Долгое время консервативный итальянский бренд стоял в стороне от обсуждаемости и громких трендов, а главными поклонниками Дома были состоятельные и консервативные клиенты, которые ценили его за качество и верность традициям. Но последние несколько лет о Bottega Veneta говорят все. Такой бешеной популярности Дом обязан креативному директору Дэниелу Ли, который приступил к своим обязанностям в 2018 году. На тот момент о дизайнере было известно немного, и он совсем не стремился к популярности, не мелькал под ручку со знаменитостями и редко давал интервью.
Именно Дэниел Ли подарил нам главные хиты последних сезонов: от сумок-пельменей и мюлей с квадратным мысом до тотального помешательства на ядовито-зеленом цвете. Накануне Дом объявил об уходе «коммерческого гения», и эта новость повергла в шок поклонников бренда и модных инсайдеров, которые начали гадать, кто же сможет заменить талантливого дизайнера (и при этом удержать Дом на том же уровне популярности). И судя по тому, что модный конгломерат Kering, владеющей брендом, редко промахивается с назначениями, нас явно ждет что-то интересное.
Дом был основан еще в 1966 году Микеле Таддеи и Ренцо Зенджиаро в итальянском городе Виченце. Название компании переводится как «Мастерская в Венето», и первоначально создатели бренда ориентировались на производство кожаных изделий безупречного качества. Главными принципами были выбраны качество и высокое мастерство, и именно благодаря этому в 70-х и 80-х годах компания завоевала первых звездных поклонников, среди которых были Лорен Хаттон и Жаклин Кеннеди. Постоянным покровителем (или амбассадором, как бы мы сказали сейчас) был Энди Уорхол. Он часто посещал бутик в Нью-Йорке и даже снял для бренда короткометражный фильм.
В 90-х, когда в моду вошла логомания, интерес к Дому пошел на спад. Однако в 2001 году Bottega Veneta был продан Gucci Group, где бренд решили возрождать под руководством креативного директора Томаса Майера. Вернувшись к корням бренда и добавив немного современного лоска и шика, Майер превратил Bottega Veneta в роскошный итальянский бренд, предлагающий состоятельным и взыскательным клиентам одежду prêt-à-porter, аксессуары, изысканные украшения и парфюмерию. Отойдя от логотипов, Майер вынес на первый план знаменитое переплетение бренда Intrecciato и сосредоточился на более лаконичном дизайне.
Правда, бешеной популярности бренд добился спустя 17 лет, когда в июне 2018 года у руля встал Дэниел Ли. В то время имя молодого британского дизайнера не было на слуху, однако опыт и послужной список юного трудоголика был впечатляющий. Ранее он трудился в Celine под руководством Фиби Файло в качестве главы линии ready-to-wear, а до этого трудился в Maison Margiela и Balenciaga. С тех пор, как Ли присоединился к Bottega Veneta, бренд оказался в центре внимания и стал лидером в производстве главных маст-хэвов сезона.
Всего через полтора года после начала новой вехи Дэниел Ли получил несколько модных наград, в том числе «Бренд и дизайнер года», а вокруг Дома моментально сформировалась огромная фан-база, которая с придыханием ожидала каждую коллекцию хитов от британца. На популярность дома не повлияла даже пандемия: хотя как Kering, как и большинство модных конгломератов, переживал тяжелые времена, продажи Bottega показывали впечатляющие цифры, а в третьем квартале 2021 года выросли на 8,9% по сравнению с 2020-м.
10 ноября 2021 года Bottega Veneta и Дэниел Ли объявили о прекращении сотрудничества. В честь этого мы решили вспомнить все главные модные изобретения Дэниела Ли и его предшественников, благодаря чему бренд вполне заслуженно пользуется титулом трендсеттера и законодателя моды.
Плетение intrecciato и сумка Cabat
Пожалуй, именно культовое плетение intrecciato заслуженно стало визитной карточкой Дома — именно вокруг него строились многие хиты Томаса Майера и его последователя. Правда, как и у многих других дизайнерских изобретений, корни этой кустарной техники проистекают из случайности, а не из грандиозного и продуманного плана. В регионе Венето, где зародился Bottega Veneta, мастерские были больше известны производством одежды, а не изделий из кожи. И швейные машины в ателье, скорее, были предназначены для ткани и очень тонкой кожи, но при этом сложно применимы в создании сумок и обуви. Решение бренда заключалось в том, чтобы аккуратно переплетать длинные полосы двусторонней кожи, создавая прочное, красивое и целостное полотно: этот метод получил название intrecciato.
Одно из самых известных творений бренда — плетеная сумка Cabat. Впервые она была разработана креативным директором Томасом Майером, когда он пришел руководить Домом в 2001 году. Гибкая прямоугольная сумка с короткими ручками, выполненная в технике intrecciato, была представлена в коллекции весна/лето 2002. Cabat не имеет подкладки и соткана вручную из полос двусторонней кожи, при этом изделие бесшовное. Это означает, что внутренняя часть сумки так же безупречна, как и внешняя. Сумка выглядит лаконично и просто, однако на поиск идеальной модели команде потребовалось несколько недель и от 10 до 15 прототипов. Сейчас создание классической модели, на которую требуется около 100 кожаных полосок, занимает у мастеров Bottega около двух дней.
Сумка The Lauren 1980
Впервые Bottega Veneta представил этот клатч в технике intrecciato в конце 1970-х годов, но только в 1980 году, после того как актриса Лорен Хаттон появилась с этим аксессуаром в фильме «Американский жиголо», аксессуар стал по-настоящему популярным. Позже про нашумевшую сумку забыли, однако в 2016 году Томас Майер решил возродить легенду. Тогда Bottega Veneta отмечал свое 50-летие, но а креативный Томас Майер — 15-летие у руля Дома. Что может быть лучше, чем отметить эти два события разом и попросить Лорен Хаттон появиться на подиуме шоу весна/лето 2017 с той же самой сумкой?
Как и в фильме, аксессуар был выполнен из мягкой кожи насыщенного темно-красного оттенка. В сочетании с классическим тренчем, образ моментально отсылал к кадрам из кинофильма. Бренд также решил переименовать плетеный аксессуар в The Lauren 1980 и выпустить коллекцию ограниченным тиражом — каждая модель стоила 2150 долларов.
Сумка The Pouch
The Pouch или сумка-пельмень, как ее быстро прозвали в народе, — один из главных хитов, который навсегда останется в истории модного дома. Когда Дэниел Ли получил новый пост, его предшественник Томас Майер оставил незаконченную коллекцию. Ли решил взять то, что уже было, и переработать в другом ключе. Бешеная популярность сумки The Pouch была сюрпризом даже для креативного директора. Казалось, это не самый практичный вариант для того, чтобы носить ее постоянно. Во-первых, у модели не было ремня, а в мире кросс-боди и сумок-седел носить сумку в руках — это непростая задача. Во-вторых, на сумке нет логотипа, что стало явным отказом дизайнера от стритстайл-трендов и логомании. Несмотря на все эти нюансы, именно эта модель принесла итальянскому дому невероятную популярность.
После своего дебюта в июле 2018 года клатч стал вирусной сенсацией как у модных инфлюенсеров, так и у знаменитостей. По данным журнала Paper, модель Рози Хантингтон-Уайтли публиковала свои фото в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) почти три десятка раз за три месяца. А Рианна, еще одна поклонница Bottega, написала в Instagram: (запрещенная в России экстремистская организация) «Спасибо, что все мои деньги ушли на сумки Bottega».
Сумка Cassette
У The Pouch был еще один конкурент, за которым быстро началась охота среди звезд и инфлюенсеров, — лаконичная модель Cassette, которую дизайнер представил в осенне-зимней коллекции 2019 года. Сумка через плечо прямоугольной формы имела крупное переплетение, основанное на привычной технике intrecciato, и длинный ремень с пряжкой в виде треугольника. Вскоре появились альтернативы узнаваемой модели, только с крупной и массивной цепью вместо кожаного ремня.
Эта модель так же быстро стала фаворитом, а другие бренды поспешили представить свои аналоги, причем как в люксовом сегменте, так и масс-маркете. В итоге 2019-й год точно стал годом Bottega Veneta, а сумка Cassette не только увеличила продажи бренда, но и вошла в историю Дома.
Мюли с квадратным мысом
Несмотря на бешеную популярность сумок, в обуви бренд также выпустил несколько хитов, которые с легкостью копировали другие дизайнеры по всему миру. Среди них — мюли на каблуке из гладкой кожи или с фирменным плетением.
Эта модель идеально встраивается в концепцию Ли: на обуви не было логотипов, при этом каждый безошибочно определит, в коллекции какого бренда они представлены. Они изготовлены в Италии из кожи с плетением intrecciato, и имеют тонкий каблук-шпильку и модный квадратный мыс.
Сумка Jodie
Еще один хит Ли — плетеная сумка Jodie. Говорят, что изначально у этой модели не было названия, но после того, как Джоди Фостер использовала аксессуар, чтобы закрыться от папарацци, было принято решение именовать сумку Jodie.
Сама сумка объединяет современный взгляд Дэниела Ли с традиционным мастерством итальянского дома и узнаваемой техникой intrecciato Bottega Veneta. В итоге модель соответствует современным тенденциям, но при этом неподвластна времени, что моментально подарило ей звание it bag. Аксессуар напоминает оригинальную сумку-хобо Bottega Veneta и имеет декоративный узел на ручке, что стало узнаваемым акцентом на минималистичной модели.
Челси на платформе
Одной из самых важных коллекций для креативного директора было его дебютное осенне-зимнее шоу в 2019 году. Коллекция получилась мрачной, брутальной, с обилием мотоциклетной кожи и самой модной обуви, которая произвела настоящий фурор, не утихающий в течение нескольких лет. Речь, конечно, о грубых ботинках челси, с которыми бренд экспериментировал и в следующих сезонах.
Долгое время главным поставщиком грубой обуви был Dr. Martnes, выпускающий свои фирменные ботинки на шнуровке. Но Дэниел Ли решил поменять правила игры и не прогадал. Вслед за Bottega Veneta началась настоящее помешательство на классических грубых Chelsea Boots, а сам бренд начал экспериментировать с моделью и дальше, предлагая альтернативные варианты на красочной платформе.
Фото: Getty Images