Разговоры о том, что «раньше было лучше» порядком надоели многим поклонникам моды, но иногда так хочется с этим согласиться. Особенно когда мы обращаем внимание на работы дизайнеров десятилетней и более давности, которые похожи на произведения искусства.
В их числе, безусловно, Марк Джейкобс — дизайнер, начавший свой путь в бренде Perry Ellis, с позором уволенный из него и нанятый в Louis Vuitton, который и открыл для Джейкобса колоссальные возможности. Девятого апреля Марк Джейкобс отмечает свой день рождения — чем не повод вспомнить самые яркие его работы.
5 самых значимых работ Марка Джейкобса
Коллекция в стиле гранж — 1992 год
Как и всякий талантливый дизайнер, Марк Джейкобс любил превращать фэшн-шоу в представления. Если Александр Маккуин развивал тему женской силы и сексуальности, а Джон Гальяно открывал для клиентов все новые грани истории, то Джейкобс от начала и до конца был верен эстетике гранжа. Несмотря на то, что однажды она в буквальном смысле стоила ему карьеры — в 1992 году владельцы бренда Perry Ellis уволили Марка с поста креативного директора за «провальную коллекцию».
Мода была не готова к таким экспериментальным образам. Критики писали, что модели на показе выглядели так, будто «одевались в полной темноте», а те, кто посетил показ, были в недоумении от того, во что превратился элегантный и классический бренд. Девушки вышли на подиум в платьях неровного кроя, сочетая между собой, казалось бы, полярные принты — клетку и змеиный с крупными цветами. Впрочем, яркий провал привел к не менее оглушительному взлету, и в 1997 году Бернар Арно пригласил Марка Джейкобса в Louis Vuitton.
Коллекция сумок для Marc Jacobs — 2000 год
Хотя о посте креативного директора Louis Vuitton мечтает едва ли не каждый дизайнер, Марку Джейкобсу хватило выдержки не давать волю чувствам и выдвинуть Арно свое условие. Так, Марк поставил будущего начальника перед фактом, что не собирается оставлять бренд Marc Jacobs, да еще и попросил вложиться в его развитие — и Бернар Арно согласился. $140 000 от LVMH помогли Джейкобсу открыть магазин и сделать несколько фэшн-шоу, которые раскрутили его бренд. Это привело к коллекции аксессуаров от Марка Джейкобса, куда входили десятки разных сумок — от более элегантных до любимых гранжевых. За создание аксессуаров в 2005 году Марка наградили премией «Лучший дизайн аксессуаров» (читайте также: 10 самых популярных сумок Loewe, которые создал Джонатан Андерсон).
Арт-коллаборации для Louis Vuitton
У Марка не было рамок, а его талант (и даже гений) не знал границ. Поэтому его работы для Louis Vuitton никогда не были заурядными — напротив, Джейкобс показал, как мода может работать вплотную с искусством.
Первую коллаборацию Дом сделал в 2001 году со Стивеном Спроузом — популярным художником 70-х, который переживал некий творческий кризис. В работе с Марком Стивен расписал классические сумки бренда надписями Louis Vuitton Paris, сделанными в стиле граффити. Этот шаг показывал, насколько Арно доверяет своему дизайнеру, ведь до этого Louis Vuitton никогда не отходили от своей знаменитой монограммы. После, уже в 2009 году, Марк повторил успех и перевыпустил линейку аксессуаров Спроуза, но уже в связи с грустным поводом — художник скончался от рака в 2004 году.
На волне успеха линейки Марк Джейкобс объявил и о второй коллаборации — Louis Vuitton с Такаши Мураками. Фирменные персонажи японского иллюстратора разместились на классических сумках бренда, а монограмма снова получила второе дыхание: Такаши сделал ее разноцветной и дал название Multicolore Monogram. Популярность у покупателей, среди которых Пэрис Хилтон и Джессика Симпсон, побудили Такаши и Марка не единожды собраться ради дуэта: в 2008, 2009 и 2013 году Louis Vuitton вновь сотрудничал с художником.
Еще одно сотрудничество, показавшее бизнес-прозорливость Марка — с художницей Сильвией Флери. В 2000 году она взялась, ни много ни мало, за переосмысление модели Keepall, которая считается культовой для бренда, ведь она стала первой в мире мягкой дорожной сумкой. Флери отлила сумку из серебра, сделав полноценным арт-объектом, который потом дополнял выставки бренда. А также натолкнул самого Марка на создание серебряных и золотых аксессуаров для коллекции FW/2006 — помним, как такие носили Ким Кардашьян и Пэрис Хилтон.
И, пожалуй, самая известная коллаборация Louis Vuitton под руководством Марка Джейкобса была с художницей Яей Кусамой в 2012 году. Пока мы говорим, что принт полька-дот будет в моде в ближайшие сезоны, некоторые люди буквально живут в окружении горошка — и японская художница среди них. Она с 10 лет рисует точки на холстах, кроне деревьев, одежде и людях, так что коллаборация с LV стала лишь продолжением ее одержимости этим принтом. Яеи добавила разноцветные точки на одежду, а также аксессуары Дома, среди которых культовые Keepall, Neverfull, Papillon и Speedy. Кроме того, она превратила бутики бренда в настоящее произведение искусства. В 2022 году сотрудничество с художницей возобновил уже Николя Жескьер, запустив громкие рекламные кампании с Натальей Водяновой, Жизель Бундхен и Беллой Хадид.
Коллекция Heaven 2020
После ухода из Louis Vuitton Марк Джейкобс столкнулся с застоем в собственном бренде, но в 2020 году ему удалось дать марке второе дыхание. С помощью, опять же, эстетики гранжа и подросткового стиля, ведь его коллекция Heaven порядком отличалась от того, что было показано раньше. Принты с анимацией, «детские» футболки, объемные свитеры крупной вязки, свитшоты с логотипами и надписями и мини-юбки — все это отсылало к моде 90-х, а от ретро-отсылок, как известно, никто и никогда не устает. Свою роль сыграли и амбассадоры бренда: Мишель Лами в рваном свитере и джинсах, испачканных краской, и Лив Тайлер в подростковых свитшотах — это не может не вызвать интерес.
Работа с Miu Miu
Модные сплетни упорно говорят о том, что сейчас Марк Джейкобс не только занимается своим брендом и показывает в социальных сетях смелый маникюр, но и является внештатным консультантом многих модных Домов. Например, по слухам, Марк работает на Миучча Праду, помогая создавать коллекции для Miu Miu. Это видно по стилю lady like, который уважает Джейкобс, а также по смелым сочетаниям на показах марки. Так что медаль за виральные коллекции можно отдать дань не только Миучче и Лотте Волковой, но и их тайному помощнику (читайте также: Любимые сумки Рианны, за которые девушки готовы устроить модную битву).
Фото: Legion Media