Кристиан Диор перед одним из своих показов, 50-е годы | marieclaire.ru
Кристиан Диор перед одним из своих показов, 50-е годы

Мария Грация Кьюри попала под так называемую волну «сокращений» (да, в моде она бывает равно так же, как и в обычной жизни). Новость об ее уходе из Valentino вписалась в контекст других глобальных перестановок в модных домах. Вот вам, пожалуйста: Альбер Эльбаз уходит из Lanvin, Эди Слиман покидает Saint Laurent, а Александр Вэнг уступает место креативного директора Balenciaga взбалмошному грузину Демне Гвасалия. Но даже на этом фоне развал творческого дуэта Пиччолли-Кьюри оказался настоящим модным апокалипсисом, ведь коллеги проработали вместе ни много ни мало 25 лет. 

Мария Грация Кьюри, показ Dior haute couture SS 2017
Мария Грация Кьюри, показ Dior haute couture SS 2017

С осени прошлого года они выходят на поклон по отдельности: Пьерпаоло – в качестве единоличного «правителя» Valentino, Мария – как первая женщина-дизайнер в Dior. На этом посту она сменила, казалось бы, незаменимого Рафа Симонса, который выказал желание заниматься собственным брендом, а после невзначай перешел в Calvin Klein. В этот момент модная публика обнаружила истину: Рафу с его минимализмом и интеллектуальной эстетикой было попросту неуютно во французском доме, исконно связанном с драматизмом и нарядностью. Об этом говорило отсутствие единой тематической линии между коллекциями, борьба ДНК бренда с желанием привнести что-то свое и исходящая из этого несмелость. Да, Симонс модернизировал Dior, стряхнул с него помпезность Гальяно (он был арт-директором марки с 1996 по 2011 годы), и, в конце концов, приблизил одежду к реальной жизни. Но он так и не смог закричать громче, чем было дозволено, и этим контрастировал с Кьюри, которая уже на первом сольном показе перевернула все с ног на голову. 

Финальный выход на показе Dior весна-лето 2017
Финальный выход на показе Dior весна-лето 2017

Весенняя коллекция Christian Dior представила собой калейдоскоп из формы фехтовальщиков, кожаных платьев, торчащего исподнего и говорящих футболок – в общем, всего того, что трудно сочеталось с его стилистикой. 

Но почти в каждом «луке» узнавались исторические коды, написанные когда-то самим основателем бренда. Здесь был и легендарный барный жакет, обрезанный и более графичный, и тюлевые платья с пришитыми бретелями, и даже корсеты, превращенные Кьюри в стеганые нагрудники. 

Christian Dior, 1947 год
Christian Dior, 1947 год
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, 1953 год
Christian Dior, 1953 год
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, 1948 год
Christian Dior, 1948 год
Christian Dior Couture, весна-лето 2017
Christian Dior Couture, весна-лето 2017

Не обошлось также без любимой обуви Диора – классических остроносых лодочек, обретших новое слово вкупе с осовремененными образами. 

Туфли из коллекции Dior весна-лето 2017
Туфли из коллекции Dior весна-лето 2017

Перекличка эпох продолжилась и в следующих двух коллекциях Марии – pre-fall и couture, где new look одновременно спевался со спортом, гранжем и девичьей инфантильностью. Но если в дебюте итальянки влияние маэстро было очевидно, то с каждым новым шагом она все дальше уходила от истоков. Больший референс здесь был сделан все же в сторону Рафа Симонса: об этом говорят приподнятые плечи, утрированные декольте, жакеты с кейпом и архитектурные линии. Они стали тем немногим, что дизайнер привнес в марку от себя и оставил навсегда вплетенным в ее философию. 

Christian Dior, осень-зима 2015-16
Christian Dior, осень-зима 2015-16
Christian Dior Pre-Fall 2017-18
Christian Dior Pre-Fall 2017-18
Christian Dior Couture, осень-зима-2015-16
Christian Dior Couture, осень-зима-2015-16
Christian Dior Couture, весна лето-2017
Christian Dior Couture, весна лето-2017

Впрочем, сравнивают сегодняшний Dior не столько с кулуарными архивами, сколько с коллекциями марки Valentino, которой Мария Грация Кьюри отдала два десятка лет своей жизни. Естественно, что выбить его дух из творчества сложно, но дизайнер, кажется, и не планирует этого делать. Ей нравится использовать филигранную вышивку, забавные аппликации и приталенные силуэты, обращаться к африканским мотивам (тут стоит вспомнить весенне-летний показ 2016 года) и викторианской моде. Однако порой мы перестаем понимать, где все-таки заканчивается Valentino и начинается Dior, а посему теряем индивидуальность лейбла, который ранее нельзя было спутать ни с чем другим. 

Valentino, осень-зима 2015-16
Valentino, осень-зима 2015-16
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, весна-лето 2017
Valentino Couture, весна-лето 2015
Valentino Couture, весна-лето 2015
Christian Dior Pre-Fall 2017-18
Christian Dior Pre-Fall 2017-18
Valentino Couture, осень-зима 2015-16
Valentino Couture, осень-зима 2015-16
Christian Dior Couture, весна-лето 2017
Christian Dior Couture, весна-лето 2017
Valentino Couture, весна-лето 2015
Valentino Couture, весна-лето 2015
Christian Dior, весна-лето 2017
Christian Dior, весна-лето 2017

Характеризуя в целом новую страницу французского дома, можно сказать, что при Кьюри он трансформировался в настоящий коммерческий проект. Феминистские слоганы, сердечки и бабочки на платьях – все это хорошо смотрится в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), а значит, так же хорошо продается. Социальные сети сформировали своеобразную «эру упаковки», где выигрывает тот, кто умеет создать историю, а затем красиво ее подать. 

Кендалл Дженнер, Белла Хадид и руководитель Christian Dior Сидни Толедано на балу-маскараде Dior
Кендалл Дженнер, Белла Хадид и руководитель Christian Dior Сидни Толедано на балу-маскараде Dior

Дизайнерские мозги здесь играют далеко не самую главную роль, важнее – персонаж, который их представит. Именно поэтому ключевым аспектом в работе Марии стала переориентация на более молодую аудиторию и сотрудничество с ее кумирами – Беллой Хадид, Кендалл Дженнер и Кьярой Ферраньи. Стоит одной из них выйти в идеально подобранном «луке» в свет или обнажить грудь, не надев под прозрачное платье бюстгальтер, как наряд срывает полный sold out. 

Это фото, выставленное Беллой Хадид в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и подписанное «Thank you @Dior for always making me feel like a princess  #MariaGraziaChiuri» собрало за сутки почти 850 тысяч лайков
Это фото, выставленное Беллой Хадид в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и подписанное «Thank you @Dior for always making me feel like a princess #MariaGraziaChiuri» собрало за сутки почти 850 тысяч лайков

Если подумать, Кьюри могла пойти по совсем иному пути, развернув бренд в сторону поддержания французского шарма и создания искусства ради искусства. Тогда бы у нас не было ни этих «революционных» вещей, ни истории хрупкой итальянской женщины, сыгравшей громкое соло по нотам 50-х годов. 

Christian Dior Couture, весна-лето 2017
Christian Dior Couture, весна-лето 2017

Сейчас, когда в моде говорят исключительно о ее прорыве, а it-girls ждут очередного показа Dior как второго пришествия, кажется, что мир уже не может быть другим. В нем должны править любовь, мода и женская красота – все как прописано на майках из новых коллекций бренда, который, мы уверены, исчерпал далеко не все источники вдохновения. 

Фото: архивы пресс-служб