Настроением, душой и эпохой нового сезона станут 80-е — время стремительного экономического роста, всесторонней эмансипации и смелых модных экспериментов. Тон задавали эпатажная Мадонна, экспрессивная Джоан Коллинз и мятежная принцесса Диана. Их манеры одеваться отличаются примерно так же, как день отличается от ночи, а солнце — от Луны, но именно в этой звучной какофонии и полной стилистической вакханалии родился стиль, который сегодня, стряхнув с него нафталин, и возрождают дизайнеры по всей планете.
Говоря о стиле 80-х в 2018 году, мы разумеем обилие спортивной одежды (для спорта почти не предназначенной), яркие сочетания цветов и обилие широкоплечих жакетов, которые в то время носили самые пробивные карьеристки. Однако такое понимание эпохи нам кажется довольно узким: 80-е — это свобода от глупых клише и допотопных стереотипов, которыми нас закармливают с рождения. Чтобы одеться, как заправская представительница самой безумной декады прошлого столетия, ворох деловых костюмов не нужен. Смешивайте цвета, формы, фактуры и фасоны решительно. В моде чувство юмора и самоирония — и именно они и будут нашими любимыми тенденциями. Остальные 20 — уже перед вами!
Кожаный плащ
Плавно переезжая в новый сезон из прошлой осени, кожаные плащи обрастают декоративными молниями, накладными карманами и прочими декоративными вставками. Для пущего эффекта дизайнеры наделяют его глянцевым блеском — все для того, чтобы превратить приевшийся кожаный плащ из базовой вещи в смелое модное заявление, на которое осмелятся только самые храбрые модницы.
Неоновые цвета
Кричащие, ультраяркие цвета тоже отсылают к 80-м годам. Флуоресцентные расцветки в то время носили все, но секрет их популярности еще только предстоит разгадать. Возможно, винить нужно Голливуд: фабрика грез, отказавшись от мрачноватого реализма 70-х, добивалась любви тогдашней молодежи, для которой неоновые цвета были символом энергии, динамики и оптимизма. Но есть и другое мнение: кислотные оттенки могли быть воплощением любви к спорту. Вспомните хотя бы цветастые боди Джейн Фонды, в которых она записывала свои знаменитые уроки аэробики. Впрочем, сегодня, в эпоху пост-иронии, любая трактовка может быть верной. Мы лишь констатируем факт: неон в одежде — снова на пике популярности.
Винил
Продолжая воображаемую экскурсию по стилю 30-летней давности, бренды подхватывают еще один модный лейтмотив эпохи — виниловые вещи. Правда, назвать их приметой только 80-х не получится. Заигрывать со сложными материалами дизайнеры начали еще и в 60-х годах, и футуризм — как вполне конкретный стиль — оформился стараниями Андре Куррежа, Пако Рабанна и Пьера Кардена. Курреж шил из винила мини-юбки (авторство которых многие до сих пор приписывают именно ему), платья А-силуэта, костюмы и даже сапоги, получившие название-эпоним Courréges boots. В 80-е мини-юбки из блестящей кожи становятся символом возросшей сексуальной свободы, которая, как и сам винил, замаячила на горизонте только в 60-х. Сегодня вещи из этого сложного материала освобождаются от сексуального подтекста, превращаясь в дерзкое модное высказывание.
Блеск метала
60-е годы с их мечтами о космосе находят отражение в другой тенденции сезона — блестящих металлических фактурах. Как и 50 лет назад, сегодня они напоминают о холодном свете звезд, обшивке космических кораблей и униформе солдат-покорителей Вселенной. И если отливающие металлическим блеском платье, перчатки и даже сапоги авторства Рафа Симонса в Calvin Klein — модный эксперимент на подиуме, то мерцающее платье от Erdem вполне можно увидеть на ком-нибудь и в жизни.
Working Woman
В 1975 году американский автор Джон Моллой выпускает книгу «Одежда для успеха», но уже через два года мир увидела женская версия бестселлера — The Women’s Dress for Success Book, ставшая литературной основой нового стиля — power dressing. Эту книгу женщины ждали: с ее помощью они активно строили карьеру, причем часто в тех сферах, где традиционно доминируют мужчины. Тогдашние костюмы были слегка грубоватыми, нарочито маскулинными, но сегодня одежда успешных женщин совсем не должна быть продолжением мужской. Жакеты и юбки, пригодные для деловых встреч и совещаний, могут быть нежных, десертных оттенков — и никто не вправе говорить, что это хоть сколько-нибудь неуместно.
Костюм-платье
Вдоволь наигравшись с посадкой, фактурой и цветом костюма «работающей» женщины, дизайнеры подключают свой любимый прием деконструкцию и соединяют жакет и брюки с… вечерними нарядами. В костюмах Джереми Скотта для Moschino и Сары Бертон для Alexander McQueen отчетливо проглядывают розовые платья, а у Симон Роша и Антонио Марраса — части черного.
Леопард
О возвращении 80-х не то что говорит, а прямо-таки кричит обилие леопардового рисунка. Правда, как и в случае с винилом, животный принт больше не кажется чем-то призывно сексуальным. «Хищные» пальто — неизменная гардеробная классика уже добрых 20 лет — в этом сезоне на удивление спокойны и миролюбивы. Впрочем, для любительниц эдакого, у Тома Форда припасен леопардовый костюм в ядреном зеленом, а у Массимо Джиорджетти — пижама в синих тонах.
Сексуальные мини
Борьба с харассментом, движение #MeToo и сексуальные мини-платья, заполонившие подиумы всех четырех модных столиц, очень связаны. Как? Очень просто: нарочитая, показная сексуальность успешных женщин — теперь не призыв к действию, а принципиальная позиция: да, я сексуальная — нет, тебе я не достанусь. Феминизм и принятие собственной сексуальности вполне уживаются: об этом неустанно твердит Эмили Ратажковски — одна из самых популярных моделей последних пяти лет.
Гиперслойность
В общих чертах и эта тенденция не нова: дизайнеры учат нас наряжаться капустой далеко не первый год. Отличие этого сезона в том, что теперь «капустных листов» должно быть как можно больше: на мартовском показе Balenciaga модели выходили на подиум в четырех слоях одежды, и это — не предел. Всю пользу многослойности мы, жители России, по достоинству оценим зимой, ведь ничто не спасает от морозов лучше, чем пара-тройка свитеров под курткой.
Зимний сад
Цветы зимой тоже не сегодняшнее изобретение: дизайнеры от сезона к сезону придают жизни теплой сезонной одежде с помощью цветочных рисунков. На этот раз розы, маки и ирисы получились ничуть не менее яркими, чем весной и летом — что зимой, когда улицы превращаются в триумф серости, отлично спасает от хандры.
Тартан
Осень и зима 2018 года — настоящий праздник для тех, кто не мыслит свой гардероб без вещей в клетку. Ее на подиуме было много и разной — от скромной серой, получившей название «принц Уэльский», до разноцветного шотландского тартана. Последний стал особенно популярным в своем черно-красном варианте, появившись в коллекциях совсем уж непохожих брендов (эстетика Симон Роша крайне далека от эстетики Рафа Симонса — вы и сами это видите).
Сэвил-роу
Вообще все, что так или иначе связано со стилем Великобритании, будет популярным еще долго. Мы склонны видеть в этом влияние королевской семьи, рейтинги который заметно подросли после «свадьбы года» — бракосочетания Меган Маркл и принца Гарри. Сэвил-роу — это улица в Лондоне. Она издавна славится мужскими костюмами, сшитыми на заказ: клиентами местных ателье были и остаются до сих пор принц Чарльз, Элтон Джон, Мик Джаггер и даже Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери. Влияние строгой британской моды для мужчин в этом сезоне очевидно: строгие (и не очень) костюмы, пальто и даже комбинезоны выглядят так, словно их шили те самые мастера мужского костюма.
Бравая наездница
Тема дикого Запада раскрывается с новой стороны: дизайнеры фантазируют и примеряют образ ковбоя на его подругу. Получается здорово: Раф Симонс перевыпускает знаменитые рубашки с контрастными карманами, Наташа Рамсей-Леви добавляет толику цвета, а вариант от Изабель Маран так и вовсе получился почти точной цитатой. Но самая интересная интерпретация, на наш взгляд, получилась у Стюарта Веверса в Coach: дизайнер в одном наряде соединяет двух извечных противников — ковбоев и индейцев.
Пышный мех
С оговоркой: теперь он совсем не обязательно должен быть настоящим. Даже более того: искусственный мех все активнее теснит натуральный, так что текущий осенне-зимний сезон сработает трамплином для этой тенденции. У Марии Грации Кьюри в Dior вместо шубы так и вовсе разноцветная куртка, которая даже и не пытается сойти за нее — так что времена, когда сшитые вместе шкуры убитых животных считались признаком благосостояния, канули в лету. Надеемся, безвозвратно.
Овчина
То же самое можно сказать и про куртки, подбитые овчиной: искусственные материалы будут не хуже. Не бойтесь покупать верхнюю одежду из качественной синтетики, она совсем не обязательно окажется противным, лоснящимся нечто, теряющим приличный внешний вид даже от небольшого дождя. Конечно, в минус 20 часы на морозе не простоишь — но она, право же, для того и не создавалась. А вот для комфортной поездки за рулем короткий бежевый полушубок сгодится идеально.
Кейп
Объемному кейпу этой осенью тоже замены не найти. Носить его можно двумя разными способами: либо оставить свободно ниспадающим, либо подпоясать его ремнем — как на первом показе Пола Эндрю для Salvatore Ferragamo. Второй вариант нам нравится чуть больше: средней ширины ремень с аккуратной пряжкой будет симпатичным акцентом всего образа.
Бахрома
Бахрома перестает ассоциироваться с чем-то исключительно нарядным. И даже более того: в новом сезоне она превращается в настоящий «кислотный дождь», как в коллекциях Оливье Рустена для Balmain и Миуччи Прады для Prada.
Интерьерный текстиль
Интерьер тоже может быть самодостаточным источником вдохновения. Но если раньше дизайнеры вдохновлялись золотым блеском барокко, ажурными узорами рококо и мрачноватыми контрастами готики, то теперь их внимание устремлено на самые обычные… ковры, домашний текстиль и обивку мебели. Интересно, что отсылки к интерьерной теме мы нашли и у Алессандро Микеле в Gucci и у Люка и Люси Мейеров в Jil Sander: два итальянских бренда, как вы знаете, работают в полярно разных стилях.
Твид
Самый теплый материал осени перестает быть негласной собственностью модного Дома Chanel. Свои варианты жакетов и пальто в этом сезоне есть у Марка Джейкобса, Миуччи Прады и Николя Жескьера в Louis Vuitton.
Униформа
Униформа — стандартная одежда для тех случаев, когда выделяться не принято. Наш любимый Раф Симонс, например, экспериментирует с рабочей робой: в его осенне-зимней коллекции для Calvin Klein даже есть шуба (из экомеха, разумеется), поверх которой наклеены светоотражатели. Донателла Версаче разрабатывает другую тему — форму школьников и школьниц престижных учебных заведений, для которой даже появилось собственное название: стиль преппи. Между ними нет ничего общего, кроме одного: и творения Симонса, и коллекция Версаче — отличный пример, как вписать униформу в собственный гардероб.
Фото: Getty Images