Кажется, судьба великого Пьера Бальмена была предопределена с самого рождения. Гений французской моды родился в семье торговца тканями и владелицы небольшого бутика Galeries Parisiennes. Его отец умер, когда мальчику было всего семь лет. В наследство от отца Пьер получил мануфактуру.
С самого детства Пьер с горящими глазами смотрел за работой своих родителей, а позже он стал обращать внимание на мир моды в целом. Его вдохновляли образы элегантных женщин, одетых с иголочки. Все должно было быть идеально, на своих местах. И главное – ничего лишнего, сковывающего и неуместного.
В 1933 году молодой, яро увлеченный модой Пьер поступил в университет Ecole des Beaux-Arts (парижская Академия Изящных искусств), где занимался изучением архитектуры. Одновременно с обучением он подрабатывал, рисуя эскизы для дизайнера Robert Piguet, известного своим сотрудничеством с такими домами, как Christian Dior и Givenchy. Спустя всего год, в 1934-м, Пьер бросает колледж и уходит работать к популярнейшему в то время Эдварду Молино. В мастерской Эдварда он провел пять лет, оттачивая свои дизайнерские навыки. Но работу пришлось прервать из-за службы в армии, которая давалась молодому таланту с большим трудом. После службы, в 1939 году, Пьера приглашает Люсьен Лелонг, во время работы с которым Бальмен сильно сдружился со своим коллегой Кристианом Диором.
Пьер много трудился для того, чтобы в 1945 году открыть свой собственный дом Balmain, который спустя всего несколько лет станет культовым парижским домом высокой моды.
Первое, что решил представить на суд публике в страшное послевоенное время были, к всеобщему удивлению, игривые удлиненные юбки-колокола с узкими талиями (явно заметное влияние крепких дружеских отношений Пьера с Кристианом Диором), свободного кроя блузки и широкие улыбки моделей. Бальмен хотел, чтобы девушки улыбались. Однако его главным отличием было использование декора ручной работы: вышивка стала своеобразной меткой. Платья, топы, блузы были щедро усыпаны драгоценными камнями, стеклярусом, бусинами, жемчугом и золотом – публика влюбилась в это сверкающее волшебство, и люди хотели этой роскоши.
Так, игриво и непринужденно, его первая коллекция была напечатана на страницах одного из выпусков ноябрьского Vogue. Реакция модных редакторов и критиков была именно такой, о которой и мечтал сам Бальмен: «Это красивая одежда, которую вы на самом деле очень хотите носить», – написал один из журналистов. Немалую роль сыграли и доброжлательные комментарии подруги Пьера и (по совместительству) востребованной американской писательницы и журналистки Гертруды Стайн. Дом Balmain стал быстро набирать популярность, и на некогда неизвестного дизайнера посыпались сотни заказов: империя Пьера росла на глазах.
В 1951 году Бальмен начал продвигать свой бренд в Америке, где в течение всего лишь нескольких первых недель почти вся его коллекция была распродана. За океаном Пьер, в основном, набирает популярность благодаря тесному сотрудничеству с киноиндустрией. Именно он был костюмером таких фильмов как «И Бог создал женщину», «Дебютантка поневоле», «Очаровательная Джулия» и многих других.
Его любили и уважали. Одежду раскупали с невероятной скоростью, и даже такие звезды, как Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Брижит Бардо, Вивьен Ли, предпочитали наряды от Balmain любым другим домам мод. Так, в 1960-ом, Пьер даже получил эксклюзивный заказ: полностью создать гардероб королевы Таиланда Сирикит для её тура по Америке.
В 1968 году он создавал наряды для Олимпийских игр 1968 в Гренобле, а в 60-70-х годах прошлого века создавал форму стюартов американской авиакомпании Trans World Airlines и азиатской Malaysia-Singapore Airlines. Бессменным компаньоном Пьера в это время был датский дизайнер Эрик Мортенсен, который проработал в доме Balmain с 1948 по 1991 года.
К сожалению, с 60-х годов дом стал терять свои позиции в списках самых роскошных и востребованных брендов. Аристократические платья больше не выдерживали конкуренции с практичными нарядами Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена. Это и послужило причиной того, что в начале 70-х годов Пьер открыл линию pret-a-porte вместо haute couture. В 1982 году создатель «французского шика» умер в Париже.
Интересный факт: Пьер входил в жюри конкурса молодых талантливых дизайнеров. Именно там великий французский гений заметил молодого, целеустремлённого мальчишку-победителя соревнований. В 1954 году Бальмен позвал маленького гения к себе на работу, в дом мод Balmain. Так и началась история успеха еще одного гения мира моды Карла Лагерфельда.
Стиль Balmain всегда был очень неоднозначным, но запоминающимся и желанным. Пышные платья чередовались с изысканными узкими вечерними нарядами и элегантными костюмами по фигуре. Нежно-лиловый, воздушно-голубой, сиреневый, оливковый, миндальный и фиалковый – Пьер, скорее, предпочитал приглушенные и нежные пастельные тона броским оттенкам.
В 1993 году на пост креативного директора дома пришёл Оскар де ла Рента. К сожалению, за 10 лет работы в парижском доме дизайнеру так и не удалось вернуть громкую былую славу бренду. Может это потому, что параллельно Оскар развивал собственную линию, а может потому, что бренд просто не мог найти свою жилку в современном мире моде? Тем не менее, это не играет большой роли. Дом не ожил, о нём никто не вспомнил. В 2002 году де ла Рента был заменен на своём посту Лораном Мерсье, который тоже, к сожалению, оказался не тем судьбоносным человеком для Balmain.
В 2005 году появилась надежда, что дом, наконец, может обрести вторую жизнь: на пост креативного директора назначили Кристофа Декарнена, который смог правильно понять философию французского бренда. Все же нельзя было забывать о том, что Пьер первоначально создал свой дом кутюрным, поэтому в философии должна присутствовать роскошь. Как, в общем-то, и недосягаемость. В современной повестке на смену пышным нарядам пришли минималистичные удобные платья, но лоска от этого образы не потеряли. Вышивки также остались неизменными. Богемность, шик, элегантность и блеск снова смешались в новой, усовершенствованной идеологии дома.
В 2011 год Декарнен покинул пост, оставив после себя уже устоявшийся дом с новым громким именем.
Идею с обилием страз, стекляруса, заклёпками и перьями подхватил и новый дизайнер дома – молодой, перспективный и талантливый Оливье Рустен, который вступил в должность креативного директора Balmain в 2011 году. Смелые принты, декор, чересчур открытые платья и в меру сдержанные костюмы. Рустен, как и Декарнен, не дал дому пасть. И вот в ноябре 2015 года толпы людей стоят перед десятками бутиков Balmain по всему миру. Люди ждут официального старта продаж эксклюзивной коллекции, созданной Рустеном в сотрудничестве с H&M. Кажется, это всt же победа. По-коммерчески хитрая, логически продуманная и отлично структурированная. Роскошь снова в моде. А в 2019 году, спустя 16 лет, бренд вновь возвращается на кутюрную Неделю моды: на прошедшем модном марафоне рустен показывает вручную созданную весенне-летнюю коллекцию.
На данный момент Balmain – один из самых востребованных и роскошных французских брендов. Такой, каким он и был в 40-50-х годах прошлого века.
Фото: Getty Images