Из сезона в сезон, из года в год и из столетия в столетие, – каноны красоты изменяются до неузнаваемости постоянно. Впрочем, одно остается стабильным – желание мужчин и женщин всегда выглядеть привлекательно в глазах тех, кто диктует новые стандарты. Почему так происходит? Кандидат психологических наук Елена Станковская анализирует наши взаимоотношения с собственной внешностью.
Красивая философия
В стремлении человека украшать себя нет ничего особенного, да и нового нет. Идея «работы» с физическим обликом практически всегда связана с заботой о душе. Французский философ Мишель Фуко писал, что «европейская личность» такой, какой мы знаем ее сейчас, во многом сформировалась через практику заботы о себе. Изначально это было привилегией правителей. Люди, обладавшие властью, довольно рано осознали, что одним из механизмов управления другими может стать развитие собственной личности и обаяния.
Еще в античные времена сформировались ритуалы развития духа и тела: философия и гимнастика шли рука об руку. Женская история изначально больше склонялась в сторону телесности: термы, макияж, мази, ароматы – все это было частью культуры и способом подчеркнуть свое превосходство и произвести впечатление на окружающих. Кроме того, стараясь «сделать себя лучше», люди в какой-то мере реализовывали свои эстетические потребности, внося, таким образом, посильный вклад в приумножение красоты вокруг.
Пятилетка в помаде
Сегодня исходные посылы изменились мало. Но отношение людей к собственной внешности давно перестало быть нейтральным: оно находится под постоянным давлением многомиллионного бизнеса и средств массовой информации. Когда мы испытываем глубокий стыд за волосы на ногах или переживаем за то, что не можем купить дорогой крем, то, как правило, за этим стоит огромная индустрия, которая навязывает определенные правила поведения.
Недавно были опубликованы исследования, показывающие, что современные девочки пяти-семи лет уже разбираются в трех видах помад, а битва со старостью начинаетcя примерно в 20–25 лет. Еще одно интересное исследование «прилетело» с островов Фиджи. На этой территории до появления там телевидения не было зафиксировано ни одного случая расстройства пищевого поведения. После «пришествия» голубых экранов активный словарь местных жителей пополнился словами «булимия» и «анорексия». И это совсем неутешительно.
Финансовое решение
Культура всегда задает призму, через которую мы смотрим на нашу телесность. Сейчас тело воспринимается как «индивидуальный проект»: нечто такое, что я тренирую и «вожу» на процедуры. Это то, через что видны мои усилия. Вес становится показателем нашей успешности в этом бьюти-проекте, а невозможность добиться нужного результата воспринимается как личная неудача.
И вот тут как раз возникает серьезная проблема – дистанцирование от собственного тела. Мы даже можем злиться на то, что оно «хочет шоколада» и мешает нам быть прекрасными! Но как только это происходит (я имею в виду не шоколад), то верх над разумом и собственными ощущениями берут общественные стереотипы, которые навязывают «свои» методики решения проблемы – покупку абонемента в фитнес-клуб, доставку готовой еды... Ведь человек, который чем-то не удовлетворен, будет направлять силы на исправление ситуации. Он сразу становится экономически активным и начинает покупать товары и услуги. Тот, кто живет в гармонии с собой, гораздо реже тратит деньги на «необоснованный тюнинг».
Тотальная нежность
Некоторые думают, что если в детстве говорить девочке: «Ты самая красивая», то она обязательно вырастет уверенной и в себе, и в окружающем мире. Но это не совсем так. Когда ребенок постоянно слышит о собственной неотразимости, то начинает придавать внешности особое значение. Похвала для детей притягательна, и есть опасность, что вся последующая жизнь превратится для них в поиск одобрения внешности и тревогу по поводу его отсутствия. А это уже та самая зависимость от чужого мнения, которая делает человека более ранимым. Вместо этого лучше быть более конкретными в обратной связи, хвалить не только внешность и делиться впечатлениями от общения с ребенком, а не сравнивать его с другими.
Если вы чувствуете себя неуверенно в плане внешности, то важно понять, насколько часто это происходит. Редкие казусы случаются абсолютно со всеми. Если же это чувство мешает жить и буквально преследует, то нужно разбираться, из какой истории выросла проблема. Может быть, есть какие-то непрожитые моменты, отвержение или, наоборот, восхваление, которые «застряли» в теле. Тогда важно сделать усилие и занять свежую позицию: понять, из какого опыта выросло такое представление о себе и как я сейчас это оцениваю.
Еще один важный момент по поводу телесности: быть в своем собственном темпе. Это очень широкая тема – как настроиться на свой ритм. Повторюсь: мы постоянно испытываем влияние извне. Социальные сети круглосуточно демонстрируют успешных, стройных, совершенных и все успевающих девушек. Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) создает иллюзию близости и реальности подобных образов, но на самом деле это не так. В большинстве случаев картинка не совпадает с жизнью. И даже если совпадает, это чужая «чашка чая».
Наша телесность имеет свой определенный ритм, но современная жизнь выбивает нас из природного хода вещей. И это очень дорогая цена за благополучие.
Когда я думаю про принятие себя и себя телесной, то первым на ум приходит слово «нежность». Мне кажется, именно оно передает то, как важно к себе относиться. С нежностью прикасаться, с нежностью принимать ванну, делать макияж... Кстати, makeup – это одна из форм самовыражения (если вы выражаете действительно себя, а не вмененные кем-то представления о себе). Он поднимает настроение, иногда создает чувство дополнительной защищенности и, конечно, дарит радость творчества. Да и просто удовольствие! И еще один совет по «практике принятия собственной внешности». Нужно как можно больше смотреть на разнообразие лиц и фигур, привыкая к естественности и натуральности. Нельзя равняться на «картинки». Наблюдение за реальной жизнью, за разной красотой, нестандартными фигурами, цветом кожи помогает найти путь к себе.
Фото: Getty Images