Сколько японских дизайнеров, кроме Йоджи Ямамото, Иссей Мияке и Рэй Кавакубо, вы знаете? Kenzo? Модный конгломерат LVMH купил бренд в 1993 году и перевез в Париж, так что с тех пор от Японии у марки осталось только имя основателя. Uniqlo? Масс-маркет мирового масштаба так же, как и Kenzo, переехал в Париж. Во французской столице бренд расположил собственную дизайн-студию, руководит которой Кристоф Лемэр — дизайнер, чья эстетика крайне далека от японской.
Меж тем Страна восходящего солнца богата на модные имена. Многие из них неизвестны широкой публике (или не так известны, как Comme des Garçons, Kenzo или Uniqlo). Для нас, жителей средней полосы России, одежда Made in Japan авангардна и оригинальна по определению — и только поэтому к ней стоит присмотреться внимательнее.
Так что если вы собираетесь в Японию, наша подборка японских брендов окажется вам полезной. Вместо бесполезных сувениров, собирающих пыль на полках, привезите из древней страны платье или сумку: таких здесь точно ни у кого больше не будет.
Hanae Mori
В 80-е годы японская мода стала известна далеко за пределами Японского архипелага. В качестве главных локомотивов ориентальной моды называют Кавакубо, Ямамото и Мияке, но этот успех был бы невозможен и без Ханае Мори. Достопочтенная 92-летняя японка — первый в мире азиатский дизайнер, принятый в парижский Синдикат высокой моды, а ее бренд Hanae Mori с 1977-го по 2004-й мог нескромно, но правдиво добавлять к названиям коллекций приписку Haute Couture.
Тогда, в 1977 году Ханае открыла парижский бутик на Avenue Montaigne, выбрав в соседи — кого бы вы думали — Dior. Теперь в Париже дислоцируется парфюмерное направление компании, в то время как коллекции, которые для бренда Hanae Mori создает дизайнер Ю Амацу, показываются в Токио. В них — современная французская элегантность и традиционный костюм, в которых иногда звучат ноты японского деконструктивизма. Идеально!
Undercover
Юн Такахаси основал Undercover в 1990 году, и с тех пор его бренд заработал славу главного поставщика street wear на японский рынок. Правда, в отличие от «западных коллег», Такахаси вдохновляется не хип-хопом, а другой маргинальной субкультурой — панком. Дизайнер нежно полюбил этот стиль еще в 80-е годы, когда учился на модельера и пел в кавер-группе Sex Pistols. Своей музой в то время он весьма предсказуемо называл Вивьен Вествуд — модную королеву всех панков планеты.
В 2011 году Такахаси начал работать над первой крупной коллаборацией: дизайнер создал две коллекции для Uniqlo. Сейчас 49-летний японец дважды в год презентует сезонные коллекции, и не где-нибудь, а в эпицентре модной жизни — в Париже. От панка в них осталось немного, а в последней осенне-зимней так и вовсе на первый план выходит стиль гарлемской молодежи и сильно приукрашенный нормкор. Стала ли она от этого менее интересной? Отнюдь!
Sacai
Читосе Абе (девичья фамилия Сакай) начинала подмастерьем у Кавакубо и работала в Comme des Garçons до тех пор, пока ее не переманил к себе Джунья Ватанабэ. В команде дизайнеров Junya Watanabe она тоже не задержалась и, родив дочь, в 1999 году основала собственный модный бренд.
Сначала Абе занималась обычным трикотажем, но довольно быстро перешла к полноразмерным коллекциям. Первый показ в Париже состоялся в 2009 году, и тогда же творчество японки высоко оценили Анна Винтур, Сьюзи Менкес и Карл Лагерфельд (коллеги по цеху, как вам прекрасно известно, работу друг друга изучают с особым пристрастием). Метод, который принес ей признание — интеграция, если его так можно назвать: дизайнер соединяет две похожие вещи в одну так, чтобы конечный результат не выглядел просто двумя сшитыми вместе вещами.
Не ищите в Sacai лаконичность и минимализм, столько необходимые базовому гардеробу: стиль Абе — сложный крой, экстремальные сочетания рисунков и множественный декор.
Muji
В Японии есть не только аутентичная дизайнерская одежда, но и аутентичный масс-маркет. Muji — японская марка с почти сорокалетней историей, и она — что-то вроде IKEA в мире моды. На это намекает само название бренда: muji — сокращение от mujirushi ryohin, «простые хорошие вещи».
Одежда от Muji — добротный минимализм: любители таких брендов, как Cos, точно оценят простые линии и лаконичные формы. Что-то может показаться скучноватым, но встречаются и настоящие сокровища — все как везде. Кроме одежды, Muji выпускает косметику, канцелярию и товары для дома с приставкой «эко»: sustainability — краеугольный камень работы японского масс-маркета. Чем-чем, а уж заботой о природе может похвастаться далеко не каждый массовый производитель. Будете в Токио — обязательно загляните!
Kotohayokozawa
Kotohayokozawa — тот случай, когда хочется чего-то, чего не найти не только в России или старушке Европе, но даже в Японии. Нет, в Токио, конечно, изделия бренда вы найдете (список адресов есть на сайте марки), но поверьте: даже в Стране восходящего солнца они будут большой редкостью.
Японский бренд с труднопроизносимым названием совсем молод: ему всего три года. Набор букв в названии — эпоним основательницы Котохи Йокозавы, а основа марки — синтез базового гардероба и деконструктивистской традиции в духе Мартина Маржелы: сложноскроенные тренчи с отрезанными рукавами, объемные брюки, украшенные не менее объемными карманами и фигурная многослойность.
Mercury Duo
Впрочем, одежда от японских дизайнеров — это не только про авангард и деконструкцию. В Японии можно найти все, что угодно. Даже рюши, пышные юбки и зефирные оттенки: за них в Стране восходящего солнца отвечает бренд Mercury Duo.
Как гласит сайт марки, его концепция — «элегантность во плоти». Тут все, что мы привыкли считать рафинированной женственностью: приталенные платья с открытыми плечами, цветастые летние сарафанчики, плиссировка в цветы. Большой плюс заключается в том, что новые коллекции появляются каждый месяц.
Drwcys
Женственную базовую одежду без приторного послевкусия можно найти у другой японской марки Drwcys Их коллекции романтичны настолько, насколько сейчас это вообще актуально, а места в них хватает и комбинациям на тонких бретелях, и юбкам-годе в абстрактный принт в лучших традиция Фраческо Риссо в Marni, и брутальным косухам — вечной классике любого гардероба от Японии до Португалии.
Snidel
Этот местный бренд, если уж продолжать аналогии с европейскими, можно назвать японским Chloé: принты, объемные воланы, лаконичный крой — все это явно или не очень намекает на одежду культовой французской марки. Примечательно, что для съемок руководство бренда приглашает не только азиаток, но и европеек.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб