в восторг от этой вещицы и непременно желал, чтобы его «Опиум» содержался именно в таком сосуде. Флакон, разумеется, нарушал все известные до того момента парфюмерные правила. Выполненный из непрозрачного материала, он имел крошечное «окошко», через которое только и можно было увидеть красивую янтарную жидкость. Кроме того, «инро» haute couture украшал шелковый шнурок с кисточкой и изящной бусиной - этот декор непременно выполнялся вручную и никак иначе!
Верхом оригинальности стало и содержимое необычного парфюмерного флакона. Да-да, то, что сейчас не вызовет у нас с вами даже легкого поднятия бровей, тогда, для конца 70-х - начала 80-х годов, было едва ли не революцией в женских ароматах. Или, лучше сказать, бунтом. Ведь речь шла об аромате с названием Opium. Бархатцы, мандарин, жасмин, гвоздика, ваниль, пачули и еще немного специй и древесины - эта восточно-цветочная смесь покоряла с первого вдоха своей стойкостью, шлейфом и нетривиальным звучанием. Стоит ли удивляться тому факту, что продажи превысили ожидания в 15 раз. И это только во Франции. Американки с замиранием сердца ждали прибытия корабля с заветными флаконами и, невиданное дело, - даже становились в очередь, чтобы его купить. В итоге Opium стал первым ароматом YSL, на который был открыт предзаказ. Им грезили, его мечтали получить в подарок, им гордились как семейной реликвией. И это все, несмотря на скандалы, многочисленные судебные иски и критику. А, может, отчасти, как раз благодаря всему этому?
Скандально популярный
Opium был создан Ивом Сен Лораном, чтобы провоцировать. Стоит ли удивляться, что буквально каждая рекламная кампания аромата сопровождалась бурным обсуждением, разбирательствами и даже запретами. Первым лицом аромата стала 21-летняя it-girl Джерри Холл. Будуар в восточном стиле, подушки, расшитые золотом, роскошная блондинка в шароварах и кафтане со сладостной истомой на лице, - посыл первых рекламных снимков, сделанных именитым Хельмутом Ньютоном, более чем очевиден. Но Ив Сен Лоран не останавливается на достигнутом визуальном эффекте и добавляет к имиджу слоган: «Для тех, кто в зависимости от YSL». Комментарии? Излишни.
Не менее провокативной была и телевизионная реклама аромата. В середине 80-х лицом парфюма стала юная Линда Евангелиста. В 80-е тема итальянской мафии была необычайно популярной. Мир смотрел фильмы о мафии, сериалы о мафии. Но чтобы этому посвятить рекламу духов, нужно было быть Ивом Сен Лораном.
В 1992 году новой «опиумной дивой» стала Настасья Урбано. А режиссером рекламного видео – культовый Дэвид Линч. С легкой руки Линча девушка-опиум снова одевается в золото и грезит наяву, одурманенная ароматом-искусителем. Разумеется, ротация этого видео была разрешена далеко не во всех странах.
Несмотря на некоторые отходы в сторону, стиль, заданный самой первой рекламной кампанией просуществовал рука об руку с ароматом вплоть до 1995 года, когда на смену ему в угоду времени Ив Сен Лоран изменил рекламные имиджи скандального парфюма, модернизируя их, но оставляя неизменными два главных цвета – лиловый и красный, - те самые цвета, что так тонко играют с нашим либидо. Тогда же на смену скандальной Кейт Мосс снова пришла сексуальная и прекрасная Линда Евангелиста, а рекламным лицом парного мужского аромата стал Руперт Эверетт.
Еще через 3 года мир увидел еще более осовремененную «парную» рекламу женского и мужского ароматов Opium, с Линдой и Рупертом в главных ролях. От глаз модников и модниц не ускользнул тот факт, что и Линда, и Руперт одеты в знаменитый черный смокинг Сен Лорана, с которым кутюрье совершил революцию в женской моде еще в 1966-м году. Но, похоже, особого прорыва эти имиджевые эксперименты все-таки не имели. Что подтверждает дальнейшая история.
Неожиданный возврат к классическому позиционированию аромата произошел в 1999-м. Вместе с этим Opium получил новое лицо – им на один сезон стала русская модель Наташа Семанова. Рекламная кампания с нею больше напоминает те первые истории с Джерри Холл.
Спустя еще год, девушка аромата Opium и вовсе оказалась раздетой. Эта рекламная кампания позже (в 2012 году) будет признана Комиссией по рекламным стандартам Великобритании самой скандальной печатной рекламой в мире моды за всю ее историю. И пусть обнаженная актриса Софи Даль не показала ровным счетом ничего особенного (ну кто в 2000-м году не видел женскую грудь и ягодицу в профиль?), количество жалоб на эти имиджи зашкалило настолько, что плакаты срочно убрали сначала с улиц Нью-Йорка, потом Лондона, а потом дошло дело и до свободолюбивого Парижа. Акции аромата, благодаря этому, только выросли. Равно как и популярность британки Софи Даль.
С началом 2000-х в имидже «Опиума» произошли существенные перемены. Исчезает так любовно культивируемый винтаж, падает градус роскоши. Opium миллениума – современный, но неизменно сексуальный и дурманящий. Тому подтверждение - рекламные кампании 2003 года с Кейт Мосс в нижнем белье и чулках и еще более откровенная кампания 2006 года с обнаженной Мариякарла Босконо (впрочем, такого ажиотажа, как 6 лет назад, нагая девушка на постере уже не вызвала).
И на этом, пожалуй, заканчивается история классического «Опиума», поскольку в 2007 году, в год своего 30-летия аромат впервые меняет дизайн флакона, а еще через 2 года, парфюмеры YSL начинают экспериментировать и с содержимым.
Opium 2007: новый флакон и новая девушка к юбилею
К 30-летнему юбилею аромата Opium впервые радикально сменил имидж. Теперь не только реклама была другой – полностью изменился и внешний вид культового флакона. Словно бы, отмечая юбилей, дерзкий, как молодость, Opium попытался и сам стать «взрослее» и серьезнее. С рекламных постеров на нас смотрела совсем не «опиумная дива», а, скорее, роскошная спутница миллионера, которая может позволить себе любой каприз за его деньги. Опиумный шик сменился буржуазным. А непрозрачный флакон с окошком заменил вытянутый вверх резной стеклянный сосуд. Продержался этот дизайн всего два сезона. После чего классическая форма была возвращена, правда, с некоторыми изменениями. Не только внешними, но и по содержанию.
Opium - 2009
Первое серьезное переиздание парфюмерной композиции случилось лишь в 2009 году. Opium стал звучать чуть проще и современнее, при этом не потеряв первоначальной дерзости и роскоши, которые и хотел вложить в него сам Ив Сен Лоран. Версия 2009 года уже стала классикой. Аромат начинается с легкой кислинки бергамота и цитрусов, а раскрывается нотами жасмина, пряной гвоздики и розы. В завершении же композиции звучат ваниль, амбра и пачули.
В том же 2009-м парфюм вернулся в привычный «квадратный» флакон. Правда, он стал полупрозрачным, а «окошко» в нем стало больше и расположилось по центру сосуда. Новая «опиумная» дива – британская певица и модель Карен Элсон, казалось, была выбрана для этой рекламной кампании специально, чтобы «совпасть» цветом своих огненных волос с «одеждами» флакона. Однозначно, эта кампания может считаться одной из самых чувственных в истории дерзкого парфюма. Конкурировать с нею может разве что рекламное видео (не постер) 2011-го года с актрисой Эмили Блант, походя укрощающей леопарда.
Belle d`Opium
Следующим значимым событием в истории Opium стал выпуск более молодежной и цветочно-фруктовой версии под названием Belle d`Opium в 2010 году. Флакон и его содержимое довольно сильно отличались от оригинала. Загадочное лиловое стекло, позолоченные детали... Парфюмеры Альберто Мориллас и Онорин Блан смешали в нем лилию касабланку, ладан, добавив к ним кальянный аккорд. В сердце аромата присутствует белый перец, а сладкий персик в шлейфе делает аромат более нежным и юным.
Лицом Belle d`Opium стала молодая французская актриса Мелани Тьерри, с невероятной пластикой и чувством исполнившая перед камерой танец современной Саломеи. Но и тут не обошлось без провокаций: на видео отчетливо видно, как актриса быстро проводит указательным пальцем по вене от локтевого сгиба к запястью. Этот мимолетный жест был воспринят как намек, и очередная рекламная кампания парфюма попала под запрет на ряде телеканалов и в ряде стран. Однако, в век Youtube и быстрого Интернета подобные табу стали уже бессмысленными.
Opium Vapeurs de Parfum
Каждая реинкарнация культового парфюма очень на него похожа, но в то же время сильно отличается. Как это так? - спросите вы. Дело в том, что парфюмеры дома Saint Laurent без зазрения совести миксуют традиционные для «Опиума» ноты с не совсем привычными. Так, например, Opium Vapeurs 2012 года получился сочным, фруктовым и даже тропическим благодаря мандарину, розовому перцу и апельсиновому цвету, которые идеально слились с жасмином, ванилью и мускатным орехом.
Black Opium и Black Opium Nuit Blanche
Разумеется, в 2012 году эксперименты над композицией парфюмерной легенды не закончились. Уже через два года после этого, в 2014-м, на свет появился еще один аромат, призванный стать чьим-то фетишем и наваждением. Мягкий, теплый и в то же время дерзкий, но совсем не кричащий и не резкий - Black Opium с его узнаваемой кофейно-перечно-жасминовой нотой обрел настоящий успех у женщин всего мира.
Изначально парфюм задумывался как рок-н-ролльная версия классического Opium. Своей основной целью новый аромат совершенно очевидно выбрал молодежную аудиторию бренда. И если вы видели рекламный ролик Black Opium с брюнеткой Эди Кэмпбелл в главной роли, вы понимаете, о чем речь. Нам как бы говорят: провокационный парфюм от Yves Saint Laurent не собирается становится белее и пушистее:
А уже в 2016 году свет увидел Black Opium Nuit Blanche. Темно-лиловый флакон с вкраплениями розового золота стал сосудом для ароматного элексира, олицетворяющего женственность и таинственность. В рекламной кампании обновленного «черного опиума» мы снова видим британскую модель Эди Кэмпбелл, а слоган новой кампании недвусмысленно заявляет: «Ночь еще не закончилась». Рис, бурбонский перец, анис, кофе, пион, апельсиновый цвет, карамель, молоко - эта «ночная» версия всеми любимого «Опиума» получилась гурманской и уютной.
В апреле 2017-го в семействе «опиумных» ароматов расцвел еще один. Black Opium Floral Shock ─ неожиданно цветочный, насыщенный нотами белых цветов гардении, фрезии и цветов апельсина. А еще в нем много сахарной груши. Это, безусловно, смелый шаг в сторону от классического состава аромата, которая кому-то придется по вкусу, а кого-то и впрямь шокирует. Но вряд ли этот эксперимент будет последним в великой «опиумной» истории.
Источник фото: архивы пресс-служб