С помощью парфюма мы соблазняем, искушаем, и приманиваем друг друга, потом заносим запах любимого человека или романтической истории на карту свой памяти и достаем оттуда, когда хочется пустить слезу или поумиляться. В конце концов, согласно статистике, заветные флаконы – это первый подарок, которым обмениваются влюбленные. Так что связь, как говориться налицо.
Интересно, что в названиях духов любовная тема прослеживается очень четко и постоянно. Здесь даже есть свои закономерности. Например, в самом начале XX века на показ выставлялось блаженство невинной любви. Отсюда всякие Premier Oui («Первое «ДА»), Arys; Pour Troubler («Для пробуждения чувства»), Guerlain; Vertige («Головокружение»), Coty.
В двадцатые годы, славные своей сексуальной раскрепощенностью, на первый план выходят названия воспевающие непостоянство и свободу нравов: Adieu Sagessе («Прощай, мудрость»), Jean Patou; Miss Flirt, Roget & Gallet; Ouvrez Moi («Открой меня») и Lubin Eteignons Tout («Выключи весь свет»). Дальше все шло только по нарастающей. Накал эмоций выплескивался с полок парфюмерных бутиков: Fruit Defendu («Запретный плод»), Paul Poiret; Sinner («Грешник»), Adrian; Aphrodisia, Faberge; Scandale, Lanvin; J'ai Ose («Я осмелилась»), Guy Laroche; Obsession («Наваждение»), Calvin Klein.
Ситуация немного успокоилась и вернулась к хорошей стабильной романтике (в рамках приятно организованного быта) в 1991 году с появлением парфюма Spellbound («Очарованный»), Estee Lauder. Потом пошли Eternity («Вечность»), Calvin Klein; True Love («Истинная любовь»), Elizabeth Arden, которые честно старались смягчить ситуацию эротического разгула и повернуть влюбленных лицом к вечным ценностям. Но это все, как говорится слова и «концепция», а вот ароматов посвященных историям любви и тем более вдохновленных любовью к конкретным женщинам, оказалось не так много. Они есть, но в очень и очень ограниченном количестве.
Shalimar, Guerlain
Самым богатым на романтические парфюмерные истории оказался дом Guerlain. За свою 190 летнюю историю и благодаря нескольким поколениям мужчин-парфюмеров там родилась целая коллекция ароматов, посвященных возлюбленным, спутницам жизни, а также красивым легендам об отношениях ─ Jicky, Mitsouko, Idylle и, конечно, Shalimar, созданный Жаком Герлен в 1925 году.
В основе этого шедевра лежит древняя легенда о великой любви правителя Индии Шах-Джахана к его жене – прекрасной Мумтаз Махал. Родив супругу тринадцать детей, она умерла родами четырнадцатого. В память о супруге и благодарность за прожитые вместе годы, Шах-Джахан возвел мавзолей-мечеть Тадж-Махал, находящийся в Агре на берегу реки Джамна, окруженный сказочным садом «Шалимар барх», что переводится, как сад любви. Он мечтал превратить жизнь своей возлюбленной в вечный сад наслаждений, и выполнил свое обещание с поправкой на трагические обстоятельства. Классический восточный парфюм Shalimar соткан из нот ириса, жасмина, майской розы, ванили, ладана. Но особенно чувственно, лирично и немного грустно в нем звучит лейтмотив сандалового дерева: такая ностальгическая мелодия по ушедшей, но оставшейся в сердце любви.
Blanche, Byredo
Бывший баскетболист, великан, с ног до головы покрытый татуировками, основатель марки Byredo Бен Горхэм – настоящий человек мира. Сын индианки и канадца, он родился в Швеции, окончил школу в Нью-Йорке, какое-то время жил в Канаде и потом поселился в Лондоне. Окончив школу искусств и погоняв (к слову сказать, весьма успешно) по площадке мяч, в двадцать восемь лет он встретил на своем пути Пьера Вульффа, который изменил его профессиональную стезю, обратив внимание на парфюмерию. Совсем не сентиментальный Бен понял, что аромат – это идеальный способ сохранить память о самых ярких и выразительных минутах жизни. И конечно, среди «незабываемого» нашлось место для любви.
Несмотря на внешность супергероя, Горхэм нежно и преданно любит свою жену Наташу и дочерей Инесс и Анук. Именно супруге посвящен аромат Blanche ─ один из самых романтичных ароматов Byredo. Учитывая, что Бен сам не создает парфюмерные композиции, а генерирует идеи, которые потом передает в руки профессионалам, то ему было важно правильно поставить задачу. «Впервые я изобрел аромат для определенного человека, ─ говорит он. – Blanche – мой подарок возлюбленной, которая больше всего на свете ценит запах чистоты. Это была долгая и трудная работа. Я хотел «поймать» ноты невинности и легкости, вот почему аромат получился таким прозрачным и наполненным воздухом».
Вот из такой красивой истории в 2009 году родилась цветочно-древесная композиция Blanche. Роза, розовый перец с Мадагаскара, садовые цветы, лесные фиалки создают невидимое облако, которое деликатной дымкой ложится на кожу, а теплый сандалово-мускусный шлейф надолго остается в памяти. Аромат получился легкий и нежный, как пушинка, невинный и священный, как настоящая и вполне современная любовь.
Shams Oud, Memo
Джеймс Моллой, идейный вдохновитель аромата Shams Oud, говорит, что это «настоящий витамин D во флаконе»: столько в этом аромате солнца, а точнее, не солнца, а согретой им кожи. Примерно столько же в нем любви, потому что этот парфюмерный подарок Джеймс преподнес своей жене Кларе, уроженке Андалуссии, впадающей в меланхолию от одного вида серого дождливого неба.
Shams Oud – не просто парфюмерное любовное послание, но древняя персидская легенда, согласно которой бог Митра каждый день катает солнце по небу в своей колеснице, удерживая на небосводе, а ночью проглатывает его и… светится изнутри. Фантастическая инсоляция во флаконе звучит терпким аккордом уда и специй.
Романтическая пара Моллой появилась не благодаря, а вопреки. Высокообразованная девушка из хорошей испанской семьи и простой ирландский парень, живущий и работающий на ферме, встретились 12 лет назад, дали друг другу обещание никогда не скучать и взявшись за руки отправились в мир нишевой парфюмерии. Так родился бренд Memo, название которого недвусмысленно обращается к нашей памяти и тем ярким моментам жизни, которые нельзя забыть. Счастливая пара не создает непосредственно парфюмерные композиции, но ищет для них идеи, открывает новые источники вдохновения и постоянно колесит по свету. Скучать им действительно не приходится: никакого однообразия, море эмоций и сплошной медовый месяц. Может поэтому ароматы Memo обладают удивительным качеством – волшебным образом переносить вас в «маленький личный рай» (в какой бы точке мира он ни находился).
Nejma 1-7, Nejma
Сказки для взрослых требуют особого мастерства, потому что не терпят банальности, а главное, в них уже почти никто не верит. Но двое талантливых молодых людей – Лиза Мари Бишофф и Кристиан Бусидан ─ рискнули взяться за «сочинительство» и создали целый парфюмерных эпос, воспевающий красоту и многогранностью любви.
Во время путешествия на Дальних Восток Лиза Мари услышала арабскую легенду о прекрасной Нейме, которая была похищена и продана в рабство. Но история оказалась со счастливым концом: красавец -изирь, сделал девушку своей женой, и у них родилось семь прекрасных и горячо любимых дочерей. Когда дочери выросли, то каждая из них создала аромат, чтобы увековечить память о счастливой романтической любви. Семь композиций, выпущенных парфюмерами Nejma – удачная попытка рассказать легенду современным языком. Все парфюмы восточные (что вполне логично и стилистически оправдано), но каждый по-своему уникален и неповторим. Пряно-медовые ноты нероли, горьковатые цветы кофе, мускус, уд, специи ─ все служит одной великой цели погрузить нас в сказочный мир «Тысячи и одной ночи», наполненный яркими красками, дорогими шелками, звоном украшений, разгоряченными телами и дурманящими парами масел.
Le Parfum de Therese, Frédéric Malle
Знаток и тонкий ценитель парфюмерного искусства Фредерик Маль, создавая свой бренд, предложил восьми лучшим парфюмерам мира воплотить в жизнь их заветные мечты. Задуманное удалось: под знаменем полной творческой и финансовой свободы родились настоящие шедевры, положившие начало коллекции Éditions de Parfums.
Девятый аромат был создан еще в 50-х годах великим мастером Эдмоном Рудницка и был предназначен для одной единственной женщины в мире – его супруги Терезы Рудницка, которая вместе с сыном стали единственными обладателями «секретной» и очень личной формулы. После смерти парфюмера, они поделились тайными знаниями с Фредериком Малем, и теперь этим пронзительно искренним «гимном торжествующей любви» могут наслаждаться все ценители фруктового шипра. Сегодня композиция звучит как драгоценный винтаж, вобравший в себя шарм прошлых эпох, когда духи должны были быть шикарными и завораживающими. Роза из Непала, слива, дыня, мандарин, калабрийский кедр, кожа и египетский ветивер отсылают воображение к золотому веку абсолютной женственности, когда дама, как и ее парфюм, могла позволить себе быть причудливой, непостоянной и многогранной. Иногда композицию Le Parfum de Therese называют будуарной, но правильнее было бы сказать, что это аромат счастливой женщины, которая может позволить себе в любой ситуации оставаться собой.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб