Знаменитостей, которые начав с кино или шоу-бизнеса, затем полностью переключились на моду и преуспели в мире fashion, можно пересчитать по пальцам одной руки. Разумеется, модные коллаборации и авторские капсульные коллекции выпускает каждая вторая звезда, но это не в счет. «В счет» идет совсем другое: способность на сто процентов посвятить себя новой работе, изучить законы рынка, изменить привычный образ жизни, в конце концов, сделать так, чтобы профи — модные критики и коллеги — стали воспринимать вас всерьез. Все это удалось разве что Виктории Бекхэм и отчасти Саре Джессике Паркер. И совершенно точно это удалось им — сестрам Олсен, которых когда-то называли любимицами Америки и милыми златокудрыми малышками.
Кинокарьера Мэри-Кейт и Эшли Олсен пошла на спад в первой половине нулевых. До этого, начиная с конца 80-х, они были самыми знаменитыми детьми на континенте, а то и за его пределами. Сниматься девочки начали в шестимесячном возрасте: им досталась роль одной и той же героини — дочери персонажа из сериала «Полный дом», которую Олсены исполняли по очереди несколько лет подряд. Работа моментально возвела их в ранг звезд — как в 30-е годы другую белокурую малышку Ширли Темпл.
На волне успеха в 90-е Мэри-Кейт и Эшли снялись еще в паре десятков семейных комедий и сериалов. Но если до начала миллениума публика умилялась и активно скупала билеты в кино, то в новом веке, устала от своих любимиц. Фильм «Мгновения Нью-Йорка» (2004 г.), на который сестры возлагали надежды как на трамплин в большое кино, провалился в прокате. После этого Олсен больше не снимались вдвоем, но не перестали быть брендом.
Как рассказала бывшая стилистка Мэри-Кейт и Эшли Джуди Шварц — она занималась стилем девочек до их 16-летия — сестры всегда интересовались модой. «Когда им было по пятнадцать, в одном из интервью они заявили, что хотели быть стать дизайнерами, — призналась Шварц. — Правда, когда я напомнила им об этом через много лет, выяснилось, что этот эпизод полностью стерся из их памяти».
Если говорить о стиле, то Шварц серьезно повлияла на близнецов. С одной стороны, именно она была «ответственна» за имидж «милашек», который прочно закрепился за ними в 90-е и первую половину нулевых. Джуди подбирала для них женственные платья — с облегающим силуэтом и часто с цветочным принтом. В те годы в гардеробе девочек можно было найти как Dolce&Gabbana и Miu Miu, которые Джуди обычно покупала сама (крупные бренды в те годы не горели желанием одевать героинь подростковых комедий), так и марки вроде Theory и вещи из недорогих магазинов и секонд-хендов — все они старательно подгонялись под их фигуры.
С другой стороны, сама Джуди всегда любила многослойность и одевалась, по собственному признанию, в стиле рок-звезды. Стилистка не исключает, что именно это могло повлиять на то, как сестры стали воспринимать моду в дальнейшем, после ухода из кино: «Я довольно миниатюрная, но мне всю жизнь нравились вещи oversize. Если я надевала узкие джинсы, то обязательно с широким свитером. И я всегда могла надеть на себя чуть ли не пятьдесят предметов сразу. В общем, я совсем не удивлена, что, став старше, девочки увлеклись гранжем и boho-chic».
Сотрудничество сестер с Джудит прекратилось с завершением их кинокарьеры. Девочки поселились в Нью-Йорке, где стали перманентными мишенями для папарацци. Тот самый стиль, на формирование которого повлияли как Джудит Шварц, так и фото Кейт Мосс, Кортни Лав и Сиенны Миллер, окончательно сформировался именно тогда. Главный его признак — никакой нарочитости (разве что нарочитая небрежность). «Обожаю пиджаки, ─ говорила в интервью Мэри-Кейт. — И знаете, почему? Их можно набросить прямо на пижаму, и никто ничего не заметит. Все будут восхищаться: «Какой у тебя пиджак!».
Эта цитата отлично характеризует манеру одеваться взрослых сестер Олсен. Мэри-Кейт и Эшли полюбили длинные юбки, безразмерные свитеры и пальто, обувь на плоской подошве (кеды и «биркенстоки») и огромные сумки. Они перестали появляться на людях без больших солнцезащитных очков (часто круглых, в ретростиле), а увидеть их с укладками «волосок к волоску» стало так же трудно, как заприметить Лохнесское чудовище. Их фирменной прической стали «вчерашние локоны».
Как и все люди с хорошим чутьем, они предвосхитили тренд, который захватил большие города через несколько лет. Сейчас для нас привычное дело носить широкое классическое пальто с кроссовками, миксовать широкие джемперы с юбками в пол и в любой ситуации не расставаться с любимой, невероятно вместительной totebag. В нулевые, эру шпилек и стразов, это было в новинку, а закрепилась тенденция не в последнюю очередь благодаря повзрослевшим девочкам Олсен.
В те годы публика реагировала на новоиспеченных «икон стиля» неоднозначно. Сестры попадали то в списки самых стильных знаменитостей то в модные анти хит-парады, а недоброжелателей у них нашлось едва ли не меньше, чем поклонников. Вокруг бывших «примерных малышек» появился ореол скандальности. Особенно часто в таблоидах стали писать о Мэри-Кейт — ее обвиняли в наркозависимости и злоупотреблении пластикой. Сама она открыто призналась в том, что страдает анорексией. Небрежный стиль одежды Олсен стал казаться частью их нездорового, якобы беспорядочного образа жизни.
Сколько было в правды, а сколько вымысла в тех слухах мы не узнаем уже никогда. Возможно, в какой-то момент сестры действительно потеряли контроль над собственной жизнью, но к счастью, лишь временно. Верх над внутренними демонами (если они и были) взяли рассудительность и деловая хватка — из героинь стритстайла и колонок светских новостей бывшие актрисы мало-помалу превратились в серьезных, конкурентоспособных предпринимательниц.
Действительно, свою компанию Dualstar девочки (разумеется, при участии родителей) основали еще когда им было по шесть лет. В 90-е годы бренд выпускал духи, косметику и одежду — эксклюзивно для американской сети Wal-Mart. Тогда дизайном вещей занималась Джуди Шварц — сестрам оставалось лишь одобрять эскизы. Став взрослыми, Олсен решили вести бизнес полностью самостоятельно и в 2006 году основали главное дело своей жизни — марку The Row.
«С самого детства я ощущала себя деловым человеком», — сказала в одном из интервью Эшли. Мэри-Кейт подхватила: «Даже когда мы снимались в кино, большая часть работы проходила за камерой — мы с детства занимались построением своего бренда, бизнесом».
Бренд назвали в честь лондонской улицы Сэвил Роу — места, где находятся самые дорогие и престижные ателье. С первого сезона сестры сделали ставку, прежде всего, на крой и ткани, оставив в стороне и яркие оттенки, и броские принты, и избыточную отделку. Критики сразу же провозгласили The Row олицетворением современного минимализма. Основные цвета в любой коллекции марки — черный, белый, серый и бежевый — с редкими вкраплениями «леопарда», голубого и ярко-желтого. Ткани — шерсть, кожа и мех. Из-за последнего Олсен нередко становились мишенями для ожесточенной критики активистов РЕТА.
За что The Row любят больше всего, так это за безупречную посадку каждой вещи — их контуры будто выточены из картона, и на каждой женщине эта одежда сидит так, будто ее специально подогнали по фигуре. «Мы поняли, как важна идеальная посадка, еще будучи школьницами, — заявляют сестры. — Тогда все вещи ушивались специально под нас, а мы с интересом наблюдали за процессом». И снова влияние Джуди Шварц! Что примечательно: создавая эскизы для марки, сестры не поддались соблазну полностью копировать собственный стиль. Их коллекции ─ это, скорее, его идеализированный и очищенный от лишнего вариант.
На волне успеха The Row Мэри-Кейт и Эшли начали наступательную тактику на модный рынок в целом. Чтобы охватить все его сегменты, в 2007 году они основали бюджетную марку Elizabeth&James (бренд был назван в честь младших брата и сестры Олсен). По концепции она близка The Row — ставка вновь сделана на минимализм и крой, но вещи стоят в разы дешевле и доступны в онлайн-магазинах, вроде Net-a-Porter и в больших универмагах, типа нью-йоркского Macy’s.
Сегодня Олсен — полноценные участники мирового модного процесса, а годовой оборот их марок исчисляется сотнями миллионов долларов. The Row хвалят не только модные критики, но и гуру, вроде Анны Винтур и Карла Лагерфельда, а это уж точно дорогого стоит.
Главное подтверждение тому, что они на правильном пути сестры получили в 2012 году вместе с наградой CFDA (Council of Fashion Designers of America Awards), которую им вручили как лучшим дизайнерам года. К слову, в разное время статуэтка доставалась Тому Форду, Оскару де ла Рента и Марку Джейкобсу.
Во всех интервью за последнее время девушки уверенно заявляют, что в моде они нашли себя и сворачивать с выбранного пути не собираются. «Наша главная цель — остаться в индустрии, — говорит Мэри Кейт. — Как такового плана у нас нет. Мы действуем по ситуации, и пока в такой тактике не разочаровались».
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб