Признанные гении фотографии подарили миру множество волнующих и даже спорных снимков, которые до сих пор определяют главные фэшн-тенденции. Кто из мэтров перевернул представление о портретной и модной съемке? Об этом рассказывает амбассадор Nikon Петр Титаренко.
Питер Линдберг: торжество естественности
Немецкий мастер модной фотографии умел привлечь максимум внимания к своим работам. Он был одним из первых, кто выступил за естественную женскую красоту, без ретуши и тонны грима. Сейчас эту тенденцию можно встретить практически везде: то и дело в СМИ появляется материал с призывами не стесняться естественных особенностей, возраста, неидеальных параметров, морщинок и прочих недостатков. Но Линдберг заявил об этом еще в середине 80-х годов. Его классические черно-белые снимки буквально кричали о том, что каждая женщина хороша по-своему. Его фотографиям присуща повествовательность, трогательная реалистичность и наивная откровенность. Он показал, что каждая супермодель – это не просто гламурная «кукла», это обычная девушка, которая любит от души посмеяться, может сопереживать и грустить. Особое внимание художника к внутреннему миру своих героинь, к их индивидуальности и духовности привело к появлению совершенно нового реализма в фотоиндустрии. Со знакомства с Линдбергом начали свою карьеру Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон.
Его снимки всегда будут интересны с точки зрения композиции и построения самой фотоистории. В частности, вдохновившись кинокартиной Хичкока «Птицы», он создал блестящую, драматичную, готическую и вместе с тем гламурную историю The Birds с известной моделью Александрой Пивоваровой (читайте также: «Больше, чем просто модный фотограф: магия Питера Линдберга»).
Совет: если вы без ума от работ Питера Линдберга и мечтаете найти себя в жанре портретной или модной черно-белой фотографии, старайтесь к каждому герою съемки отыскать индивидуальный подход. Снимайте со всех ракурсов, ведь только методом проб и ошибок можно найти оптимальную позу, положение рук, поворот головы. А еще придерживайтесь основной тенденции – минимум ретуши. «Если хотите, чтобы ваши снимки выглядели натурально, предельно аккуратно работайте с лицом во время ретуширования. Максимально трепетное отношение к индивидуальным особенностям человека – родинкам, порам, неровностям – залог успеха. Чем больше естественной красоты в кадре, тем лучше. На сегодняшний день это самый главный тренд. Запомните: в действительно крутой модной фотосъемке вы никогда не найдете абсолютно идеальных людей», – отмечает Петр Титаренко.
Хельмут Ньютон: про это
Хельмут Ньютон занял особенное место в мире фотоискусства. Этот выдающийся фотохудожник работал в жанре портрета и был сторонником классической композиции. Его смело можно назвать последователем авангардного течения, ведь именно под его влиянием этот мастер создал новый образ женщины – роковой и властной искусительницы. Фотограф показывал неприкрытую чувственность своих героинь, но при этом наделял их притягательной холодностью и строгостью. Ньютону удавалось подметить и мастерски передать особое эмоциональное состояние в каждом снимке.
Знаменитый художник по-новому взглянул на красоту женского тела: его фотографии, даже скромные на первый взгляд, всегда были эпатажными и оставляли «неприличное впечатление». Он вошел в историю как человек, который сделал эротику и провокацию частью моды и фэшн-фотографии. При этом каждый снимок – это результат четкой подготовительной работы, идеальный порядок каждой детали. Именно в этом порядке и рождается эстетическое совершенство.
Совет: Хельмут Ньютон ценил простоту – как в фотографии, так и в освещении. Чаще всего он использовал естественный свет и грамотно подчеркивал создаваемые им жесткие тени. Фотограф также любил использовать зеркала или оптическую иллюзию во время фотосъемки. По примеру Ньютона, вы можете построить композицию таким образом, чтобы захватить зеркало. Для эффекта иллюзии на фотографии можно расположить одного человека на переднем плане снимка спиной к зрителю, а на заднем – другого человека лицом к зрителю. Любовь Ньютона к естественному свету вполне оправдана. Солнце – это лучший свет. А рассеянное освещение в облачный день – еще более выигрышное условие для съемок.
Тим Уолкер: там, где рождается сказка
Известнейший британский фотограф признавался, что стремится брать пример с детей, которые часто предаются мечтам. Такой подход к работе помог признанному мастеру наполнить мир фэшн-фотографии сказочным сюрреализмом. Уолкер доказал, что и в этой индустрии есть место театральному искусству: необычным героям, фантастическому реквизиту, «киношному» свету и невероятным цветам. На его снимках оживают все детские фантазии, сны и мечты.
Уолкер создал целое направление фотоискусства. Каждый раз он с огромным энтузиазмом берется за следующий эксперимент. Почему бы не украсить серый средневековый замок воздушными шарами, а на лужайке – не поместить летающую тарелку? А что, если повесить на дереве кровать вместо качелей или окрасить кошек во все цвета радуги? Но, пожалуй, главный талант Уолкера – в умении найти подход к зрителям. Все воплощенные концепты находят отклик у многочисленной публики, благодаря непринужденной, легкой манере повествования. Его снимки ничего не навязывают, а наоборот отвлекают от коммерческой цели.
Совет: если вы мечтаете о фотосъемке в стиле Тима Уолкера, помните, что 50% вашего успеха зависит от подготовки. Постарайтесь перед фотосессией представить себе четкую картинку, которая вам нужна. Обязательно посетите локацию, где планируете фотографировать, и определите максимально подходящее время. Если вы планируете снимать на улице, определитесь с комфортной погодой, посмотрите, как лучше выставить свет. Вы должны понимать, будет ли ветер во время съемок, чтобы взять штативы и стойки. Будет полезно посетить локацию вместе с художником-постановщиком – он нарисует эскиз реквизита и необходимых декораций. Ни один фотограф не работает без эскизов. «Зарисовки помогают грамотно организовать весь творческий процесс. Вы четко понимаете, с какого кадра нужно начать, как примерно выстроить композицию, куда поставить героя, как его одеть, какой крупности будет кадр. Таким образом, у вас будет некий ритм вашей истории. Такие вещи вы должны уметь рисовать у себя в блокноте. Даже если вы снимаете просто для себя, вы должны понимать, с чего начинается ваша история про человека, как она продолжается и чем заканчивается. Тогда работать будет гораздо проще», – рассказывает амбассадор Nikon.
Энни Лейбовиц: портрет как зеркало души
Энни Лейбовиц – это потрясающий фотограф портретного жанра. Она буквально живет тем человеком, который попадает в объектив камеры. В одном кадре фотохудожница может рассказать, что ее герой значит для социума и как он сам воспринимает общество. Это удивительное мастерство грамотно преподносить образ человека и стало ключом к успеху Лейбовиц. Сегодня ее работы красуются не только на обложках журналов, но и в национальных музеях и галереях по всему миру. Ей позировала даже королева Елизавета II вместе со своим супругом – об этом мы писали отдельно: «Елизавета II стала лицом обложки глянцевого журнала».
Лейбовиц посчастливилось застать множество выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. Она создала грандиозную энциклопедию гениев по всему миру. На ее работы интересно смотреть с точки зрения композиции, взаимодействия с героем, реквизитом и светом. И хотя не у каждого фотографа будет возможность работать на таких локациях, с такой большой командой и дорогостоящим реквизитом, каждому будет полезно посмотреть несколько бэкстейджей со съемок Лейбовиц, чтобы понять, как она работает со светом, как команда расставляет осветительные приборы, как происходит общение с ассистентами. Стоит обратить внимание на то, что в работе Лейбовиц часто пользуется объективами с фокусным расстоянием 28 и 35 mm и крайне редко применяет длиннофокусную оптику.
Совет: Чтобы максимально точно запечатлеть героя и отразить его внутренний мир, Энни Лейбовиц проводила с ним 3-4 дня, добиваясь нужного уровня доверия. Конечно же, вряд ли сейчас удастся найти столько же времени на изучение незнакомого человека. Однако подготовиться к работе с ним заранее вполне возможно. Постарайтесь узнать о герое по максимуму: чем он интересуется, как проводит свободное время, какие у него цели и взгляды на жизнь. Попытайтесь отвлечь человека интересными ему темами и расслабить. Если наладить контакт не получается, оставьте вашего героя наедине с собой минут на 10-15. Он устанет держать осанку и сменит неудобную позу на более комфортную. Дождитесь момента, когда он задумается о своем – и снимайте!
Помните, что плохих фотографий не существует. Однако любая задумка должна иметь понятную и четкую концепцию. Обязательно изучайте работы культовых мастеров. Выберите один понравившийся стиль, а затем забудьте о банальном подражании. Снимайте по-своему в том же жанре, вдохновляясь архитектурой, музыкой и литературой. Помните, что копируя других можно получить лишь худший вариант копии. Главное умение фотографа – находить новое в самых привычных жанрах.
Фото: Getty Images, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Петр Титаренко