За свою историю бижутерия из подделок под драгоценности и дешевых безделушек превратилась в самостоятельный и модный аксессуар. Богато украшенную бижутерию с крупными искусственными кристаллами можно без проблем комбинировать даже с базовой футболкой и джинсами — чего не скажешь, например, о роскошных сетах дорогих украшений, которые не всегда возможно носить повседневно. Однако несмотря на ряд неоспоримых плюсов, привыкали женщины к аналогам дорогостоящих камней довольно долго.
Имя одного из фактических основателей бижутерии и недрагоценных самоцветов связано, как часто это бывает в истории, с обманом, наживой и предприимчивым авантюристом. В XIX веке ювелир Жорж Фредерик Страсс изобрел технологию получения калиевого стекла, в котором содержание свинца превышало привычную концентрацию. А если придать такому хрусталю огранку, получается камень, который легко имитировал бриллиант.
Свое уникальное достижение мошенник и авантюрист Страсс использовал при производстве украшений и выдавал их за дорогие, мастерски выполненные ювелирные изделия. Его бижутерия была настолько качественной и неотличимой от настоящих драгоценностей, что легко вводила в заблуждение доверчивых любителей роскоши: выявить «стекляшку» без профессионального взгляда было практически невозможно. В свое время признания предприимчивый стеклодув так и не получил, но позже, уже после смерти Страсса, в его честь назвали всем известные стразы.
Однако всемирную известность камни из стекла получили благодаря чешскому инженеру Даниэлю Сваровски. В конце XIX века он спроектировал машину для шлифовки горного хрусталя и основал компанию Swarovski, которая сейчас стала одним из лидеров по производству изысканных камней, по блеску ничем не уступающим подлинным бриллиантам. Секрет производства и огранки высококачественного хрусталя до сих пор является тайной, которую владельцы компании тщательно оберегают. Конечно, такая технология просто не могла остаться без внимания модных дизайнеров.
Внук основателя Swarovski придумал инновационную технику обработки кристаллов, блеск которых напоминал северное сияние — цвета менялись от нежно-зеленого до глубого синего и от насыщенного фиолетового до ярко-красного. Эти магические переливающиеся кристаллы Aurora Borealis так очаровали Кристиана Диора, что он стал инкрустировать камнями не только украшения, но и расшивать ими кутюрные платья, создавая настоящие шедевры из ткани и искусственных камней. С этого момента бренд бренд Swarovski прочно обосновался в модной индустрии, а позже активно сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Эльзой Скиапарелли, Джанфранко Ферре, Джоном Гальяно, Рафом Симонсом и Марией Грацией Кьюри.
Однако еще до Кристиана Диора дизайнеры проявляли к искусной бижутерии большой интерес. В начале XX века модная революционерка Коко Шанель на личном примере показывала, как интересно можно носить бижутерию каждый день — более того, сама Шанель чаще отдавала предпочтение именно дешевым аналогам. Ее украшения ничего не имитировали, не создавали иллюзию роскоши и совсем не пытались ввести кого-либо в заблуждение. Шанель убедила женщин в том, что в бижутерии не то что нет ничего постыдного, а умение носить ее ценится едва ли не больше, чем стилизация дорогих ювелирных изделий с рубинами, изумрудами и бриллиантами.
Украшения для нее — это не способ продемонстрировать свое благосостояние, а часть образа. Сама Шанель нередко носила массивные серьги-пуссеты — например, с крупной искусственной жемчужиной, обрамленной множеством кристаллов из простого стекла. «Кто не умеет носить бижутерию — носит золото», — говорила она, буквально провозгласив эпоху модных «подделок». Именно благодаря ей в моду вошли броские и эффектные украшения, нити бус из искусственного жемчуга и цепей из недрагоценных металлов — колье-сотуары модный дом демонстрирует и сейчас, спустя век, причем выглядят они крайне актуально и современно.
Свою лепту в продвижение камней из стекла внесла и золотая эпоха кино. Например, в одной из сцен фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» Мэрилин Монро поет знаменитую строчку: «Лучшие друзья девушек — это бриллианты» — при этом сама актриса в кадре носит Swarovski. А в 1962 году культовая актриса на 45-летии Джона Кеннеди спела песню «Happy Birthday Mr. President», облачившись в платье, полностью усыпанное кристаллами Swarovski — с этого момента возрастающую популярность «поддельных» камней было не остановить.
Почитательницей бижутерии была и принцесса Диана: имея огромный арсенал украшений с недрагоценными камнями, носила она их не только повседневно, но и гордо надевала на светские приемы. Так, много шума в прессе наделали серьги с искусственным жемчугом за 50 фунтов стерлингов из небольшого магазинчика Butler & Wilson, куда принцесса регулярно наведывалась за новой порцией бюджетных украшений. Кроме них, принцесса Уэльская часто носила массивные броши, усыпанные бисером, броские заколки со стразами, бессчетное количество сережек с поддельными камнями — и все эти драгоценности были едва отличимы от настоящих бриллиантов и жемчуга (а многие и вовсе до сих пор остаются загадкой для ювелирных мастеров: настоящие или все же подделка). Читайте: Не все то золото: как принцесса Диана выдавала дешевую бижутерию за дорогие украшения
В современной истории подобный реверанс в сторону менее дорогостоящей бижутерии делала и Мишель Обама. Во время торжественного приема в резиденции американского посла в Лондоне супруга тогда еще президента США Барака Обама надела черное платье в пол от Ralph Lauren и дополнила массивным колье Tom Binns, которое на деле оказалось бижутерией. Помимо этого, в шкатулке бывшей первой леди — огромное количество бюджетных бус, сережек и брошей от американских брендов Kimberly MacDonald, Nava Zahavi, Miriam Haskell и Erickson Beamon — их она надевает и на торжественные ужины, и на роскошные приемы, не боясь выглядеть безвкусно.
Среди звезд главными почитателями стали любительница эклектики Сара Джессика Паркер, эпатажная дива Lady Gaga, поп-икона Бейонсе, а также певица Дженнифер Лопес — преданная любительница бренда Swarovski. Такая бешеная популярность бижутерии объясняется легко: носить ее проще, чем роскошные ювелирные сеты, как повседневно, так и с кутюрными платьями. А дизайнеры и вовсе предлагают нам не мыслить шаблонами и забыть про правило «в одном образе — не больше трех украшений». Сейчас запросто можно снимать одну серьгу из набора и комбинировать с другими сетами, создавать эклектичные ансамбли с винтажными украшениями, искусственным и натуральным жемчугом, не задумываясь о том, как подобрать камни по цвету, и без сожаления разбивать единые сеты на составляющие.
Правила, которые определила еще Коко Шанель (а, точнее, их полное отсутствие), актуальны и сейчас: сто лет назад модельер советовала миксовать ювелирные изделия с бижутерией — и женщины покорно на это согласились. Из арсенала кутюрье на заметку берем и любовь к гротеску: бессчетные ряды бус и цепочек, большое количество колец, акцентных перстней и разнофактурных браслетов (как броских, так и минималистичных), будто собранных из разных сетов. Универсальным приобретением станет брошь: она сможет украсить не только лацкан жакета или пальто, но и дополнит головной убор или платок, повязанный вокруг шеи.
Главное правило сейчас — это забыть о любых правилах и носить украшения так, как только заблагорассудится. Любителям минимализма — аккуратные цепочки и пары сережек, украшенных минимальным количеством страз. А тем, кто предпочитает эпатажные аксессуары — броские, яркие и эксцентричные сеты из statement-украшений, не подчиняющихся никаким запретам в стилизации.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб