Жизнь Натальи Водяновой, как ничья другая, похожа на сюжет классической сказки. За короткое время (настолько короткое, что в западной прессе голубоглазую модель из России прозвали Supernova) ей удалось проделать путь от «одной из» к званию главной модной сенсации постсоветского пространства. Поистине сказочный успех Наталья смогла конвертировать в возможность помогать другим, кому в жизни повезло куда меньше, чем ей.
Юность будущей супермодели в родном Нижнем Новгороде была незавидной. В 11 лет Наталья бросила школу, помогая маме Ларисе с продажей овощей и фруктов, чтобы прокормить двух младших сестер — Оксану — инвалида с детства, и Кристину. В те годы Наталья натерпелась от сверстников, издевавшихся над бедностью ее семьи и, что особенно отвратительно, над болезнью средней сестры. Боль до исступления и тотальная несправедливость — вот два словосочетания, лучше других описывающие те события.
Когда Наталье было 16, ее зачислили в местное модельное агентство, а меньше, чем через полгода, Водянова уже отправилась в столицу моды — в Париж. Русская девочка не говорила ни по-английски, ни по-французски, поэтому на кастингах она изъяснялась с помощью смеси из русского, жестов и мимики. К слову о кастингах: их в день Наташа посещала от 12 до 15. Это тяжело, но пути назад, конечно, не было, и взращенная в лишениях Водянова понимала это очень четко.
«Когда я стала успешной моделью, которой, к счастью, не нужно быть очень образованной, я понимала, что за мной остались миллионы людей», — приводит ее слова BoF.
Модельное агентство платило стипендию перспективной блондинке с голубыми глазами — «целых» 100 долларов в неделю. Этих денег едва хватало на оплату проездного в метро и покрытия других ежедневных трат, но Водянова каким-то образом умудрялась экономить, а сэкономленную сумму отправляла маме в Нижний Новгород.
Билет в Париж оказался для будущей звезды подиума счастливым. Модель быстро нашла работу, а ледяной оттенок ее глаз и лицо, которое сравнивали с лицом Роми Шнайдер — кинозвезды середины прошлого века, стали ее главным знаком отличия от тысяч других красавиц со всех концов земного шара.
«Я не думала, что добьюсь успеха. Все, чего я хотела, — зарабатывать столько, чтобы обеспечить безопасность моей маме и сестре», — продолжает Наталья все в том же интервью.
На сказочную красоту молодой девушки из России обратили внимание самые влиятельные дизайнеры индустрии — Том Форд и Кельвин Кляйн, моментально сделав своей новой музой. После этого съемки, показы и контракты посыпались, как из рога изобилия: всем хотелось видеть своим лицом именно Наталью. То время даже прозвали эпохой «трех V» — по первым буквам фамилий трех самых популярных российских моделей того времени — Анны Вьялицыной, Евгении Володиной и Натальи Водяновой.
Правда, ее карьера чуть было не оборвалась на своей заре: в 19 лет Наталья уже вышла замуж за Джастина Портмана и вскоре после этого впервые стала мамой. Слава богу, карьера не только не закончилась, но и вышла на новый уровень: материнство сделало красоту россиянки еще более фактурной. «Заводить детей тогда было настоящим безумием. Но я была влюблена, и это казалось важнее всего другого на свете. Если бы я узнала, что моя дочь забеременела в 18 лет, я бы ее точно убила!», — шутит Водянова.
«В нашей культуре и там, где я выросла, иметь детей в таком возрасте абсолютно нормально. Если ты не стала матерью до 25 лет, то с тобой что-то не так».
И хотя Наталья все еще появляется на подиуме в качестве модели, происходит это от случая к случаю — все внимание супермодели сосредоточено на ее собственных пятерых детях и важной благотворительной работе. В 2004 году Водянова основала фонд Naked Heart Foundation, миссия которого — «становление инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития». Результаты работы фонда впечатляют: с помощью спонсоров Наталье удалось привлечь больше 60 миллионов евро на реализацию разных проектов, и в первую очередь — инклюзивных игровых площадок. В России и СНГ на сегодня построено уже больше 180 таких площадок, где прежде на их месте красовались лишь неприглядные пустыри.
«Играть — это то, чего мне не хватало в детстве. Те моменты, когда мне это удавалось, остались в памяти как лучшие воспоминания. Игре по силам быть терапией, особенно тогда, когда речь идет о детях с аутизмом. Они способны научиться очень многому через самую обычную игру», — говорит Водянова.
Еще один успешный проект модели — приложение Elbi, цель которого — популяризация филантропии. С помощью Elbi обычные пользователи могут поддержать небольшие благотворительные организации, накапливая специальные «монеты «. Их они могут потратить в Elbi Love Shop, среди партнеров которого — Louis Vuitton, Stella McCartney, H&M и другие модные гиганты.
«Трудно привлекать в благотворительность миллениалов. Это приложение использует возможности социальных сетей, возможность рассказать историю и возможность сотрудничества с любимым брендом во благо. Все деньги, что попадают в Elbi, отправляются благотворительным организациям напрямую, а ключевым элементом здесь является обратная связь, которую дают эти фонды, чтобы показать, как именно они распоряжаются пожертвованными деньгами», — рассказывает советник Наталья Водяновой по цифровым медиа Тимон Афинский.
Оба этих проекта были бы невозможны без веры в то, что модная индустрия, в которой так хорошо разбирается Водянова, может стать локомотивом и платформой одновременно для позитивных социальных сдвигов. Тем более, что самые крупные из игроков рынка — такие, как LVMH, Kering и другие, наращивают свою социальную ответственность.
«Вы можете любить или не любить эту индустрию, но нельзя отрицать тот факт, что она невероятно мощна с финансовой точки зрения. Молодые талантливые новички, которые приходят на собеседование в крупные фирмы, сегодня спрашивают: «А что дает компания взамен?», — говорит Водянова.
Сегодня, в 41 год, Водянова полностью счастлива в том, что делает. В конце сказки про Золушку из Нижнего Новгорода у этой самой Золушки есть все: пятеро детей, любимый мужчина и дело всей жизни — стать для кого-то той самой доброй феей, что однажды помогла и ей самой.
Фото: Getty Images, соцсети