Как подобрать то, что будет действительно приятно носить на себе? Не забывать про концептуальность и идейное наполнение. Совладелица ритейл-платформы Milou Дина Сагидуллина рассказала нам о том, как локальные бренды в России создают искусство, которое действительно способно украсить.
Расскажите о своем пути: что заставило вас начать заниматься ювелирным делом? Как решились уйти с прошлой работы, чтобы полностью посвятить себя любимому хобби?
Дина: Бренд Himère я запустила в 2012 году, и сейчас сложно сказать, «как я решилась» на это, но в целом я с детства мастерила что-то для себя. В тот момент меня очень поддерживал и мотивировал друг, за что я ему до сих пор благодарна. Ниша была абсолютно свободна, поэтому охваты и публикации появились как-то сами собой. Мне просто хотелось делать что-то, что не представлено на рынке — ориентиров не было. Наверное, сейчас с этим и проще (есть на кого опереться), и сложнее (очень много брендов) одновременно. Я не воспринимала это как бизнес, а именно как самовыражение. Сейчас как дизайнер я работаю только на заказ — у Himère очень узкая концепция, мне стало в ней тесно. Кроме того, в 2020 году мы с партнером запустили Milou — мультибрендовый ритейл с локальными ювелирными марками.
Как создавался Milou?
Изначально Milou как ритейл-проект — идея моего партнера по бизнесу Мити Воронцова. А вот наполнением занималась я. Тут пригодилась моя насмотренность — когда делаешь украшения, важно изучать все, что связано с этой сферой. Я искренне считаю, что у локальных марок очень высокий уровень, особенно в среднем ценовом сегменте, с которым мы работаем.
99% брендов, которые у нас представлены, появились позже Himère, я следила за ребятами с самого основания и дружу со многими, а с некоторыми мы познакомились, когда они были моими клиентами, еще до запуска собственных брендов. Каждое украшение я выбираю сама! Бывают случаи, что мы берем только пару изделий или одну удачную коллекцию.
В Milou я собрала практически все украшения, которые люблю на нашем рынке. Есть пара брендов, которым маржинальность не позволяет у нас выставляться (мы это выяснили уже опытным путем), но в целом я считаю нашу подборку уникальной. Наше преимущество в том, что мы готовы работать с совсем маленькими, начинающими брендами, которые не могут себе позволить выпускать большие партии, — именно их я люблю находить и выставлять. Некоторые выросли у нас и теперь представлены у крупных ритейлеров. Сейчас брендов у нас около тридцати.
С какими сложностями сталкиваются небольшие бренды, только начинающие свой путь?
Сложностей много — в первую очередь административного и учетного толка. Во-первых, с января этого года ювелирные марки имеют право работать только на ОСН (основная система налогообложения, с НДС). Кроме того, нужно встать на учет в пробирную палату, ГИИС, разобраться с бирками и прочим. Работа с ювелирным производством тоже имеет свою специфику. Проектирование украшений, продакшн. Мне кажется, сейчас этим может заниматься только человек, влюбленный в свою идею. Потому что иначе всплывает мысль: зачем с таким количеством сложностей производить то, что уже существует?
На что нужно обращать внимание, чтобы быть уверенным в подлинности и качестве изделия?
С подлинностью материалов все просто — они закупаются только официально. Проба, клеймо, а сейчас и маркировка ГИИС — всю информацию можно проверить на сайте.
В чем преимущества локальных брендов? Почему люди все чаще обращаются именно к ним?
Небольшие локальные бренды могут позволить себе действительно смелые и неожиданные идеи, часто можно сделать у них что-то на заказ (мы в Milou в том числе предоставляем такой сервис). Мне кажется, локальные бренды предпочитают новаторы.
Как часто локальные бренды предлагают покупателям изделия ручной работы?
Любое ювелирное изделие — это в какой-то степени ручная работа. Любой малотиражный бренд, скорее всего, изготавливает изделия поштучно, то есть вручную. Это отражается на цене (партия всегда будет дешевле) и на сроках изготовления. У нас в магазине брендов, которые работают тиражами, всего несколько, а большинство изготавливает очень маленькие партии.
Как вам кажется, бóльшим спросом пользуются локальные марки, создающие изделия из драгоценных камней и металлов, или же, напротив, изготовляющие бижутерию?
Мы очень редко работаем с бижутерией, потому что это чаще всего изделия, собранные из готовой фурнитуры или заказанные в Китае, там есть соответствующие производства. Мастерских, которые специализируются на бижутерии, в Москве нет. Некоторые работают с латунью. Есть разные категории покупателей. Но классные российские бренды бижутерии у нас тоже представлены, например, украшения Beaded Breakfast из бисера.
Могут ли локальные ювелирные бренды в России соперничать с гигантами?
С российскими совершенно точно — по уровню дизайна, если вы имеете в виду гигантов типа Sunlight и «Соколов». Есть прецеденты копирования, например, широко известная история Sunlight и Avgvst. Я думаю, дело в том, что это украшения, не имеющие своих дизайн-кодов, они просто перерабатывают существующие тенденции — тут нет идеи и ценности, кроме стоимости металла и вставок. Если речь идет о больших ювелирных домах с мировой популярностью, то важно учитывать, что это совсем разные категории: и по цене, и по объему исторического наследия. Мне кажется, сравнивать с маленькими марками их нельзя, но можно сочетать.
Фото: архив пресс-служб