Скандальному дизайнеру поколения нулевых Ли Александру Маккуину удалось невозможное: взорвать безмятежную на тот момент английскую моду своей сильной, мрачной, театральной и всегда романтичной эстетикой. Вряд ли эпатаж и сенсация были самоцелью «несносного британца». Хулиганские побуждения Александра Маккуина диктовались прежде всего искренним желанием рассказать миру неведомую никому истину, очевидную только ему самому. «В том, что я делаю, есть много зловещего и личного, в свой труд я всегда вкладываю часть себя — много меланхолии, романтики, печальной романтики. Наверное, я очень грустный человек», — рассказывал сам дизайнер.
Творческий путь модного enfant terrible (с фр. – ужасный ребенок), как его часто называли критики, представлял собой бесконечный вызов обществу: каждый его показ — это шокирующий концептуальный перформанс и своего рода маленькая революция как для мира моды, так и для всей планеты — равнодушных к его творчеству не было.
11 февраля 2010 года в свои 40 лет, не сумев пережить смерть самого близкого человека — своей матери Джойс — ранимый и эмоционально истощенный Маккуин трагически ушел из жизни — дизайнер был найден в своем доме повешенным. При этом Ли относился к самому явлению смерти крайне спокойно, она его не пугала: «Важно рассматривать смерть как часть жизни. Это конец цикла — все в мире имеет конец. Оконченный цикл жизни позитивен, потому что он освобождает место для нового». Как-то в интервью, взятом у Маккуина его матерью, он сказал, что больше всего боится умереть раньше нее.
Особое творческое видение дизайнера оставило миру главное — неизгладимое вечное наследие Александра Маккуина: революционные идеи, бессмертная эстетика модного Дома Alexander McQueen, успешно поддерживаемая креативным директором Сарой Бертон, вдохновение и творческий импульс для неравнодушных к искусству и красоте людей по всему миру.
Мы собрали самые необычные и малоизвестные факты из творческой биографии дизайнера, которые говорят о том, что мир моды действительно лишился гения.
Вдохновение Джеком Потрошителем
Свою выпускную коллекцию под названием «Джек Потрошитель выслеживает свои жертвы» Александр Маккуин посвятил ужасающим событиям, связанным с серийным убийцей (читайте также: «Джек Потрошитель: неизвестный безумец, признанный художник или британский принц?»). Коллекция была выполнена в стиле Викторианской эпохи, а в подкладку вещей дизайнер вшивал свои собственные волосы. Коллекция была полностью выкуплена его другом и наставницей, модным редактором Изабеллой Блоу, за 50 000 фунтов стерлингов в рассрочку по 100 фунтов в неделю. В будущем такая мрачная и «безобразная» эстетика прослеживалась во многих показах Маккуина.
«В своих шоу я стремлюсь показать зрителям не самые приятные стороны жизни: голод, кровь, нищету. Я смотрю на эту ограниченную модную тусовку в дорогих «прикидах» и темных очках, интересующихся лишь только модой, и хочу заставить их задуматься и о других вещах. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это устраивает».
Маккуин мог бы стать фотожурналистом
Если бы Александр Маккуин не стал дизайнером, он предпочел бы профессию фотожурналиста. «Это современное искусство, позволяющее запечатлеть случайный момент и отразить реальность. Я бы точно не смог стать архитектором, потому что не обладаю достаточным интеллектом и терпением».
Коллекция для M.A.C.
Сегодня M.A.C. Cosmetics — одна из самых популярных косметических марок в мире. Но еще в 2007 году именно Александр Маккуин, вдохновленный легендарным взглядом Элизабет Тэйлор в фильме 1963-го года «Клеопатра», первый создал лимитированную дизайнерскую коллекцию в рамках коллаборации с косметическим брендом. Макияж в египетском стиле в зеленых, голубых и бирюзовых тонах с яркими стрелками имел ошеломительных успех.
Ужин с Елизаветой I и Иисусом
Однажды, в интервью своей матери на вопрос о том, кого бы Александр пригласил на обед, дизайнер назвал Елизавету I и Иисуса из Назарета. «Я бы пригласил Елизавету I, потому что она была анархистка: она основала англиканскую церковь и справилась с Францией и Шотландией. А также Иисуса из Назарета, чтобы проверить, существует ли он на самом деле, или мы просто на протяжении двух тысяч лет читали сказку, как про Питера Пэна. Или Мэла Гибсона, если Иисус все же не существует», — шутил дизайнер.
«Тело» Жизель Бундхен
Не многие знают, но именно благодаря Маккуину мир узнал о длинноногой бразильянке Жизель Бундхен. В начале модельной карьеры Жизель пришлось столкнуться со многими трудностями и отказами, пока в возрасте 20 лет британский дизайнер, восхищенный ее телосложением, не предложил Жизель участвовать в его показе. Впоследствии Маккуин дал модели прозвище «Тело».
Прогулка по ветру
«Я поддерживаю идею о связи человека с природой, однако считаю, что не всем дано ее постичь», — проблема гармонизации этой связи всегда воспринималась Маккуином как «вечно новая», и практически все его шоу, так или иначе, отсылали к ней. Так, в 2003 году на показе «Scanners» модели в длинных эффектных платьях-кимоно сражались со стихией ветра в огромной аэродинамической трубе.
Показ «Plato`s Atlantis» в 2010 году был видением дизайнера возможного апокалипсиса: модели, облаченные в змеиную кожу с инопланетными прическами и в легендарных туфлях «Броненосец» на 30-сантиметровых каблуках, олицетворяли полулюдей-полурептилий будущего. Это было первое шоу, которое транслировалось онлайн — очередное наследие, ставшее сегодня привычной нормой.
Нет дискриминации
Несмотря на то, что Лондон — один из самых многонациональных городов в мире с существенной индийской диаспорой, еще не так давно ни один дизайнер не осмеливался приглашать на свои показы моделей-представительниц этой культуры. Ярый противник дискриминаций любого характера Александр Маккуин первый поддержал индийских красавиц, доверив им демонстрировать свои коллекции.
«Женщины должны внушать страх»
Будучи братом трех сестер, Маккуин знал, как часто женщины могут подвергаться насилию со стороны мужчин. Полный энтузиазма сделать женщин более уверенными и свободными, он никогда не старался их оберегать — он хотел, чтобы они сами защищались.
«В моих работах всегда есть скрытая, немного зловещая сторона женской сексуальности. В детстве я видел только один образ женщины — она вышла замуж, переехала в маленький городок, родила детей, готовит им завтрак, обед и ужин, а затем ложится спать, и так изо дня в день. Я считаю это неправильным. Я хочу выбросить этот образ из головы».
Александр Маккуин уже давно перестал быть просто эпатажной личностью, талантливым дизайнером и любящим сыном. Он — явление, которое останется с нами навсегда и продолжает подстрекать мир к насущным «хулиганствам». Сегодня одним из главных его наследий остается модный Дом Alexander McQueen. Слова креативного директора Сары Бертон, сменившей на этом посту Маккуина после его смерти, только подтверждают это: «Ли построил удивительный Дом, английский дом, где правит творчество, где ты волен делать все, что хочешь, создавать любые шоу, и никто тебя не остановит критикой и непониманием».
Фото: Getty Images, архив пресс-служб