В России нет единого законодательного документа, регламентирующего понятие «натуральная косметика». Поэтому что под ней понимать каждый производитель решает сам. Кто-то называет свой продукт натуральным при наличии в нем 95% натуральных компонентов, а кто-то – добавляя пару капель масла ши или экстракт ромашки (при этом в составе могут быть и синтетические, и небезопасные компоненты ─ минеральные масла, парабены, и т.д.).
Чтобы ввести единые нормы для органической, натуральной и экологичной косметики, по всему миру были созданы организации, занимающиеся сертификацией такой косметики. Эксперт и создатель марки Botavikos, участник мастер-классов BSP и конференций РПКА по растительной косметике Яна Вершигрук рассказывает, что обозначают разные сертификаты, как их получить и в чем отличие Eco, Natural, Organic, и Vegan-косметики.
В мире
Эко-сертификат получают продукты, производство и применение которых не вредит окружающей среде.
Natural и Organic означают, что в косметике преобладают натуральные или органические компоненты (их процент варьируется в зависимости от конкретного сертификата). Также такая сертификация обычно предполагает дополнительные требования по безопасности компонентов для человека.
Vegan диктует этичное отношение к животным на всех этапах производства косметики: начиная от выбора ингредиентов и заканчивая тестами для подтверждения свойств продуктов.
В России
В нашей стране есть несколько так называемых частных стандартов натуральной косметики: «Листок жизни. Органик», BIO.RUS и «СДС Святобор». Эти стандарты можно получить в рамках Систем добровольной сертификации, и их получение собственно даже не является обязательным.
Также в теории любой российский бренд может получить сертификат любой признанной мировой организации. В сертифицикацию входит проверка сырья и всех этапов производства косметики, а также процент содержания органических, натуральных и синтетических веществ, входящих в состав. Многие организации проверяют также упаковку косметики и соблюдение норм по защите окружающей среды на всех этапах.
Кто сертифицирует
Самый требовательный стандарт качества органической и натуральной косметики ─ Cosmos ─ учитывает все, даже то, как продукт будет разлагаться в природе. Единый стандарт сертификации натуральной косметики основали европейские организации BDIH, Cosmеbio, Ecocert Greenlife, ICEA и Soil Association. Этот стандарт присваивает косметике маркировки Cosmos Organic и Cosmos Natural. Обе регулируют процент содержания натуральных и органических компонентов в продукции.
Английская ассоциация Soil Association является одной из старейших и самых влиятельных в мире (действует с 1946 года), и именно она впервые ввела в косметическую среду понятие «органика». У ассоциации также есть две маркировки: Organic и Natural.
Международная ассоциация натуральной и органической косметики NaTrue различает три типа сертифицикации, в зависимости от процента содержания натуральных и органических компонентов, и присваивает косметическим средствам от одной до трех звезд.
NSF и USDA – американские сертификаты органической косметики. Их значки на упаковке означают, что в косметике не менее 95% и 70% органических ингредиентов соответственно.
Хотя подразумевается, что большинство сертификатов требуют отказ от опытов над животными, практически никто не запрещает при этом использовать продукты животного происхождения в производстве. Регулировщиками в этом вопросе выступают специальные организации, которые либо полностью запрещают использование в косметике компонентов животного происхождения (например, британская ассоциация Vegan Society), либо маркируют соответствующие этому требованию продукты отдельным знаком (сертификация от американской организации PETA).
Органическая косметика в России
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб