Легендарный и дерзкий: Opium от Yves Saint Laurent | marieclaire.ru

Отправной точкой для возникновения аромата Opium стала коллекция одежды, вошедшая в историю моды под названием «китайская», так как в большинстве своем она состояла из  богато расшитых нарядов в восточном стиле из золотой тафты и черного бархата. Кутюрье наверняка отдавал себе отчет в том, какая судьба ожидает аромат с названием «Опиум», но отказаться от идеи, которая казалась ему гениальной, он уже не мог. Критика и обвинения в пропаганде наркотиков его нисколько не трогали. «Я хочу предложить леди путешествие в мечту», так говорил о своем Opium Ив Сен Лоран.

Рекламная кампания первого парфюма вызвала в 1977 году невероятный ажиотаж, привела к немедленному запрету продаж в Австралии, табуированию любого упоминания о нем в Саудовской Аравии и Китае, к конфликту с Американской коалицией по борьбе с употреблением опиума и наркотиков. У парфюма с названием «Опиум» были постоянные сложности на таможнях. Продажи то и дело пытались сорвать группы чрезмерно радеющих за нравственность фанатиков. В насмешку всем им в 1978 году кутюрье устроил грандиозную «опиумную» вечеринку на палубе пиратского корабля с названием «Пекин», декорированного в культовых теперь цветах парфюма: лиловом, красном и золотом. Гостями Сен Лорана стали 800 человек, среди которых было немало знаменитостей и топ-моделей первого ранга. К тому моменту уже было ясно: бой с моралистами за «Опиум» выигран. Только за первые 3 месяца выручка от продаж скандального парфюма составила 3 млн долларов.

Ив Сен Лоран на "опиумной" вечеринке со своими гостьями, 1978 год
Ив Сен Лоран на "опиумной" вечеринке со своими гостьями, 1978 год

Создан, чтобы нарушать правила

Форма флакона родилась у кутюрье под впечатлением от японской лакированной шкатулки «инро» для снадобий, которую раньше носили на поясе. Ив Сен Лоран пришел в восторг от этой вещицы и непременно желал, чтобы его «Опиум» содержался именно в таком сосуде. Флакон, разумеется, нарушал все известные до того момента парфюмерные правила. Выполненный из непрозрачного материала, он имел крошечное «окошко», через которое только и можно было увидеть красивую янтарную жидкость. Кроме того, «инро» haute couture украшал шелковый шнурок с кисточкой и изящной бусиной - этот декор непременно выполнялся вручную и никак иначе!

Верхом оригинальности стало и содержимое необычного парфюмерного флакона. Да-да, то, что сейчас не вызовет у нас с вами даже легкого поднятия бровей, тогда, для конца 70-х - начала 80-х годов, было едва ли не революцией в женских ароматах. Или, лучше сказать, бунтом. Ведь речь шла об аромате с названием Opium. Бархатцы, мандарин, жасмин, гвоздика, ваниль, пачули и еще немного специй и древесины - эта восточно-цветочная смесь покоряла с первого вдоха своей стойкостью, шлейфом и нетривиальным звучанием. Стоит ли удивляться тому факту, что продажи превысили ожидания в 15 раз. И это только во Франции. Американки с замиранием сердца ждали прибытия корабля с заветными флаконами и, невиданное дело, - даже становились в очередь, чтобы его купить. В итоге Opium стал первым ароматом YSL, на который был открыт предзаказ. Им грезили, его мечтали получить в подарок, им гордились как семейной реликвией. И это все, несмотря на скандалы, многочисленные судебные иски и критику. А, может, отчасти, как раз благодаря всему этому?

Скандально популярный

Первый рекламный постер парфюма Opium с it-girl Джерри Холл в главной роли, 1977 год | Источник: Helmut Newton
Первый рекламный постер парфюма Opium с it-girl Джерри Холл в главной роли, 1977 год
Фото
Helmut Newton

Opium был создан Ивом Сен Лораном, чтобы провоцировать. Стоит ли удивляться, что буквально каждая рекламная кампания аромата сопровождалась бурным обсуждением, разбирательствами и даже запретами. Первым лицом аромата стала 21-летняя it-girl Джерри Холл. Будуар в восточном стиле, подушки, расшитые золотом, роскошная блондинка в шароварах и кафтане со сладостной истомой на лице, - посыл первых рекламных снимков, сделанных  именитым Хельмутом Ньютоном, более чем очевиден. Но Ив Сен Лоран не останавливается на достигнутом визуальном эффекте и добавляет к имиджу слоган: «Для тех, кто в зависимости от YSL». Комментарии? Излишни.

Реклама Opium YSL первой волны с Джерри Холл, конец 70-х. Фотограф - Хельмут Ньютон
Реклама Opium YSL первой волны с Джерри Холл, конец 70-х. Фотограф - Хельмут Ньютон
Еще один старый постер конца 70-х годов с Джерри Холл в качестве лица Opium
Еще один старый постер конца 70-х годов с Джерри Холл в качестве лица Opium

Не менее провокативной была и телевизионная реклама аромата. В середине 80-х лицом парфюма стала юная Линда Евангелиста. В 80-е тема итальянской мафии была необычайно популярной. Мир смотрел фильмы о мафии, сериалы о мафии. Но чтобы этому посвятить рекламу духов, нужно было быть Ивом Сен Лораном.

В 1992 году новой «опиумной дивой» стала Настасья Урбано. А режиссером рекламного видео – культовый Дэвид Линч. С легкой руки Линча девушка-опиум снова одевается в золото и грезит наяву, одурманенная ароматом-искусителем. Разумеется, ротация этого видео была разрешена далеко не во всех странах.

Реклама Opium с Настасьей Урбано, 1992 год
Реклама Opium с Настасьей Урбано, 1992 год
Реклама Opium с Кейт Мосс, 1994 год
Реклама Opium с Кейт Мосс, 1994 год

Несмотря на некоторые отходы в сторону, стиль, заданный самой первой рекламной кампанией просуществовал рука об руку с ароматом вплоть до 1995 года, когда на смену ему в угоду времени Ив Сен Лоран изменил рекламные имиджи скандального парфюма, модернизируя их, но оставляя неизменными два главных цвета – лиловый и красный, - те самые цвета, что так тонко играют с нашим либидо. Тогда же на смену скандальной Кейт Мосс снова пришла сексуальная и прекрасная Линда Евангелиста, а рекламным лицом парного мужского аромата стал Руперт Эверетт.

Еще через 3 года мир увидел еще более осовремененную «парную» рекламу женского и мужского ароматов Opium, с Линдой и Рупертом в главных ролях. От глаз модников и модниц не ускользнул тот факт, что и Линда, и Руперт одеты в знаменитый черный смокинг Сен Лорана, с которым кутюрье совершил революцию в женской моде еще в 1966-м году. Но, похоже,  особого прорыва эти имиджевые эксперименты все-таки не имели. Что подтверждает дальнейшая история.

Смена имиджа: Линда Евангелиста в смокинге Saint Laurent - рекламный плакат Opium образца 1998 года
Смена имиджа: Линда Евангелиста в смокинге Saint Laurent - рекламный плакат Opium образца 1998 года
В том же стиле, что и женский парфюм, рекламировался мужской Opium - с Рупертом Эвереттом, также облаченным в черный смокинг Saint Laurent, 1998
В том же стиле, что и женский парфюм, рекламировался мужской Opium - с Рупертом Эвереттом, также облаченным в черный смокинг Saint Laurent, 1998

Неожиданный возврат к классическому позиционированию аромата произошел в 1999-м. Вместе с этим Opium получил новое лицо – им на один сезон стала русская модель Наташа Семанова. Рекламная кампания с нею больше напоминает те первые истории с Джерри Холл.

Спустя еще год, девушка аромата Opium и вовсе оказалась раздетой. Эта рекламная кампания позже (в 2012 году) будет признана Комиссией по рекламным стандартам  Великобритании самой скандальной печатной рекламой в мире моды за всю ее историю. И пусть обнаженная актриса Софи Даль не показала ровным счетом ничего особенного (ну кто в 2000-м году не видел женскую грудь и ягодицу в профиль?), количество жалоб на эти имиджи зашкалило настолько, что плакаты срочно убрали сначала с улиц Нью-Йорка, потом Лондона, а потом дошло дело и до свободолюбивого Парижа. Акции аромата, благодаря этому, только выросли. Равно как и популярность британки Софи Даль.

Реклама Opium с Наташей Семановой, 1999 г.
Реклама Opium с Наташей Семановой, 1999 г.
Самый скандальный постер парфюма Opium с Софи Даль, 2000 год
Самый скандальный постер парфюма Opium с Софи Даль, 2000 год

С началом 2000-х в имидже «Опиума» произошли существенные перемены. Исчезает так любовно культивируемый винтаж, падает градус роскоши. Opium миллениума – современный, но неизменно сексуальный и дурманящий. Тому подтверждение - рекламные кампании 2003 года с Кейт Мосс в нижнем белье и чулках и еще более откровенная кампания 2006 года с обнаженной Мариякарла Босконо (впрочем, такого ажиотажа, как 6 лет назад, нагая девушка на постере уже не вызвала).

Реклама Opium с Кейт Мосс, 2003 г.
Реклама Opium с Кейт Мосс, 2003 г.
Реклама Opium с Мариеякарла Босконо, 2006 г.
Реклама Opium с Мариеякарла Босконо, 2006 г.

И на этом, пожалуй, заканчивается история классического  «Опиума», поскольку в 2007 году, в год своего 30-летия аромат впервые меняет дизайн флакона, а еще через 2 года, парфюмеры YSL начинают экспериментировать и с содержимым.

Opium 2007: новый флакон и новая девушка к юбилею

Мрагоша Бела стала лицом Opium в 2007-2008 годах
Мрагоша Бела стала лицом Opium в 2007-2008 годах

К 30-летнему юбилею аромата Opium впервые радикально сменил имидж. Теперь не только реклама была другой – полностью изменился и внешний вид культового флакона. Словно бы, отмечая юбилей, дерзкий, как молодость, Opium попытался и сам стать «взрослее» и серьезнее. С рекламных постеров на нас смотрела совсем не «опиумная дива», а, скорее, роскошная спутница миллионера, которая может позволить себе любой каприз за его деньги. Опиумный шик сменился буржуазным. А непрозрачный флакон с окошком заменил вытянутый вверх резной стеклянный сосуд. Продержался этот дизайн всего два сезона. После чего классическая форма была возвращена, правда, с некоторыми изменениями. Не только внешними, но и по содержанию.

Opium - 2009

Первое серьезное переиздание парфюмерной композиции случилось лишь в 2009 году. Opium стал звучать чуть проще и современнее, при этом не потеряв первоначальной дерзости и роскоши, которые и хотел вложить в него сам Ив Сен Лоран. Версия 2009 года уже стала классикой. Аромат начинается с легкой кислинки бергамота и цитрусов, а раскрывается нотами жасмина, пряной гвоздики и розы. В завершении же композиции звучат ваниль, амбра и пачули.

В том же 2009-м парфюм вернулся в привычный «квадратный» флакон. Правда, он стал полупрозрачным, а «окошко» в нем стало больше и расположилось по центру сосуда. Новая «опиумная» дива – британская певица и модель Карен Элсон, казалось, была выбрана для этой рекламной кампании специально, чтобы «совпасть» цветом своих огненных волос с «одеждами» флакона. Однозначно, эта кампания может считаться одной из самых чувственных в истории дерзкого парфюма. Конкурировать с нею может разве что рекламное видео (не постер) 2011-го года с актрисой Эмили Блант, походя укрощающей леопарда.

Belle d`Opium

Следующим значимым событием в истории Opium стал выпуск более молодежной и цветочно-фруктовой версии под названием Belle d`Opium в 2010 году. Флакон и его содержимое довольно сильно отличались от оригинала. Загадочное лиловое стекло, позолоченные детали... Парфюмеры Альберто Мориллас и Онорин Блан смешали в нем лилию касабланку, ладан, добавив к ним кальянный аккорд. В сердце аромата присутствует белый перец, а сладкий персик в шлейфе делает аромат более нежным и юным.

Рекламная кампания Belle d`Opium с Мелани Тьерри, 2010 год
Рекламная кампания Belle d`Opium с Мелани Тьерри, 2010 год

Лицом Belle d`Opium стала молодая французская актриса Мелани Тьерри, с невероятной пластикой и чувством исполнившая перед камерой танец современной Саломеи. Но и тут не обошлось без провокаций: на видео отчетливо видно, как актриса быстро проводит указательным пальцем по вене от локтевого сгиба к запястью. Этот мимолетный жест был воспринят как намек, и очередная рекламная кампания парфюма попала под запрет на ряде телеканалов и в ряде стран. Однако, в век Youtube и быстрого Интернета подобные табу стали уже бессмысленными.

Opium Vapeurs de Parfum

Каждая реинкарнация культового парфюма очень на него похожа, но в то же время сильно отличается. Как это так? - спросите вы. Дело в том, что парфюмеры дома Saint Laurent без зазрения совести миксуют традиционные для «Опиума» ноты с не совсем привычными. Так, например, Opium Vapeurs 2012 года получился сочным, фруктовым и даже тропическим благодаря мандарину, розовому перцу и апельсиновому цвету, которые идеально слились с жасмином, ванилью и мускатным орехом. 

Слева - реклама Opium Vapeurs de Parfum в форме туалетной воды. Свою "девушку" эта вариация "Опиума" не получила. 2012 год
Слева - реклама Opium Vapeurs de Parfum в форме туалетной воды. Свою "девушку" эта вариация "Опиума" не получила. 2012 год

Black Opium и Black Opium Nuit Blanche

Разумеется, в 2012 году эксперименты над композицией парфюмерной легенды не закончились. Уже через два года после этого, в 2014-м, на свет появился еще один аромат, призванный стать чьим-то фетишем и наваждением. Мягкий, теплый и в то же время дерзкий, но совсем не кричащий и не резкий - Black Opium с его узнаваемой кофейно-перечно-жасминовой нотой обрел настоящий успех у женщин всего мира.

Реклама Black Opium с Эди Кэмпбелл, 2014 год
Реклама Black Opium с Эди Кэмпбелл, 2014 год

Изначально парфюм задумывался как рок-н-ролльная версия классического Opium. Своей основной целью новый аромат совершенно очевидно выбрал молодежную аудиторию бренда. И если вы видели рекламный ролик Black Opium с брюнеткой Эди Кэмпбелл в главной роли, вы понимаете, о чем речь. Нам как бы говорят: провокационный парфюм от Yves Saint Laurent не собирается становится белее и пушистее:

А уже в 2016 году свет увидел Black Opium Nuit Blanche. Темно-лиловый флакон с вкраплениями розового золота стал сосудом для ароматного элексира, олицетворяющего женственность и таинственность. В рекламной кампании обновленного «черного опиума» мы снова видим британскую модель Эди Кэмпбелл, а слоган новой кампании недвусмысленно заявляет: «Ночь еще не закончилась». Рис, бурбонский перец, анис, кофе, пион, апельсиновый цвет, карамель, молоко - эта «ночная» версия всеми любимого «Опиума» получилась гурманской и уютной.

Реклама Black Opium Nuit Blanche с Эди Кэмпбелл, 2016 год
Реклама Black Opium Nuit Blanche с Эди Кэмпбелл, 2016 год

В апреле 2017-го в семействе «опиумных» ароматов расцвел еще один. Black Opium Floral Shock ─ неожиданно цветочный, насыщенный нотами белых цветов гардении, фрезии и цветов апельсина. А еще в нем много сахарной груши. Это, безусловно, смелый шаг в сторону от классического состава аромата, которая кому-то придется по вкусу, а кого-то и впрямь шокирует. Но вряд ли этот эксперимент будет последним в великой «опиумной» истории.

Кадр из новой рекламной кампании 2017 года и сам новый аромат Black Opium Floral Shock
Кадр из новой рекламной кампании 2017 года и сам новый аромат Black Opium Floral Shock

Источник фото: архивы пресс-служб