Большую часть жизни Клинтон провела на глазах общественности – и за это время точно осознала, что публика всегда и везде будет искать в ее нарядах и прическе скрытые смыслы. Причем за все время смены ролей – от первой леди, сенатора, госсекретаря и до кандидата на пост главы государства – скрывался четко выработанный и просчитанный до малейших деталей персональный стиль. Где каждый костюм, цвет наряда, выбранного для публичного выступления, или фактура жакета, имеют свою обоснованную функцию и роль в гардеробе.
Конечно, контраст между гардеробом первой леди и стилем кандидата в президенты был особенно ярким: за это время она сменила свои фирменные стильные костюмы с юбками на брючные ансамбли в более смелых и ярких цветах.
Хотя Клинтон за это время научилась мастерски носить любой оттенок радужной палитры, ее фирменным остается главный цвет демократов – синий. После предвыборной кампании она по-прежнему показывала любовь к ярким цветам, и в ее палитре начали доминировать канареечно-желтый, фуксия и глубокий пурпурный цвет.
Интересно, что Хиллари была первой супругой президента, которая надела костюм для своего первого официального портрета в качествев первой леди. На картинах ее предшественниц в XX веке можно найти парад кремовых платьев, нити жемчуга и юбки. Клинтон выбрала брючный костюм с приталенным жакетом в глубоком черном цвете. Официальный портрет был обнародован в 2004 году, через три года после того, как она покинула Белый дом, и к тому времени костюм уже стал фирменной «униформой Клинтон». Сегодня преданность Хиллари брючным костюмам настолько общеизвестна, что она регулярно порождает мемы, шутки ведущих на ТВ и сотни вариантов костюмов для Хэллоуина, которые люди покупают на Amazon, чтобы спародировать известного политика (читайте также: Этикет первых леди: что можно (и нельзя) супругам президентов).
«Она просто хотела создать что-то простое, почти как униформу, – объясняет Нанетт Бурстейн, режиссер документального фильма «Хиллари» 2020 года. – В результате этого произошел культурный сдвиг. Да, она не первая женщина, которая носит брючный костюм в политике или в каком-либо профессиональной среде, но она была первой, кто действительно сделал это собственной униформой».
Клинтон рассматривала брючный костюм как самый простой способ сделать политическую среду равной для мужчин и женщин. Она изо всех сил старалась отличиться от других первых леди, подчеркивая свою долгую карьеру и степень в юриспруденции, а не просто свою роль по отношению к мужу-президенту.
Во время президентской гонки 2016 года преданные фанаты Клинтон появлялись в брюках на избирательных участках, чтобы продемонстрировать солидарность с демократическими кандидатами. Это породило хэштег #PantsuitNation и страницу в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), где брючный костюм стал определенным символом равенства. «Интересно, что кто-то, кто меньше всего задумывался о моде, стал в некотором роде пионером, – рассказывала Бурстейн. – Она никогда не старалась изо всех сил. Она просто принимала умные решения. Даже ее брючные костюмы, которые стали ее фишкой и породили целую «нацию» Pantsuit Nation, были просто прагматичным решением».
Pantsuit Nation – интересный кейс о силе, которую может иметь персональный стиль. В день выборов на пост президента США тысячи женщин, которые симпатизировали Клинтон, разместили свои фото в классических костюмах «как у Клинтон» в особой группе в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). «Каждые несколько минут приходит примерно 1000 [фото]», – рассказывала во время акции Либби Чемберлен, основатель группы, о сообщениях в социальных сетях.
Брючный костюм отражает то, что она считала себя не первой леди, а скорее, политиком. «Когда я баллотировалась в Сенат в 2000 году, а в 2008 году – в президенты, у меня была униформа: простой брючный костюм, часто черный, с разноцветной отделкой», – писала Клинтон в своих мемуарах «Что произошло». Почему она выбрала эту форму? Ей нравится то, как они заставляют ее выглядеть. «Я сделала это, потому что мне нравятся брючные костюмы, – пишет Клинтон. – Они заставляют меня чувствовать себя профессиональной и готовой к работе. Я также подумала, что было бы хорошо делать то, что делают политики-мужчины, и носить более или менее одно и то же каждый день». Она также отметила, что как женщине, баллотирующейся в президенты, ей нравилось, что она отличалась от мужчин, но при этом была наравне с ними. Даже в профессиональной обстановке то, что вы носите, может сыграть важную роль в том, как люди воспринимают ваши речи. Одежда в этом смысле помогла Клинтон избежать ненужных разговоров вокруг ее персоны. «Униформа также была средством против отвлечения внимания: поскольку мне было нечего сообщить при помощи одежды, возможно, вместо этого люди сосредоточатся на том, что я говорю», – поясняла Хиллари (читайте также: Малоизвестная Хиллари Клинтон: 5 фактов из жизни бывшей Первой леди).
Иногда Клинтон немного экспериментирует со своим стилем. Классические жемчужные ожерелья и серьги она заменяет на более смелые и менее предсказуемые аксессуары – массивное ожерелье в стиле 60-х годов, подвески-цепи и ярко-синие серьги-гвоздики. В марте 2016 года Клинтон появилась на одном из публичных выступлений во время предвыборной кампании в рубашке с цветочным принтом и черном кожаном пиджаке. Это выглядело свежо, стильно, брутально и сразу говорило о ее боевом настрое.
К слову, такой расслабленный и довольно бунтарский стиль в свое время и сделал ее иконой стиля на политическом поприще. 16 февраля 1992 года Хиллари Клинтон принимает участие в митинге президента Билла Клинтона в Нью-Гемпшире, посвященном президентской кампании демократов. На ней – жакет и свитер цвета фуксии. Эту формулу сейчас мы можем видеть на многих шоу и в стритстайл-отчетах. В то же время ее манера одеваться тогда отлично отражала эпохк и была, скорее, чем-то интуитивным, чем продуманной стратегией, нацеленной на будущее.
Спустя некоторое время, когда Хиллари и сама начала еще активнее заниматься политикой, оттенки, аксессуары и малейшие детали стали для нее способом общения с избирателями. В ноябре 2016 года, впервые после оглашения результатов голосования избирателей, Хиллари Клинтон вышла на публику и выступила с речью. На ней был костюм с жакетом с фиолетовыми лацканами от Ralph Lauren и топом тон в тон. Этот цвет появился здесь не случайно: именно такой оттенок получается благодаря слиянию голубого (фирменный цвет Клинтон и демократов) и красного (цвет Трампа и республиканцев). Этот оттенок был своеобразным призывом Клинтон к единению – крайне удачный и действенный прием для передачи мысли без слов.
«[Есть] одна фотография, на которой она носит солнцезащитные очки и цветочное платье в стиле хиппи. Я думаю, что это то время, когда она только начала встречаться с Биллом. Она выглядела так невероятно – круто, даже не пытаясь делать это специально», – отмечает Нанетт Бурстейн. Клинтон проникает в культуру моды, даже не осознавая этого. Например, ее любимый аксессуар 90-х годов – ободок или повязка на голову. Хиллари сделала частью своего стиля задолго до того, как Prada, Chanel или даже Блэр Уолдорф вернули it-аксессуар в поле зрения модников.
«Она любит ободки на голову. Это ее любимая вещь, – вспоминала Бурстейн. – На днях мы были в Германии ... и она ушла и вернулась ... на ней был ободок на голову. Я сказала: “Боже мой. Она все еще круто его носит”. А она: “Я все равно ношу его. Мне все равно, что никто больше его не носит. Это мои проверенные и “настоящие” вещи, в которых я чувствую себя наиболее комфортно”».
Для Клинтон жизнь в роли сильного, независимого и влиятельного политического деятеля означает, что люди будут всегда критиковать наряды и прическу и искать какой-либо подтекст. И, несомненно, у Хиллари есть команда, которая консультирует ее не только по публичным выступлениям, но и по стилю. Правда, в случае с Клинтон можно точно сказать: насколько бы экспертным ни было мнение модных консультантов, за свою головокружительную политическую карьеру Хиллари точно выяснила, что такое power dressing – ценное знание, которому еще стоит обучиться многим из тех, кто мечтает о высоких постах.
Фото: Getty Images