Бывали ли у вас в жизни случаи, когда вы забегаете в салон красоты подровнять кончики, а мастер начинает настаивать на том, чтобы срезать как минимум 15 сантиметров длины? Если да, то это неудивительно даже в том случае, если у вас здоровые и густые локоны. Понимаем, распрощаться с ними бывает непросто, но ведь эксперту виднее, не правда ли? Именно так, к слову, думают многие девушки и, полагаясь на профессиональное мнение, да и в целом взгляд со стороны, соглашаются и… разочаровываются. А все потому, что замысел парикмахерши, стремящейся «погасить» красоту длинноволосой красавицы и устранить главный символ ее привлекательности работает безотказно.
Оказывается, самый обыкновенный совет мастера по волосам не так невинен, каким кажется на первый взгляд. Такое неожиданное открытие сделали австралийские психологи. Их статья, опубликованная в журнале Personality and Individual Differences, приводит результаты исследования, в котором приняли участие 450 женщин в возрасте от 17 до 67 лет. В ходе эксперимента выяснилось, что те женщины-парикмахеры, в характере которых ярко выражено стремление к соперничеству с другими женщинами, довольно часто рекомендуют своим клиенткам короткую стрижку, но далеко не всем, а только тем, в ком видят потенциальных конкуренток. Таким образом они пытаются снизить их физическую привлекательность для мужчин, а как мы знаем, волосы — это главное украшение женщины, которое просто обожает противоположный пол (читайте также: Женская мизогиния: почему женщины ненавидят друг друга).
Участие в эксперименте принимали не настоящие мастера по волосам, а самые обыкновенные женщины разных профессий. Каждая из них прошла тестирование на уровень внутреполовой конкуренции в характере. После этого исследователи попросили их представить ситуацию, в ходе которой они работают парикмахерами в салоне красоты: им показали несколько фотографий девушек, отличавшихся по степени физической привлекательности. Волосы героинь сопровождались дополнительным описанием в каком состоянии они находятся. Разумеется, чтобы все было точно как в реальности, не обошлось даже без пожеланий клиенток: «парикмахершам» предлагалась информация о том, хотят ли женщины, чтобы у них состригли как можно меньше волос, или же столько, сколько необходимо по мнению парикмахера.
Как показали результаты, те «мастера по волосам», уровень внутриполовой конкуренции которых зашкаливал, поголовно советовали своим клиенткам сделать короткую стрижку, даже несмотря на хорошее состояние волос и их пожелание минимально укоротить ту длину, что у них уже есть. Интересно, что при этом активнее всего эта тенденция проявляется в ситуации, когда гипотетическая клиентка в той же мере внешне привлекательна, что и гипотетическая парикмахерша. А это, очевидно, банальная попытка устранить соперницу.
По мнению организаторов эксперимента, сквозь призму таких советов проявляется подсознательное стремление других женщин снизить конкурентоспособность потенциальных соперниц в «борьбе» за мужское внимание. При этом выяснилось, что более красивые и привлекательные клиентки в меньшей мере воспринимаются мастерами как конкурентки, поскольку они, с высокой степенью вероятности, уже состоят в отношениях. В то же время, по логике парикмахерш, «некрасивых» женщин короткая стрижка не сможет испортить еще больше, поэтому на них обращают меньше внимания и не предлагают радикальную стрижку (читайте также: 10 комплиментов, за которыми скрываются оскорбления).
В честности исследования можно не сомневаться, так как сам эксперимент был устроен таким образом, что все парикмахерш» и клиентки встретились впервые. Женщины никогда не виделись раньше и уж тем более не были близко знакомы, поэтому никакого реального соперничества между ними быть не существовало. Что в итоге? Мы понимаем, что у некоторых женщин заложено стремление выводить из строя других дам без каких-либо веских причин. Таким образом, желание «навредить и обезвредить» является врожденной поведенческой программой, которую с минимальным процентом вероятности можно полностью искоренить.
Фото: Shutterstock