16 ноября 2010 года, в день, когда было объявлено о помолвке Кейт Миддлтон с принцем Уильямом — будущим наследником британского престола, невеста вышла на публику в эффектном сапфировом платье от бренда Issa. В течение 24 часов вещь была раскуплена в интернете, а суперспособность будущей герцогини обрушивать онлайн-магазины получила звучное название — «эффект Кейт». Именно в тот момент мир осознал, какое огромное влияние будет иметь новый член королевской семьи, с чьим мнением и модным выбором теперь придется считаться.
Интересно, что в то время социальные сети еще только зарождались — Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) был запущен всего месяц назад, — и Кейт сразу стала той, кого сейчас мы видим повсюду: влиятельным модным инфлюенсером и экспертом стиля. Правда, для такой популярности Кейт уже была подготовлена благодатная почва: люди обожали читать о принцессе Диане и считали монаршую особу подлинной иконой стиля, которая по-новому показывала жизнь представительниц королевской семьи. День помолвки Уильяма и Кейт был важным историческим прецедентом нашего времени — с интернетом, круглосуточными новостями и форумами, посвященными звездам, где каждый может высказать свое мнение о наряде.
Никакая икона королевского стиля не попала в центр внимания в такой сложный момент — теперь популярность зависела не только от количества обложек журналов и первых полос газет, но и от того, насколько много новостей в ленте людей. За эти десять лет «эффект Кейт» рос в геометрической прогрессии: у пользователей была возможность сразу узнать, откуда взялось платье и где его можно купить прямо в эту секунду. Интернет — действительно мощный инструмент, которым Кейт и ее команда активно пользовались.
В вопросах подбора нарядов у герцогини Кембриджской есть два главных приоритета: отлично выглядеть и быть амбассадором британской моды по всему миру. Стиль Кейт определяется жестким балансом между формальным и повседневным, молодым и серьезным, гламурным и приземленным — баланс, которого, к слову, не удавалось добиться даже принцессе Диане, которая в сложные периоды жизни ставила самовыражение и высказывание своего «я» превыше формальных требований к дресс-коду.
«Диана часто рассказывала истории своей одеждой, и в ее личной жизни произошли большие изменения. В то время как желание королевы было показать, что она стабильна и остается прежней», — поясняла Бетан Холт, автор нашумевшей книги «Герцогиня Кембриджская: Десятилетие современного королевского стиля». — Общество сейчас гораздо менее склонно к тому, чтобы смотреть на королевских особ, которые живут где-то очень далеко в своих дворцах. Люди хотят иметь возможность коммуницировать, и я думаю, члены королевской семьи понимают, что одежда — это способ, благодаря которому они могут этого достичь».
Имидж идеальной невесты и жены принца был продуман с первых дней в семье, однако Холт отмечает, что ее выбор одежды также отражает и то, как изменился мир с тех пор, как Королева взошла на трон в 1952 году. В отличие от Королевы Елизаветы, у которой есть огромная гардеробная с классическими платьями и костюмами с юбками на заказ, или покойной свекрови принцессы Дианы, которая определила стиль своего времени с помощью эффектных дизайнерских образов, гардероб Кембриджской почти полностью состоит из нестандартных и нередко разнородных вещей.
Кейт действительно очень рано поняла, какой силой может обладать одежда, и это понимание пришло ей еще до того, как пара объявила о своей помолвке. Каждый раз, когда Кэтрин выходила из квартиры, чтобы пойти по делам, спустя несколько минут весь мир в деталях знал, во что она одета. Когда ее заставали за шопингом, все хотели знать, что на ней надето. И довольно быстро герцогиня осознала, что одежда — это интересная и важная часть ее работы.
Герцогиня понимает, что все, что она наденет, будет иметь огромное значение и привлечет больше людей к тому, что она делает. По словам Бетан Холт, директора новостей моды в The Telegraph, печальная реальность заключается в том, что если она посещает благотворительную организацию и на ней действительно красивое платье, эта фотография облетит весь мир, и гораздо больше людей узнают о благотворительных инициативах королевской семьи. Так устроен мир, но герцогиня научилась играть по этим правилам и вовсю пользуется одеждой, чтобы привлекать внимание к важным проблемам.
Ее неподвластное времени свадебное платье от Alexander McQueen было продумано настолько блестяще, что и спустя десять лет обсуждается экспертами и невестами, которые хотят примерить в день свадьбы такое же. А наряду с ним — образ герцогини Кейт и будущей королевы в узких джинсах, полосатом бретонском топе и кроссовках — еще одна революция с точки зрения королевской моды. Этот простой образ, которые многие из нас примеряют по выходным, стал необычным способом показать контраст и при этом многогранность ее характера. Утром она — в стеганой куртке Barbour, а уже вечером — в кутюрном платье Elie Saab. Это то, что отличает ее от других членов «Фирмы». «За десять лет она действительно улучшила имидж королевской семьи, — рассказывала Холт. — Она стала гламурной фигурой, о которой люди хотят знать, и она помогла обеспечить „безопасность“ следующему поколению британской королевской семьи» (читайте также: 10 вещей, которые изменятся в жизни Кейт, когда она станет королевой).
