В наше время макияж уже перестал быть сугубо женской прерогативой и табу для мужской половины населения. Благодаря социальным медиа и активно растущему бьюти-блогингу мужчинам предоставляется отличный шанс разрушить все гендерные стереотипы, связанные с макияжем – тем более, что на их стороне выступает сама история.
Период с 4-го тысячелетия до нашей эры и по XVIII век – это время, когда мужчины прибегали к помощи макияжа почти что на регулярной основе и лишь три века назад человечество отдало декоративную косметику в исключительное пользование женщин.
И как же это произошло?
Переломный момент пришелся на период правления британской королевы Виктории I, которая считала ношение косметики чистой вульгарностью, и это мнение нашло широкую поддержку у представителей Англиканской церкви. В Викторианскую эпоху макияж считался не самым достойным делом как в церковных, так и в королевских кругах и стал ассоциироваться с тщеславием, дьявольскими происками и с женским началом.
В то время религиозные взгляды продолжали формировать общественное сознание и задавать культурные ценности по всему миру. Так что неудивительно, что в конце концов понимание мужественности и список ее прерогатив начал заметно сужаться, а макияж стал табу номер один для представителей сильного пола.
До XX века макияж пробыл в статусе «for girls only», но за последние годы начал активно высвобождаться из-под влияния гендерных ограничений и возвращаться, как бы удивительно это ни звучало, к своему изначальному статусу – unisex, каким он и обладал в древние времена.
Древний Египет
Культ мужественности был одним их самым значимых в древнеегипетской культуре и немаловажную роль в нем играл макияж. Уже 4 тыс. лет назад египтяне использовали черный пигмент для того, чтобы вырисовывать глаз Гора и другие сакральные символы на своем лице. Спустя еще пару тысячелетий появились карандаши для бровей и глаз, малахитовые тени, вещества для губ и щек с пигментом охры, которыми на равных правах пользовались женщины и мужчины.
Правда, в то время марафет всегда нес символическую нагрузку: например, зеленые тени, по верованиям египтян, пробуждали богов (вышеупомянутого Гора и Ра) и отпугивали таким образом самые тяжелые болезни. Яркая подводка на глазах мужчины могла говорить о его статусе и богатстве. Так что древние египтяне однозначно знали толк в макияже.
Древний Рим
Перенесемся в первый век нашей эры и посмотрим, как пользуются макияжем славные римляне. И тут разнообразия уже гораздо больше, чем у древних египтян: они любят наносить красный пигмент на щеки, осветлять кожу с помощью специальной пудры и даже красить ногти с помощью желудочного «эликсира» из свиного жира и крови. После того, как вы узнали об этом факте, грех не поблагодарить современных производителей лаков за приятные и сердцу, и глазам составы.
Елизаветинская Англия
В период правления королевы Елизаветы I макияж пользовался высокой популярностью у мужчин, среди которых особенно ценилась чистая, доведенная до максимальной белизны кожа – она была одним из самых важных составляющих мужской привлекательности.
Это была эра, когда макияж лица больше напоминал многослойный пирог и был далеко не безвреден для здоровья: в составе мейкап-средств того времени можно было обнаружить высокий процент содержания свинца, который часто становился причиной преждевременной смерти среди мужского и женского населения.
Франция XVIII века
Для тех, кто хоть немного знаком с историей Франции, не секрет, что славный король Людовик XVI был страстным любителем экстравагантных экспериментов в макияже и прическах. Впрочем, у последнего была вполне понятная причина: уже в 23 года Людовик облысел и пристрастился к парикам, а впоследствии привил любовь к ним всем французам. В этот период они также начали питать страсть к искусственным родинкам, которые, впрочем, неплохо смотрелись в сочетании с высокими каблуками и меховыми муфтами – прекрасным леди такой колорит был очень даже по душе.
Голливуд 1930-х
Как уже было сказано, обществу потребовалось немало времени, прежде чем макияж перестал быть исключительно женской прерогативой (за что большое «спасибо» мужчины должны сказать королеве Виктории). Долгожданное возрождение началось в 30-е годы XX века в Голливуде с формированием современного кинематографа в США. Тогда мейкап стал лучшим другом не только актрис, но и актеров – необходимость грима сравняла счеты, и теперь сильный пол получил шанс обжаловать свои исторические права на полноценный марафет – без всяких предрассудков, но, как и у древних египтян, – по служебному долгу и статусу. И да, даже знаменитый образ метросексуала Кларка Гейбла – это во многом заслуга грамотно примененных мейкап-средств.
70-80-е
О мейкап-трендах среди мужчин в этот период говорить еще сложно, но их уже предопределяли такие рок-звезды, как Стивен Тайлер, Дэвид Боуи и Принс. Тогда же в бьюти-индустрии начали свое восхождение лучшие мейкап-артисты своего времени – Вэй Бенди начал работать в 1967 году, а за ним последовал Кевин Аукойн и Скотт Барнс, кисти которого поработали с лицом чуть ли не каждой голливудской звезды. Для тех, кто не заметил: каждый из них – мужчина (читайте также: «7 полезных мейкап-артистов от визажистов недель моды»).
2000-е
Американская поп-культура в первом десятилетии 2000-х годов развивалась с огромной скоростью и вбирала в себя многие атрибуты различных субкультур. Во многом благодаря этому в этот период родилось особенное явление – гайлайнерство (Пит Вентц, Джаред Лето, Адам Ламберт, Марк Джейкобс), термин, буквально подразумевающий мужской мейкап. В свое время оно часто употреблялось в отношении популярных поп-панк-исполнителей и их фанатов. В этот же период было кардинально переосмыслено понятие метросексуальности, а бьюти-бренды начали постепенно выпускать отдельные линии декоративных средств для мужского макияжа.
2010-е и по сегодняшнее время
Хотя макияж для мужчин на этом этапе еще не считается стандартным понятием, развитие новых медиа позволило мужчинам, великолепно разбирающимся в макияже, стать общепризнанными бьюти-гуру и завоевать миллионную аудиторию в социальных сетях (читайте также: «16 советов от Instagram-блогеров (запрещенная в России экстремистская организация), у которых мы покупаем косметику»). Это ли не победа над многовековыми стереотипами? Ведь современный макияж – это не столько женственность, сколько желание подчеркнуть красоту каждого человека вне зависимости от его гендерной принадлежности.
Фото: Getty Images, фотобанки пресс-служб, кадры из фильмов