Мода на statement earrings, «серьги-заявления», крупные серьги, часто я яркими деталями, берет начало еще в 60-х — десятилетие, когда на первый план впервые в истории вышла одежда pret-a-porter, а вместе с ней недорогая, но яркая бижутерия. Длинные «шандельеры» (серьги со свисающими почти до плеч деталями, по-английски их иногда называют «shoulder dusters») и крупные украшения геометрической формы прекрасно сочетаются с короткими графичными стрижками, в 60-е годы такие прически как раз вошли в моду. Кроме того, серьги отлично уравновешивают минималистичные наряды, вроде платье А-силуэта, без которых трудно себе представить модниц той эпохи.
Жить без крупных и ярких сережек не могла, например, Эди Седжвик, икона 60-х, актриса, it-girl, близкая подруга и муза Энди Уорхола. «У нее была очень короткая стрижка, поэтому она всегда носила длинные серьги. Она постоянно отбрасывала их рукой от лица. Наверное, в этом смысле они заменяли ей длинные волосы», — вспоминает о ней в своей автобиографии сам Энди. Кроме Эди, серьги-шандельеры носили и другие звезды свингующего десятилетия — например, Твигги и джазовая дива Нина Симон.
Новый виток популярности statement earrings пришелся на 80-е с их культом блеска и избыточности во всем. Если жакеты – то с огромными плечами, если химия — то с гиперобъемом, если украшения — то такие, чтобы было видно за версту. Последний пункт – это отчасти попытка заигрывать с хип-хоп культурой, которая именно тогда начала по-настоящему влиять на модный мир. Яркую бижутерию любила на заре своей карьеры Мадонна. Рэпершей она, конечно, не была, но зато всегда умела, что называется, держать нос по ветру. В 80-е певица носила и большие кольца в ушах, и длинные серьги, составленные из разноцветных деталей (иногда по две в одном ухе) и серьги в форме креста и те, что в форме больших звезд. Причем, если героини 60-х серьгами, как правило, ограничивались, Мэдж без тени смущения надевала «все лучшее сразу»: к серьгам – крупные бусы в несколько рядов, яркие заколки и браслеты. Этим 80-е отличались от 60-х: предпоследнее десятилетие ХХ века совершенно точно не признавало полумер.
В 90-е мир решил взять передышку и ненадолго вернулся к минимализму. О statement earrings вспомнили ближе к концу десятилетия, когда на экраны вышел всеми любимый «Секс в большом городе». Кэрри Брэдшоу не может жить без туфель на высоких каблуках, а Саманта Джонс – без крупных украшений. Саманту мы видели и в огромных серьгах в виде логотипов Chanel или Yves Saint Laurent, и с гигантскими золотыми шарами в ушах, и с шандельерами из крупных черных камней, и с украшениями в виде извивающихся змеек в ушах. В первом полнометражном фильме-сиквеле сериала, вышедшем на экраны уже в 2008 году, героиня Ким Кэтролл предстала в одной из сцен в умопомрачительных золотых винтажных шандельерах, украшенных большими бирюзовыми и голубыми камнями. Кажется, весь фильм стоило снять хотя бы ради этого эффектного кадра. Все-таки не зря стилист сериала Патрисия Филд однажды призналась, что придумывать наряды для Саманты ей нравилось больше всего.
В наши дни statement earrings – настоящий must have. Последние несколько сезонов их добавляют в коллекции почти все прогрессивные дизайнеры. Например, крупные серьги (так же как большие соломенные шляпы) уже стали визитной карточкой любимца критиков и блогеров Симона Порта Жакмюса, креативного директора Jacquemus. Его модели ходят по подиуму в разноцветных шандельерах, как бы составленных из маленьких шаров. Он же ввел в моду моносерьгу, то есть серьгу, которая настолько яркая, что пара ей не нужна вовсе, и ассиметричные украшения: если в одном ухе, к примеру, спираль, то в другом – нечто строгой геометрической формы. Похожие приемы использовал и Кристофер Бейли в свой последней коллекции для Burberry.
Карл Лагерфельд выпускает для Chanel огромные серьги в виде прозрачных капель и серьги-логотипы, состоящие из букв, которые складываются в название Chanel. Энтони Вакарелло делает для Saint Laurent замысловатые металлические шандельеры замых разных форм и размеров. Демна Гвасалия дополняет подиумные луки Balenciaga графичными разноцветными серьгами-прямоугольниками. Остается надеяться, что мочки моделей от тяжести этих украшений не пострадали.
Почему модный мир заново влюбился в крупные серьги? В наш век ярких индивидуальностей, все мечтают громко заявить о себе, а statement earrings (на то они и statement!) – самый легкий и наименее затратный способ выделиться из толпы. На дорогое платье может не хватить денег, от шикарных туфель устают ноги, яркая помада часто бывает нестойкой, но серьги… они не подведут никогда! Разумеется, роскошные шандельеры из платины и золота, усыпанные рубинами и бриллиантами есть (и всегда были) в коллекциях высокого ювелирного искусства многих люксовых марок. Но в том-то все и дело: экстравагантным серьгам не обязательно стоить целое состояние, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание. Ни Эди Седжвик, ни Твигги не носили в ушах бриллианты и платину. Но выглядели их сережки на миллион в самом широком смысле этого понятия.
Как их носить? Здесь практически нет правил (и это еще одна причина, почему серьги так любят – они идут всем без исключения). Если боитесь, что от сережек к концу дня заболят уши, выбирайте варианты из бисера или ткани (да, такие тоже есть и выглядят они не менее эффектно, чем металлические). Можно вдохновиться Jacquemus и Burberry носить только одну серьгу – зато умопомрачительную. Как вариант, можно сочетать серьги из разных комплектов. В этом случае пусть они будут из одного материала (например, та и другая из пластика, или обе состоят из длинных цепочек и подвесок на них), но разного цвета, размера или формы. В общем, здесь появляется настоящий простор для творчества, а это всегда интригует.
В каких брендах искать:
Фото: Getty Images, Rex, архивы пресс-служб