Все, что нужно знать о космецевтике

«Эко», органика и биодобавки давно не пустые слова для тех, кто привык следовать тренду заботы о себе. Этот ряд можно дополнить косметологическим термином космецевтика. Многие до сих пор не знают, чем именно космецевтические препараты отличаются от обычной уходовой или аптечной косметики. Сделать небольшой экскурс в историю и объяснить особенности космецевтики мы попросили врача anti-age медицины, разработчика собственной космецевтической линии GI BEAUTY Ильмиру Гильмутдинову.

Термин cosmeceutical (космецевтика), объединяющий слова косметический и фармацевтический, был популяризован доктором Альбертом Клигманом в 1980 году. При этом считается, что впервые предложен он был в 1961 году Рэймондом Ридом. Несмотря на то, что космецевтические продукты не требуют такого же анализа эффективности (доклинических и клинических исследований), как фармацевтические, доказательства их преимуществ неуклонно возрастают. Так тестирование in vitro и in vivo некоторых продуктов показало, что ингредиенты в составе космецевтики оказывают защитное и восстанавливающее действие на стареющую кожу. Космецевтика может продаваться в виде сывороток, кремов, лосьонов, мазей и так далее. Сегодня космецевтические средства имеют настолько богатые составы, что рассматриваются как альтернатива более инвазивным методам лечениям.

Отличие космецевтики от косметики и нутрикосметики

Косметические средства выполняют одну единственную функцию – уход за кожей (бонусом идет маскировка недостатков). Сколько бы эффектов производители косметики не заявляли на упаковке, истина одна – компоненты косметики работают исключительно на поверхности кожи и во внутренние слои эпидермиса проникнуть не могут. Популярная гиалуроновая кислота, входящая в состав многих кремов, из-за высокой молекулярной массы может оказывать только временный увлажняющий эффект, создавая на момент нанесения на поверхности кожи гидрофильную пленку.

Космецевтика имеет в своем составе компоненты, размер которых позволяет им проникать вглубь кожи и оказывать прямое или опосредованное влияние на структуры эпидермиса и дермы. Но помимо влияния на кожу извне, возможно улучшение качества кожи изнутри. И с этой задачей прекрасно справляется нутрикосметика (биологически активные добавки к пище, улучшающие состояние кожи, волос и ногтей). От лекарственных препаратов она отличается более низкой концентрацией действующих веществ, а от космецевтики ─ способом применения. Но если использовать одновременно и космецевтику, и нутрикосметику, можно усилить действие препаратов и получить wow-эффект от применения.

Все, что нужно знать о космецевтике

Что содержит космецевтика?

Главные и чаще всего используемые компоненты при производстве космецевтики ─ это витамины, аминокислоты, пептиды, протеины, факторы роста и растительные компоненты. В одном космецевтическом средстве обычно присутствует не менее 10 разнонаправленных ингредиентов.

  • Витамины. Многие космецевтические средства разрабатываются для решения проблем фотостарения кожи. Возможные варианты лечения включают использование местных антиоксидантов и соединений, которые помогают восстановить ДНК и стимулировать синтез коллагена. Одними из самых проверенных работающих витаминов являются А, Е, В3 и С.
  • Пептиды. Представляют собой химические соединения, состоящие из коротких цепей аминокислот. За последние 10 лет их использование в косметике неуклонно растет, потому что они помогают бороться с признаками старения. Они обладают способностью проникать в верхний слой кожи и выступать в качестве диспетчеров, регулировать работу фибробластов и контролировать производство компонентов внеклеточного матрикса.
  • Протеины. Основное преимущество, получаемое от использования протеинов в космецевтиках, это усиленное увлажнение кожи. Они увеличивают количество воды в роговом слое, тем самым сокращая морщины, вызванные обезвоживанием, повышают толщину и качество кожного барьера. Протеины часто добавляют в лечебные шампуни и кондиционеры: при повреждении кожи головы в области волосяного фолликула образуются крошечные отверстия, через которые могут проникать протеины в кондиционерах и шампунях.
  • Факторы роста. Использование факторов роста для омоложения кожи ─ новая и многообещающая история. Результаты изучения роли факторов роста в заживлении ран вызвали большой интерес к роли этих молекул в физиологии кожи. В настоящее время на рынке есть различные космецевтические продукты, содержащие один или несколько человеческих факторов роста. Результаты клинических исследований показывают, что их местное применение эффективно противодействует признакам старения кожи.
  • Растительные компоненты.Среди активных компонентов значатся гинкго билоба, силимарин, женьшень, соя и зеленый чай, которые обладают антиоксидантной и противовоспалительной активностью, а также другими полезными эффектами.

Нанотехнологии в космецевтике

Одна из основных задач космецевтики – проникновение полезных ингредиентов вглубь кожи. И здесь никак не обойтись без проводников. Новые наноносители, такие как липосомы, ниосомы, наноэмульсии, микроэмульсии, твердые липидные наночастицы, наноструктурированный липидный носитель и наносферы, заменили использование «обычной» системы доставки. Эти наноносители имеют преимущества в виде улучшенного проникновения в кожу, контролируемого и устойчивого высвобождения активного компонента, высокую стабильность и целенаправленность действия.

Все, что нужно знать о космецевтике
Резюме: главные отличительные особенности космецевтики
  • в основе производства космецевтики лежит большая наука ─ инновационные разработки ученых разных стран;
  • космецевтические продукты продаются исключительно в аптеках или специализированных магазинах, что делает их менее доступными и более привлекательными;
  • в составе только дорогие качественные компоненты;
  • высокая концентрация ингредиентов в космецевтических средствах требует профессионального подхода к подбору продукта и схемы его применения;
  • космецевтика, как и любой фармацевтический препарат, за счет высокой активности компонентов может вызвать покраснение, раздражение или любую другую нежелательную реакцию организма, если использовать ее неправильно;
  • в составе качественной космецевтики нет отдушек и красителей, которые могут являться потенциальными аллергенами.
Эксперт:
Ильмира Гильмутдинова

Ильмира Гильмутдинова ─ врач anti-age медицины, трансфузиолог, дерматовенеролог, специалист в области клеточных технологий, разработчик собственной космецевтической линии GI BEAUTY

Личный сайт

Фото: Getty Images