В первые годы ее новой королевской жизни, когда Кэтрин встречалась с Уильямом и еще не была герцогиней Кембриджской, мы видели ее девушкой среднего класса из британского округа. Она одевалась респектабельно, в классическом стиле, но при этом довольно расслабленно. Выход на мировую арену, конечно, был для нее безумным и пугающим временем. Она все еще предпочитала бренды, которые носила, когда была девушкой принца — ее «страховкой» от модных провалов были вещи от Jigsaw, Reiss and Whistles, купленные еще в то время, когда она ходила по магазинам с мамой (читайте также: Без стилиста: как Кейт Миддлтон одевалась до брака с принцем).
Модным заявлением стал и первый выход Кембриджских на следующий день после их свадьбы. Они покинули Букингемский дворец, чтобы отправиться в путешествие, и для небольшой прогулки перед фотографами Кейт решила выбрать короткое платье Zara, которое, вероятно, могло быть в летнем гардеробе любой другой британки. Кокетливый и забавный наряд длиной выше колен был дополнено классическим приталенным жакетом, что придавало образу легкий флер формальности. «Ее повседневная одежда — это способ постоянно напоминать людям, что она одна из нас. Нет лучше способа, чем сказать: „Ты можешь купить те же джинсы Zara, которые ношу я сейчас, всего за 30 фунтов стерлингов“», — говорит Холт (читайте также: Принцесса масс-маркета: как герцогиня Кейт носит одежду бюджетных брендов).
Многие эксперты считают, что настоящий расцвет стиля герцогини и ее осознание того, что спустя время она станет королевой, произошли в 2018 году, когда родился принц Луи. Ее стиль внезапно стал таким же продуманным и выверенным, как у Елизаветы, но при этом крайне разнообразным и более смелым. Конечно, смена стиля не бросалась в глаза, однако немало хитростей, уловок и отступлений от правил она начала применять именно в этот период.
Именно это время показало, что она обрела настоящую уверенность в себе. Так, твидовое платье от Erdem с асимметричным декольте и открытыми плечами подчеркивало хрупкость ее фигуры и при этом соответствовало всем правилам дресс-кода. Несколько месяцев спустя она отправилась на благотворительное мероприятие в блузке Gucci с бантом и брюках с высокой талией — нонсенс для консервативного гардероба Кембриджской (ранее мы почти никогда не видели ее в брюках, кроме узких джинсов). Конечно, называть революцией то, что в XXI веке женщина носит брюки — довольно странно, однако не в случае с консервативной королевской семьей. Этот шаг показал, что Кэтрин была в поисках своего собственного образа, и он оказался смелее, чем привычный всем образ пресловутой Золушки из королевской сказки.
Несмотря на засилье правильных с точки зрения протокола платьев-пальто с явными отсылками к гардеробу Королевы Елизаветы, стиль Кембриджской совсем не скучен. К тому же, сложно вспомнить, когда Кэтрин можно было обвинить в том, что она совершила модный провал. Нравится публике то, что она носит, или нет — невозможно представить, чтобы наряд Кембриджской был неуместен или неуважителен по отношению к кому-либо.
Ее стиль эволюционировал постепенно, но за десять лет у нее была возможность пересмотреть свой привычный гардероб и отказаться от некоторых спорных вещей. Например, она больше не носит массивные и неформальные туфли на танкетке — возможно, потому, что они выглядят не так современно. Она стала носить гораздо больше брюк, с которыми экспериментируют многие женщины, когда они становятся более профессиональными и уверенными в себе. Она добавляет новые интересные вещи, которые говорят о том, что она стала немного старше, немного сложнее и опытнее. Ее карьера герцогини развивается крайне успешно — и проще сказать об именно при помощи одежды.
В 2022 году ей исполнится 40 лет — и это тот возраст, который в довольно эйджистской индустрии моды считается переломным. Правда, у герцогини Кембриджской есть отличный пример перед глазами — ее мать Кэрол Миддлтон, которая выглядит безупречно в любом возрасте. Когда Кейт станет немного старше, она явно — еще раз — переосмыслит свой стиль. С новым статусом в будущем ей придется все чаще одеваться для государственных мероприятий и формальных событий. И не исключено, что она пойдет по пути Королевы, которая нашла свою модную «униформу» и придерживается этому стилю годами. В любом случае, Кейт — не та, кто заставит нас скучать, а поэтому с годами нам точно будет все интереснее и интереснее.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб