На туалетных столиках всех членов семьи Романовых, за исключением, пожалуй, цесаревича Алексея (в силу совсем юного возраста), можно было обнаружить любимый парфюм. Рассказываем, какие ароматы выбирали император Николай II и его семья.
Император Николай II и первое парфюмерное производство в России
Последний российский император пользовался ароматом от бренда «А. Ралле и Ко». Стеклянный флакон, украшенный серебром, золотом, бриллиантами и монограммой царя, хранится в музее в Царском селе, но, увы, пустой. Поэтому какой именно аромат предпочитал для себя император остается загадкой. Бренд «А. Ралле и Ко» до сих пор выпускает свою продукцию, но уже на заводе «Свобода». А во времена Российской империи фабрика «А. Ралле и Ко» была первым парфюмерным производством и официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В 1843 году француз Альфонс Ралле рискнул открыть в России парфюмерное производство — и не прогадал. Рецептуры средств были разработаны иностранными специалистами, но производство находилось в Российской империи. На фабрике Ралле изготавливали не только ароматы в различных концентрациях, но и другую косметику — пудру, помады, мыло. До Ралле в России тоже были заводы, которые производили косметику — мази, кремы, но не парфюмерию. Завод Ралле был первым именно парфюмерно-косметическим.
Ралле недолго пробыл во главе завода и передал руководство Эдуарду Бо (чей сын, Эрнест Бо, является автором парфюма Chanel №5). Предприятие расширялось: его продукция получала престижные парфюмерные награды на выставках за рубежом и была признана на мировом уровне, по всей территории России строились новые фабрики, а на юге страны развивали эфиромасличные заводы, при которых выращивали плантации растений.
Императрица и Atkinsons
В отличие от супруга, императрица предпочитала британскую парфюмерию. Любимым ароматом Александры Федоровны был «White rose» («Белая роза») от лондонского парфюмерного дома Atkinsons, который был основан еще в 1799 году Джеймсом Аткинсоном. Его творения нравились многим королевским особам.
Сам парфюм «Белая роза» не был розой в чистом виде. Его описывают как озоновый аромат с нотами розы и малины. Несколько лет назад Atkinsons перевыпустил эти духи под новым названием White rose de Alix, посвятив его императрице Александре Федоровне, которую в кругу семьи ласково называли Аликс (читайте также: Любимые парфюмы королевских особ: от Елизаветы до герцогини Кейт).
Великие княжны и ароматы от Coty
Дочери Николая II отдавали свое предпочтение цветочным ароматам от французского парфюмерного дома Франсуа Коти. Флаконы для которых создавал знаменитый художник по стеклу Рене Лалик — каждый из них выглядел как произведение искусства.
Каждая из сестер выбрала свой парфюм. Старшая дочь императора Ольга любила первый аромат бренда «La Rose Jacqueminot» («Чайная роза»). Верхние ноты аромата — это целый букет из роз, болгарской, чайной и розы Жакмино (этому сорту роз Федор Сологуб посвятил целое стихотворение). В средних нотах слышны жасмин, дамасская роза, фиалка, иланг-иланг и специи, а база сочетает в себе амбру, мускус и сандаловое дерево. Интересное совпадение: первый аромат марки Coty стал любимым парфюмом первой дочери императора Николая II — парфюмерный первенец для императорского первенца.
Вторая по старшинству сестра, Татьяна, выбрала для себя амбровый аромат «Jasmin de Corse» («Корсиканский жасмин») с жасминовым шлейфом. Кстати, этот же аромат любила и Марина Цветаева.
Любимые духи Марии — «Lilas Pourpre» («Пурпурная сирень»), аромат цветов сирени на пудровой базе. А младшая сестра Анастасия выбрала для себя «La Violette Pourpre» («Пурпурная фиалка»), сладкий за счет ванильной базы аромат с фиалковой серединой (читайте также: Запах королевской свадьбы: какие духи выбирали для бракосочетаний принцессы).
Парфюмерия в Российской империи
«А. Ралле и Ко» была первой, но не единственной парфюмерной фабрикой. В 1860-х в Россию приезжает Анри Брокар (позднее — Генрих Афанасьевич Брокар), потомственный французский парфюмер. И в 1864 году он открывает в Москве свою фабрику, на которой производили мыло. Будучи блестящим предпринимателем, Анри Брокар изучил московский косметический рынок и заметил, что «мыльная» ниша практически не занята.
Первым продуктом Брокара стало «Детское мыло», на брусках которого изображали одну из букв алфавита (первый и далеко не единственный хороший маркетинговый ход: желающие могли собрать целый «мыльный» алфавит и увеличить продажи продукции Брокара). Ассортимент расширялся, следом появилось мыло «Народное», которое мог себе позволить каждый, потому что стоило оно одну копейку. «Народные» пудра и помада тоже пользовались популярностью. «Бьюти-бокс» от Анри Брокара был популярным подарком среди небогатого населения Москвы, он содержал три полноразмерных продукта: пудру, помаду и мыло, — стоил всего три копейки и стал желанным подарком для жен и дочерей рабочих и крестьян. Пожалуй, можно считать Анри Брокара первым производителем косметики и парфюмерии в сегменте масс-маркет в России.
Еще один знаковый товар фабрики Брокара — мыло «Огурец», которое в точности повторяло внешний вид овоща и приобреталось не только как косметический товар, но и в качестве подарка или игрушки. Дело пошло в гору: Брокар расширял свое производство и из маленькой мануфактуры оно превратилось в «Торговый дом Брокар и Ко». Кстати, немаловажную роль в развитии бренда сыграла супруга Анри Брокара, Шарлотта, которая обладала творческим складом ума и придумывала рекламные кампании для продукции фабрики мужа. Среди ее маркетинговых идей, например, размещение портретов красивых девушек на этикетках мыла, которые покупатели вырезали и вешали на стену как картины. Вместе с супругом Шарлотта придумала выпускать наборы пробников мыла с разными ароматами — это был хит продаж.
Любимый букет императрицы
Компания «Брокар и Ко» также была поставщиком двора Его Императорского Величества. Бренд получил звание в 1913 году, к 300-летию дома Романовых. И вот как это случилось.
В 1870-х годах Анри Брокар преподносит дочери императора Александра II, Марии Александровне, цветочный букет из ароматизированного воска, где каждый цветок обладал своим ароматом. Мария Александровна, конечно же, была сражена подобным подарком и вскоре появился аромат «Любимый букет императрицы». Считается, что его композиция повторяет те ноты, которые звучали в цветах того самого воскового букета.
В 1900 году Генрих Афанасьевич Брокар уходит из жизни, оставляя свою парфюмерную империю наследникам — жене и сыновьям. К этому времени в «Брокар и Ко» работали профессиональные парфюмеры, среди которых был Август Мишель. К 300-летию дома Романовых многие предприниматели выпускали особенную продукцию, посвященную этому событию и «Брокар и Ко» не стал исключением.
Работу над эксклюзивным ароматом поручили как раз Августу Мишелю, что стало поворотным событием в его биографии и навсегда вписало его имя не только в историю Российской империи, но и Советского союза. По легенде считается, что он вспомнил о «Букете императрицы» и решил воссоздать этот аромат. Парфюмер не просто повторил тот «букет», а осовременил его с помощью альдегидов — это была парфюмерная новинка того времени. За счет них брокаровский букет значительно преобразился. Парфюмерную новинку преподнесли Марии Федоровне, матери императора Николая II.
Посвятив это произведение парфюмерного искусства вдовствующей императрице, создатели аромата хотели назвать парфюм в ее честь и разместить на флаконе ее портрет. Так он стал носить название «Любимый букет императрицы» — это Мария Федоровна разрешила, а вот идея с ее портретом на упаковке показалась ей вычурной. Поэтому на коробке и на флаконе императорского парфюма изобразили Екатерину II. Считается, что «Любимый букет императрицы» не канул в лету, а лишь претерпел ребрендинг и сегодня носит название «Красная Москва». Те самые духи, которые еще во времена СССР были парфюмерным символом России и были желанным подарком у многих советских женщин.
Фото: Getty Images