Гранж
Джейкобса считают одним из родоначальников этого стиля в моде. Все началось в 1992 году с коллекции молодого дизайнера для бренда Perry Ellis, во главе которого он тогда стоял. Модели, в числе которых юные Кейт Мосс и Карла Бруни, ходили по подиуму в больших шапках и платьях с крупным цветочным принтом, будто вытянутых наугад из бабушкиного сундука. Сочетания вещей были странными – растительный узор с клеткой, принт «змеиная кожа» - с геометрическим. Модные журналисты обрушились с критикой: «Его модели похожи на людей, которые одевались в темноте с закрытыми глазами!» - писала Бернардин Моррис из The New York Times. Для руководства модного дома все это тоже оказалось «слишком», и Марк вскоре был уволен.
Эта история достойна того, чтобы появиться на страницах очередной мотивирующей книги. Ведь «неуспех» в конечном счете положил начало блистательной карьере Марка, а «неудачная» коллекция определила его дальнейший стиль. Джейкобс сосредоточился на собственном бренде, а уже в 1997 году возглавил ни много ни мало – Louis Vuitton, где проработал до 2013 года.
И там и там он оставался верен себе. И, в той или иной степени, любимой гранжевой эстетике. Так, в коллекциях для Marc Jacobs всегда много крупных принтов, объемных силуэтов, нарочито «небрежного» кроя и парадоксальных сочетаний. Именно это и есть гранж для Джейкобса. Однажды автор этого текста брала у дизайнера интервью, на которое пришла в ярко-красном пальто и зеленых колготках. «Здорово! Настоящий гранж!», - прокомментировал Марк.
Louis Vuitton под руководством Джейкобса стал более «юным» и прогрессивным. «Посмотрите на девушек на улице! – призывает Марк. – Именно они диктуют сегодня моду».
Cвоим успехом Джейкобс отчасти обязан гениальному стилисту Кэти Гранд. Давней подруге и соратнице, которая помогает ему создавать и стилизовать коллекции для Marc Jacobs, а до 2013-го помогала и с Louis Vuitton. Некоторые особенно запоминающиеся и остроумные образы на показах Марка - ее рук дело.
Арт-коллаборации
Главное, что приобрел Louis Vuitton с приходом Джейкобса – налет «артовости». Так, именно Марку принадлежала идея начать в 2001 г. сотрудничество с подзабытым, но популярным в 80-е художником Стивеном Спраузом. Он придумал для знаменитых сумок бренда авторский принт в своем фирменном стиле, похожий на яркое граффити. Продажи моментально подскочили, а Louis Vuitton полюбили не только респектабельные буржуа, но и молодые прогрессивные модники.
В 2003-м стартовала другая, тоже ставшая легендарной, коллаборация – с маркой начал сотрудничать японец Такаши Мураками. И снова коллекция принтов на сумках и шарфах пополнилась: художник мастерски вплел в рисунок, состоящий из монограмм LV, цветы и ягоды вишни. Он же разработал новый дизайн сумки speedy – цветные монограммы на белом фоне.
При Джейкобсе художники оформляли витрины бутиков Louis Vuitton, превращая их в настоящие арт-инсталляции. Одной из самых запоминающихся стала работа японки Яои Кусамы. Она украсила окна магазина на Пятой авеню своим фирменным узором – красным горошком – и объектами, похожими на гигантские щупальца осьминога.
Марк привлекал звезд арт-сцены и для показов. Например, вдохновением для шоу SS 2008 стали фотографии Ричарда Принса, который любит снимать моделей в образах медсестер. По подиуму ходили девушки в белых халатах и шапочках - будто живые воплощения фантазий Принса. Для SS 2013 постарался уже французский художник Даниэль Бюрен – он выложил пол ярко-желтой плиткой в стиле своих работ.
Расставшись с Louis Vuitton, Марк не потерял вкус к искусству. Принты для коллекции Marc Jacobs FW 2016, рисунки кошек, крыс и ворон, придумал художник под псевдонимом Tabboo!
Музы
Марка Джейкобса никогда не вдохновляли «гламурные дивы» и чересчур стандартизированная красота. Его музы – интеллектуалки, не похожие на других; хрупкие «лолиты» и просто женщины с яркой индивидуальностью.
Одна из ближайших подруг Марка – режиссер София Коппола. По собственному признанию дизайнера, она – одно из воплощений фирменного стиля Marc Jacobs. Сильная, но вдумчивая; элегантная, но не «гламурная». Она появляется на красных дорожках в его нарядах (чего только стоит длинное темно-фиолетовое платье со шлейфом, в котором Коппола получала «Оскар» за лучший сценарий к фильму «Трудности перевода»!) и снимает для друга рекламные ролики и сезонные кампании, а он посвящает ей свои творения – работая для Louis Vuitton, Марк создал в честь Софии сумку SC Bag.
Еще одна муза Марка – Кейт Мосс. Она регулярно участвовала в его показах. Вместе они ходят на вечеринки и снимают забавные ролики для Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). «Кажется, мы знали друг друга в прошлой жизни!», - заявляет Джейкобс.
Кроме того, дизайнер любит и охотно снимает в рекламных кампаниях Дакоту Фэннинг, Жизель Бюндхен (благодаря Марку, она стала первой знаменитостью из мира моды, снявшейся для Louis Vuitton) и Викторию Бекхэм. С одной стороны, все они разные, с другой – общий вектор понятен. Вряд ли лицом Marc Jacobs когда-нибудь станет Ким Кардашьян.
Провокация
Джейкобс – эксцентрик. Он всегда любил все яркое и никогда не стеснялся эпатировать. Например, он не боится появиться полностью обнаженным в рекламе мужского аромата своего бренда. На постерах туалетной воды Bang! его наготу прикрывает лишь огромный флакон.
Рекламу женских духов Marc Jacobs Oh, Lola! и вовсе признали непристойной. На плакате 17-летняя Дакота Фэннинг сидит, зажав гигантскую бутыль аромата между ног. Объяснения Марка лишь подлили масла в огонь: «Я выбрал Дакоту, потому что она напоминает мне набоковскую Лолиту. Такая же соблазнительная и милая». В итоге рекламу запретили за «сексуализацию ребенка».
Дизайнер не стесняется будоражить общественность не только в том, что касается работы. Джейкобс – открытый гей, а в своем инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) регулярно публикует свои фото с макияжем и маникюром, получая тысячи восторженных комментариев. Люди всегда готовы оценить по достоинству тех, кто не боится быть собой.
Умение почувствовать дух времени
В 90-е он оказался «на волне», создав модный грандж, а в «десятые» понял, что умами правит эстетика хип-хопа и дух черных кварталов Нью-Йорка. Именно им посвящена новейшая коллекция Мarc Jacobs FW 2017. С темой рэп-культуры и спортшика Джейкобс удачно замиксовал модные мотивы 20-х и 70-х годов. На показе «рулили» огромные головные уборы, пальто с меховыми воротниками, цепи и объемные свитера.
При этом цветовая палитра получилась неожиданно минималистичной, построенной на сочетании разных оттенков бежевого и серого. «Еще будучи студентом, я почувствовал, как хип-хоп культура влияет на музыку и стритстайл. Эта коллекция – посвящение всем, кто к этой культуре причастен», ─ заявил после шоу дизайнер.
Модные обозреватели в тот же день рассыпались в похвалах, интернет наводнили восторженные рецензии. Спустя 25 лет после знаменательной коллекции для Perry Ellis, Марк уже не из тех, чьи коллекции будут в унисон критиковать.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб