С конца XX века Chanel №5 – самый продаваемый аромат в мире. А начиналось все в далеком 1921 году, когда Габриэль Шанель уже стала «королевой моды». Созданный ею стиль – это простота, свобода и комфорт. Настоящая революция в рамках женского гардероба. Но мадемуазель не собиралась останавливаться на достигнутом. Во время отдыха в Монте-Карло из дружеских бесед с художником Хосе Марией Сертом и его женой Мисей родилась идея создать собственные духи. И это стало поворотным моментом, поскольку до сих пор парфюмерия и кутюр шли параллельными дорогами и никогда не пересекались.
В истории Chanel N5 много ... русского. Во-первых, амбициозная цель наметилась в самый разгар романа Коко и великого князя Дмитрия (племянника царя Николая II), а Мадемуазель всю жизнь училась у своих мужчин и брала все самое лучшее из того, что они знали и умели. Во-вторых, именно князь Дмитрий познакомил её с парфюмером Эрнестом Бо, сыном бывших парфюмеров русского царского двора, который в результате и создал легендарную композицию.
Свои пожелания Габриэль высказала совершенно четко. Ей нужен был парфюм, который не был бы похож ни на один другой. Он должен был обладать многогранностью и противоречивостью, порывистостью и недосказанностью. Она ждала «аромат женщины, который пахнёт женщиной».
В чем же собственно состояло новаторство? В том, что в разработанной Эрнестом Бо «архитектуре» аромата нет главенствующих нот. Здесь нельзя говорить отдельно о розе или жасмине. Значение имеют только различные сочетания цветочных мотивов. Парфюмер использовал более 80 ингредиентов, усилив их для воспринятая нашего обоняния нотами альдегидов (высоко-летучих синтетических соединений, благодаря которым цветочные ноты становятся воздушными) в неслыханных до тех пор пропорциях.
Тем не менее, композиция №5 основана на цветах, собранных в разных уголках света. Здесь есть чувственный иланг-иланг с Коморских островов, волнующая и женственная майская роза и славный носитель вековых парфюмерных традиций жасмин из Грасса (который, кстати, в формулу добавила сама Коко Шанель), ваниль с острова Реюньон. Секретная формула до сих пор хранится в сейфе, шифр которого известен только бывшему парфюмеру дома Chanel Жаку Польжу.
Название новых духов стало настоящим скандалом и нанесло сокрушительный удар по романтически-лирической моде того времени. Простое число пять несёт в себе несколько смыслов. С одной стороны, это просто порядковый номер образца, который одобрила и выбрала сама Мадемуазель. С другой стороны, Габриеэль Шанель родилась под астрологическим знаком Льва, который стоит пятым в круге зодиака, а она всегда следовала знакам судьбы, отмечая ими свой творческий и жизненный путь. Ну и наконец, уникальное название легко запоминается и воспринимается во всем мире без перевода.
Дизайн флакона разработан лично Мадемуазель Шанель. Строгими линиями и закруглёнными углами он напоминает лабораторную колбу. Это настоящий образец чистоты и простоты стиля. Дорогая строгость и не показная (а значит, настоящая) роскошь вне времени и вне моды. До сих пор тончайшая пленочная мембрана наносится на горлышко флакона вручную и в ручную же заматывается двумя рядами хлопковой чёрной нити. Эти сложности нужны для того, чтобы защитить аромат от проникновения воздуха. Восковая печать с символом дома Chanel – гарантирует герметичность флакона.
Прежде, чем покорить мир, композиция №5 завоевала США, а потом Японию. Во время освобождения Парижа от захватчиков толпы солдат союзников часами простаивали у бутика на улице Камбон, чтобы заполучить драгоценный флакон. С 1959 года аромат присоединяется к постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, а художник Энди Уорхол посвящает ему целую серию полотен.
Аромат №5 – это история с продолжением. В 1986 году Жак Польж создал парфюмированную воду, в которой аутентичная композиция получила современное прочтение: верхние ноты были оживлены облаком цитрусовых, а шлейф усилен звучанием ванили. И наконец, этой осенью будет написана новая глава прославленной саги. Парфюмер дома Chanel Оливье Польж (сын Жака Польжа) приготовил сюрприз для поклонников легенды №5. Ждем с нетерпением!
Фото: архив Chanel