В памяти у многих осталось совершенно определенное представление о принцессе Диане: высокая леди, одетая в «классику» – либо в однотонный жакет с жесткой завышенной линией плеч и юбку-миди в тон (на голове непременно шляпка, на шее – жемчужная нить), или в облегающее платье, тоже однотонное, иногда с одним оголенным плечом. Строгие линии, безупречный крой, сдержанный монохром, – вот, что приходит в голову в первую очередь, когда мы визуально представляем себе «королеву сердец».
Несомненно, в этом есть доля правды. Бессменный стилист леди Ди, редактор британского Vogue Анна Харви, старалась предлагать Ее Высочеству вещи, которые помогли бы той остаться в рамках строгого дресс-кода, да и вообще выглядели бы «подобающе» на невесте, а затем и жене наследника престола. «Строгий» здесь не преувеличение: напомним, что дамам из британской королевской семьи, в числе прочего, запрещено носить платья с глубокими вырезами и меха, а также появляться на публике без колготок даже в очень жаркую погоду. Практически все эти правила Диана, впрочем, так или иначе нарушала.
Сама Харви сегодня признается, что вообще-то обе они до конца не знали всех правил игры — как писаных, так и неписаных, поэтому обе периодически рисковали, но нельзя сказать, чтобы им это не нравилось. Харви как-никак была редактором Vogue и вряд ли сумела бы долго играть в консерватора (читайте также: Капсульный гардероб на лето: 5 секретов от бывшего стилиста принцессы Дианы). Постепенно классика в гардеробе Леди Ди стала уступать вещам ярким, сексуальным, оригинальным, а порой провокационным.
Вкус к модным экспериментам постепенно появился и у самой Дианы. Если поначалу, на заре 80-х годов, Анна была для принцессы непререкаемым авторитетом, то позднее высокопоставленная клиентка научилась сама разбираться в трендах и дизайнерах (со многими из которых подружилась) и периодически начала принимать модные решения самостоятельно. «Иногда я давала Диане вещи, которые советовала ей надеть на то или иное мероприятие, — вспоминает Анна Харви в интервью The Telegraph. — Первое время она носила все, что я ей рекомендовала, но позже я стала замечать, что те или иные наряды куда-то „исчезают“. Так она давала понять, что ей они не подходят. Многие вещи Диана просто раздаривала».
В конце концов, Диана и Анна сформировали вполне равноценный тандем, где обе обожали красивую одежду, любили оригинальные модные ходы и обладали примерно равным правом голоса. «Диана была умна и быстро поняла, что каждое свое появление на публике может превратить в модное заявление, — говорит Харви. — В начале своего пути она была скромницей, но в конце превратилась в абсолютно уверенную в себе и в собственном вкусе женщину. Нам всем есть, чему у нее поучиться» (читайте также: Стиль принцессы Дианы: путь от няни до модной иконы).
Блеск и рюши
Обилие рюшей, воланов оборок – одна из примет стиля 80-х. Однако Диана эти детали туалета любила чуть больше, чем полагается особе из королевской семьи, которая вроде бы должна носить вещи с несколько менее «избыточной» отделкой. Во время визита в Сидней в мае 1983 года (поездка была частью большого турне по Австралии, Диана и одиннадцатимесячный Уильям в нем сопровождали Чарльза) принцесса появилась на благотворительном балу Центра кардиологических исследований в наряде от британского дизайнера греческого происхождения Кристины Стамболиан. Именно Кристина, уже в 90-е, создаст для Дианы знаменитое «платье-месть» – черное, с глубоким декольте; в нем принцесса предстанет перед публикой в тот вечер, когда по ТВ покажут документальный фильм, в котором Чарльз впервые публично признается в романе с Камиллой Паркер-Боулз.
До тех событий, впрочем, еще целых одиннадцать лет: в Австралии Чарльз и Диана выглядят счастливыми и влюбленными и даже танцуют на балу медленный танец. Светло-голубое платье с рюшами и контрастным блестящим поясом из металлизированной ткани, (эта деталь придала наряду драматизма и сделала его эффектным), привлекло тогда всеобщее внимание. Для Дианы это была первая «заявка на победу»: стало понятно, что у этой девушки, несомненно, есть свой стиль и неважно, совпадает ли ее вкус с представлениями о прекрасном составителей королевского протокола. Месяц спустя Диана закрепила успех, надев то же платье на одно из мероприятий турне по Канаде.
Кстати, еще одно платье, щедро отделанное рюшами, принцесса надела почти за год до поездки в Австралию. Речь о темно-синем наряде от дизайнера Брюса Олдфилда, человека, с которым Диана познакомилась благодаря все той же Анне Харви и близко сдружилась. Это появление на банкете Гилдхоллской школы музыки и театра в ноябре 1982 года стало первым светским выходом леди Ди после рождения Уильяма.
Цветные колготки
Как мы уже упоминали, дамы из королевской семьи не могут появляться на официальных мероприятиях без колготок. Но это ограничение Диана и Анна Харви (не знаем точно, кому принадлежала идея) сумели обернуть себе на пользу. Очень часто принцесса появлялась не в колготках привычного оттенка «нюд», а в цветных. Причем обычно их цвет совпадал с цветом платья или юбки (в этом году такое сочетание — один из самых актуальных модных трендов).
Правда, визит на итальянское мемориальное военное кладбище Анцио в апреле 1985 года стал исключением: Диана надела платье цвета охры в ретро-стиле авторства дизайнера и своей близкой подруги Кэтрин Уокер, а к нему — контрастные темно-оранжевые колготки. Демна Гвасалия такой ход бы определенно оценил, — жаль, тогда он был еще слишком молод.
Неожиданные аксессуары
О том, что Диана была изобретательной, а к моде относилась с толикой иронии, говорит и то, как она выбирала аксессуары. Например, на официальный ужин в японском императорском дворце во время визита в Токио в 1986 году принцесса пришла в темно-синем атласном платье от английского дизайнера японского происхождения Юки Торимару, к которому надела бархатный чокер с сапфирами и бриллиантами, но не на шею, а — на голову. Кстати, такой трюк Ее Высочество проделывала не впервые: на одном из приемов в рамках все того же турне по Австралии Диана тоже украсила прическу ожерельем, правда, уже другим — с изумрудами.
Еще одной любовью принцессы были галстуки-бабочки. Их редко увидишь на женщинах даже в наше время триумфа андрогинной моды, что уж говорить про 80-е. Анна Харви рассказывает, что «бабочку» Диана купила сама и настояла на том, что будет ее носить, так что стилисту осталось только смириться. Один из самых эффектных выходов Дианы в «бабочке» — появление на банкете в музее им. Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне в апреле 1987 года.
Color blocking
Fashion-прием, когда образ состоит из двух-трех ярких однотонных цветовых блоков дизайнеры активно используют еще с середины нулевых. В последнее время им в той или иной степени увлекаются почти все, особенно итальянцы, вроде Marni и Prada. Диана, как настоящий визионер, предвосхитила тренд еще в конце 80-х. Она часто появлялась на публике в нарядах, построенных на color blocking. К примеру, в 1988 году во Франции она надела белое платье-пальто с черными рукавами.
Но порой цветовые сочетания в ее нарядах могли быть и вовсе неожиданными. Так, во время поездки с Чарльзом в Гонконг в ноябре 1989 года, на представление под названием «танец львов» принцесса пришла в алом пиджаке и лиловой юбке (все от Кэтрин Уокер) и двуцветной же шляпке в форме пагоды от дизайнера Филиппа Соммервилля.
Похожий ансамбль был на Диане ранее в том же году в Кувейте: яркое двухцветное пальто (автор снова Уокер) и головной убор в тон — буйство фуксии и ярко-красного. А во время визита в Таиланд за год до этого леди Ди была замечена в белой юбке с широким ярким зеленым поясом — тоже дань тренду color blocking.
После подобных выходов Диану иногда критиковали в прессе за чрезмерную «экстравагантность». Впрочем, так происходит практически с любой публичной персоной, которую со временем признают иконой стиля.
Яркие принты
Диана любила узоры и рисунки, а главное, опять же, умела остроумно обыграть казалось бы, вполне «классические» принты, вроде актуального в 80-е крупного горошка. На матче по поло в Виндзоре летом 1986 года она появилась в юбке в горошек от немецкого бренда Mondi и… в носках ровно с таким же принтом. В наши дни так одеваются самые прогрессивные fashion-блогеры — и получают за это тысячи лайков в соцсетях.
Что до твидового ансамбля, в котором принцесса приехала на крестины принцессы Евгении в частную усадьбу королевы в Садрингеме, то он от Moschino. До развода с Чарльзом Диана носила в основном вещи британских дизайнеров (после в ее гардеробе итальянцев стало в разы больше), но когда Анна Харви предложила ей примерить жакет в ярко-красную «гусиную лапку» с юбкой с таким же, только черным, узором, не смогла отказать. «Мне всегда нравилось придумывать что-нибудь необычное, что оживило бы образ, и Диана всегда охотно включалась в игру», — говорит Харви.
Многослойность
На благотворительный ужин в лондонском отеле Dorchester Диана пришла в кутюрном наряде, вариации на тему национального пакистанского костюма. Удлиненный вышитый золотыми нитями кафтан скрывает широкие брюки в тон. Разумеется, выбор был сделан не случайно. Организатором приема был пакистанский политик Имран Хан, а само мероприятие было посвящено сбору средств в помощь больнице «Шаукат Ханум» в Пакистане. Так что «этнический» наряд — реверанс в сторону культуры этой страны. Впрочем, в наши дни образ кажется более чем актуальным. Пройдет без малого десять лет с момента ужина в Дорчестере, и сочетание длинный кардиган или свитшот плюс широкие брюки станет считаться ультрамодным.
Фото: Getty Images