Поразительно, сколько одинаковых и совершенно не надоедающих вещей я делаю из раза в раз в Стамбуле. Программа по прилету традиционно включает комфортный автобус Havataş, на котором за полчаса и 10 лир я буду на площади Таксим. Именно в ее шумно-молодежных окрестностях я предпочитаю селиться, чтобы добираться в историческую часть города уже своим ходом. Приятная особенность турецкой столицы – это немыслимое количество бутик-отелей по цене хостела. Я очень люблю белый особняк в тенистом переулке, где располагается отель Mama Shelter. Террасы с шезлонгами и видом на город, завтрак для помешанных на здоровом питании, маски супергероев в качестве плафонов и антуража для идеальных фотографий в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), а еще трогательные кружевные платочки с вышивкой вместо табличек make up my room или do not disturb.
Не считая душевных посиделок с крепким чаем в районе Чихангир и более чинных трапез в районе Каракей, днем я обязательно хожу на поиски слоеного бюрека с сыром, освежающего айрана, сока из белого граната и мелкой ставридки «хамси» в пергаментном кульке, которую есть надо обязательно целиком! С наступлением сумерек вернувшийся голод призываю утолять с помощью мидий с рисом и смачной хрустящей булки «былык экмек» с рыбой и горой маринованного лука. И так каждый божий день.
Всегда немыслимо вкусно и урча от удовольствия, бродя в перерывах между едой по антикварным магазинам, книжным развалам, галереям, набережным, садам и базарам с немедленным желанием потискать каждого встречного драного кота. В последний визит я не просто слонялся по городу в поисках вдохновения, старых почтовых марок, керамических гранатов и кренделей с кунжутом, а разыскивал вполне себе конкретные вещи, заинтересовавшие меня как beauty-редактора.
Я уже давно не представляю свой быт без полотенец для хаммама (красивые, тонкие, быстро впитывающие и стремительно сохнущие), рифленой бадьи с одеколоном (благоухает не хуже оригинального Eau Savage, Dior) и плиток оливкового мыла, для изготовления которых идет абсолютно все – от шершавых косточек до сизых листочков.
С недавних пор список обязательных покупок пополнился более современными шедеврами турецкой beauty-индустрии. Сейчас, кстати, носиться по городу как угорелому вовсе не обязательно. Моя любимая марка Gülsha благополучно добралась до международного аэропорта Ататюрк. Ищите средства на основе дистиллята дамасской розы в главном сувенирном магазине с посудой и сладостями. Он там такой один, ровно посередине зоны вылета международного терминала, так что плутать не придется. Марка Gülsha в приличном виде появилась относительно недавно (в 1965 году), однако предки основавшей ее семьи Гюркан культивировали дамасскую розу и добывали из нее масло с 1892 года. Данный вид розы растет много где в регионе, однако самые благотворные свойства цветок получает в турецкой долине Испатра на юге страны, где в мае ее и собирают специально обученные женщины ни свет ни заря. Сейчас у марки в наличии три косметических продукта: розовая вода, розовый эликсир и розовая пыль. В Оттоманской империи розовой воде вообще приписывались магические свойства, иначе как сейчас объяснить бесконечный список того, что может делать Ultimate Rosewater – демакияж, тоник, лосьон после бритья, освежающий компресс для глаз, ингаляция, расслабляющая ванна, успокаивающее средство против укуса насекомых и так далее.
Комплекс с пипеткой Perfecting Rose Elixir считается средством ухода на пути к гладкой и сияющей коже. В ожидании чуда достаточно всего трех капель масла в день, нанесенных на кожу или смешанных с вашим любимым кремом. Необычный тонкий порошок Purifying Rose Dust легко смешивается с водой и работает как нежный и деликатный скраб (в качестве «отшелушивателя» там используются высушенные и измельченные крошечные розовые бутоны).
Другой претендент на всепоглощающую любовь – первый за всю местную историю бренд селективной парфюмерии Nishane. В 2012 году его придумали братья Мурат Катран и Мерт Гюзель, амбициозно возжелавшие закрепить значимость Стамбула на парфюмерной карте мира. У марки две линии – ароматы Cologne Parfumée в цветных стеклянных бутылях, рассчитанные в основном на турецкий рынок. В стране есть традиция предлагать гостю крепкий кофе, сладости и одеколон (он используется как ароматический антисептик, чтобы протирать руки при встрече и после еды). Именно это гостеприимная история и отражена в классической линейке.
Вторая линия Extrait de Parfum более коммерческая и понятная большинству потребителей, именно она продается в лучших магазинах 25 стран по всему миру. Ароматы из этой коллекции, так или иначе, закручены вокруг мятежной души города с его реверансами то в сторону Европы, то в сторону Азии. Здесь найдется место и местным сортам черного чая в стакане-тюльпане, и пахлаве, и рахат лукуму, и пирамидам разноцветных специй, и сохнущему под солнцем белью, и блеску летящей в Босфор рыболовной лески, и павильонам с кожей в Лалели…
Лично я однозначно подсел на бессовестный Pachulí Kozha с нотами подгоревшего меда, опилок и бархатцев и более сговорчивый Boszporusz с его мшисто-зелено-морской накидкой из шалфея, водорослей, соли, воды, льда и кружочками огурца. В следующий приезд планирую завести себе еще парочку ароматных любимцев из Nishane, ну и традиционно наесться от пуза.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб