Появление бейсболок на подиумах – это в каком-то смысле модный переворот, ведь сто лет назад они ассоциировались исключительно со спортом и продавались в качестве экипировки, а не украшения. Об этом говорит само название головного убора, апеллирующее к известнейшей американской игре: он стал защитой бейсболистов от палящего солнца, придя на смену неудобным соломенным шляпам. Кепки, как упрощенно именуют их в России, постоянно модернизировались и подгонялись под спортсменов, к 1900 году став неотъемлемой частью формы – с длинным козырьком и эмблемой команды. Постепенно их переняли в гардероб бейсбольные фанаты, которые таким способом обозначали своих спортивных фаворитов.
Сначала бейсболки выпускались в нескольких размерах, чтобы они могли «сесть» на каждого игрока или покупателя. Но в середине прошлого века был разработан особый механизм, регулирующий диаметр головных уборов. Это значительным образом упростило процесс их производства и позволило готовить больше экземпляров в единицу времени. Кепки перестали быть дефицитным товаром и приобрели канонический вид, который впоследствии интерпретировался разными компаниями.
New Era, например, придумали модель «59Fifty», вошедшую в официальную форму Высшей бейсбольной лиги США. Она имела широкий козырек, шесть швов, люверсы и серебристую наклейку, предотвращающую ткань от ляпов пальцев. Позднее, в середине 90-х, такая бейсболка распространилась среди адептов хип-хопа, которые надевали ее задом наперед. В swag-культуре «59Fifty» получила обиходное название «снепбека» и дополнилась символикой района или рэп-команды. В ней теперь выступали не спортсмены, а Эминем, Снуп Догг или Тупак Шакур, и так как каждый мечтал быть на них похожим, кепки сделались полноценным предметом повседневного гардероба. Причем не только мужского, но и женского.
В России в это время происходило падение «железного занавеса»: в страну поступали доселе неизвестные товары. В их число попали и американские бейсболки, которые буквально сметались с магазинных полок вместе с костюмами Adidas. В тандеме они определяли принадлежность человека к социальной прослойке «крутых» и формировали общую картину стиля постсоветских 90-х, вернувшихся в моду сезон назад.
Случилось это благодаря грузину Демне Гвасалии, для которого «цыганские» сумки, олимпийки и цветочные клеенки были весомой частью жизни, а сегодня являются главным лейтмотивом творчества. Их в том или ином виде можно встретить в коллекциях Vetements и Balenciaga, разных по своей эстетике, но имеющих общий андеграундный корень. Так, бейсболки у обеих марок абсолютно идентичны: простые, черные, с округлым козырьком и надписями, пришедшими на смену спортивным логотипам. Но представлены они в расхожих контекстах: у Vetements – с принтованными худи и свитшотами, а у Balenciaga – с туфлями и перекроенными платьями.
Отсюда пошло мнение, что кепки могут украсить любой образ и гармонировать даже с вечерними нарядами. Для его проверки дизайнеры довершали головным убором едва ли не каждую показанную на подиуме вещицу, будь то полупрозрачный бомбер (Elie Saab) или кожаный комбез (Versus). Карл Лагерфельд вписал бейсболки в ДНК Chanel, и, пробуя повторить свой давний трюк с кроссовками, надел их на моделей вместе с твидовыми костюмами. Однако среди звезд, которые раньше использовали козырьки лишь для того, чтобы укрыться от назойливых папарацци, закрепился привычный вариант их сочетания с базовой одеждой – джинсами, пальто и майкой-алкоголичкой. Только сейчас кепки не оттягивают внимание, а наоборот, приковывают его, заставляя обсуждать носительницу как претендентку на звание очередной иконы стиля.
Рианна, заимевшая этот статус еще десять лет назад, показывает пример того, как сделать бейсболку ультрамодным аксессуаром, даже если она выполнена из бюджетной хлопковой ткани. По мнению певицы, вкупе со свободными платьями, комплектами из денима и куртками oversize, спущенными на одно плечо, кепки сидят наиболее выигрышно, придавая луку недостающий налет спорт-шика. Ри выбирает в основном «говорящие» модели из линейки демократичного бренда NasaSeasons. «I came to break hearts» («Я пришла, чтобы разбивать сердца») – ее любимая, которая к тому же идеально декларирует миссию девушки в музыке и модной индустрии.
Другим популяризатором кепок является наша русская it-girl Мирослава Дума, которая регулярно попадает в стритстайл хроник Недель моды. Практически каждый ее выход на прошедших показах в Нью-Йорке и Париже был дополнен кепками с разными надписями: «Google», явно намекающей на подарок от корпорации, «Kanye West for President», свидетельствующей о поддержке Мирой дизайнерского и политического талантов рэпера, и «Tupac», отдающей дань вкладу Шакура в историю бейсболок. Они комбинировались то с дутыми куртками, то с графичными кожанками и пальто, а то и вовсе с царской шубой из норки, в любом случае выглядя расслабленно и непринужденно. То есть теперь, чтобы попасть в объективы fashion-фотографов, Думе не надо надевать на себя массу вещей тенденциозных наименований — достаточно просто украсить голову любимой кепкой и подобрать к ней максимально удачный дуэт.
Конечно, среди новых коллекций есть не только черные бейсболки с буквами. Сегодня они изготавливаются из множества различных материалов и декорируются принтами и нашивками. Полиэстер, замша, сетка, нейлон, сердечки, звездочки, бисер, цветы – лишь малая часть того, что можно найти в ритейлерах в наступившем сезоне. Дизайнеры сделали все для того, чтобы отдалить аксессуар от наскучивших канонов, но главные лица индустрии по-прежнему ставят на простоту.
Однотонная кепка стала своеобразным символом условной свободы от моды, которая ежемесячно диктует, как и что нам нужно носить. Будучи актуальной на протяжении целого столетия, она делает комфорт, удобство и при этом возможность самовыражения ведущими трендами этого года, которые дарят новую жизнь привычным и давно знакомым вещам.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб