В модном мире пайетки не нуждаются в представлении — сегодня россыпи этих маленьких блестящих пластинок можно встретить не только на вечерних платьях, но и на футболках, джинсах, кроссовках и даже верхней одежде. Тем не менее, пайетки в первую очередь ассоциируются у нас с новогодними праздниками — временем, когда даже у самых невозмутимых натур в своем сдержанном стиле появляется желание приобщиться к всеобщему блеску и мерцанию. Мы однозначно поддерживаем такие смелые решения, а советы наших стилистов подскажут, как сверкать на вечеринке ярче всех и при этом не превратиться в новогоднее клише.
О чем же мы задумываемся редко, так это об истории происхождения пайеток — как, когда и откуда появились эти мерцающие маленькие чешуйки, прочно поселившиеся в наших праздничных (и не только) гардеробах. Был ли ответственным за их популярность Майкл Джексон и его знаменитый черный блестящий пиджак и белая перчатка или же безудержное веселье и музыкальные вечеринки эпохи диско семидесятых? На самом деле — нет, и даже не близко.
«Блестящий» тренд берет начало из египетской гробницы
История пайеток прослеживается со времен египетского фараона Тутанхамона, который жил с 1341 по 1323 года до н.э. Когда в 1922 году впервые за более чем 3000 лет ученые проникли в его знаменитую гробницу, их взору предстали безмерные богатства фараона, включая золотой гроб, а его роскошная одежда была усыпана «золотыми блестками, похожими на диски». Как считают историки, они должны были обеспечить его финансовое благополучие в загробной жизни.
На практике пайетки — это нашивка блестящих дисков на одежду, а само слово происходит от французского слова «paillette» — «золотая песчинка, золотинка». Украшать одежду драгоценными металлами и монетами было не просто подготовкой к жизни после смерти. Английский вариант слова «sequins» — производная от арабского «сикка», означающего «монета» или «чеканка», — указывает на их прочную ассоциацию с достатком. В течение XIII века в Венеции золотые монеты были известны как «zecchino».
И хотя украшение одежды «сикками» в первую очередь демонстрировало статус их носителя в обществе, этот дизайнерский прием выполнял и другие функции. Иногда их использовали по прямому назначению для совершения сделок, а в Египте, Индии и Перу верили в их способность отгонять злых духов.
Сенсация, вызванная открытием гробницы, сделала египетские мотивы по-настоящему популярными и возродила моду на блестящую одежду. Больше всего эффектно сверкающий при свете софитов тренд полюбился голливудским актрисам: от старого Голливуда с Джейн Рассел и Марлен Дитрих до соблазнительных ролей Мэрилин Монро в фильмах «Джентльмены предпочитают блондинок» и «В джазе только девушки» — эти образы навсегда стали частью модной истории.
«Пайеточная» машина Леонардо да Винчи
Многогранность дарования Леонардо да Винчи как художника, ученого и инженера подарила миру немало шедевров искусства и гениальных изобретений, некоторые из которых так и остались в проекте. В период с 1480 по 1482 годы великий мастер на все руки эпохи Возрождения нарисовал эскиз машины, которая с помощью рычагов и блоков выбивала маленькие диски из большого металлического листа. Набросок устройства для изготовления пайеток прошлого можно увидеть в Амброзианской библиотеке в Милане.
Но поскольку устройство на свет так и не появилось, его истинное предназначение до конца не ясно. Вполне вероятно, металлические диски могли использоваться для украшения гамурры — типичного для Италии того времени женского платья с узким отрезным лифом и широкими рукавами. Возможно, у машины были и какие-то иные более практичные цели.
Красота требует жертв, или блистать любой ценой
С течением времени блестящие кружочки становятся исключительно декоративным элементом. В первой четверти XVII века жакеты, платья, шляпки и другие предметы одежды, усыпанные маленькими металлическими дисками, были очень популярны среди придворных женщин, знати и людей, достигших определенного уровня благосостояния. Подобный жакет можно увидеть в американском музее живой истории Plimoth Plantation. Экземпляр является репродукцией двух оригинальных экспонатов 1600-х годов крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства и дизайна — Музея Виктории и Альберта.
При создании жакета использовалось более 10 000 позолоченных пайеток и 4000 метра шелковой нити. Подкладка жакета сшита вручную из шелковой ткани также ручной работы, изготовленной сотрудниками Плимутского музея. Подобная историческая техника XVII века впервые была воссоздана за сотни лет, чем очень гордится музей.
Да, кажется, что подобный наряд просто не может иметь недостатков и является верным способом выделиться из толпы и буквально сиять. Но все же был один «весомый» аргумент против — пайетки того времени, как правило, изготавливались из золота или других драгоценных металлов. Только представьте себе всю сложность танца в платье, отягощенным тысячами таких блестяшек.
Вечернее платье на десерт
В 1930-х годах в попытках придумать более легкую версию пайеток, их начали изготавливать из желатина — материал можно было с легкостью сворачивать, придавать ему нужную форму и перфорировать. Но у желатиновых блесток тоже был досадный изъян — высокая температура и влажность заставляли привередливый материал таять. Попав под дождь, можно было оказаться в очень неловкой ситуации, потеряв часть своих чешуек.
Отсутствие блесток на наряде рассказывало многое и о личной жизни человека. Например, след руки на вечернем платье мог раскрыть интимные секреты ваших отношений с партнером по танцу. Подобные казусы и трудности со стиркой сделали эти блестки не пригодными для одежды. Но зато они обрели свою популярность в кулинарии в качестве украшений для тортов и разнообразной выпечки. Хотя, стоит отметить, идея съедобного вечернего платья звучит довольно заманчиво.
Современные пайетки и причем здесь Kodak
Очевидно, с желатиновыми блестками не вышло так, как задумывалось, и в какой-то момент главный новогодний тренд оказался в опасности никогда не явить себя модному свету. Но, к счастью, человек по имени Герберт Либерман блестяще решил эту проблему в сотрудничестве с американской компанией Eastman Kodak (да, именно с той самой Kodak — производителем фотоматериалов). Позаимствовав идею ацетатной пленки, которую использовала компания в 1930-х годах, Либерман разработал пайетки из ацетата. Этот вариант был практически идеальным за исключением своей повышенной хрупкости. Проблему решили покрытием из майлара — популярного полимерного материала, а затем разработчики пришли к изделиям из винилового пластика, к которыми мы и пользуемся по сей день.
Кто бы мог подумать, что эти маленькие блестящие искорки на наших новогодних платьях прошли столь долгий и непростой путь. И, наверняка, не одна модница, проклинающая желатиновые блестки, тающие в самый неподходящий момент, не могла и подумать, какой незаменимой частью женского гардероба станут пайетки. А мы предлагаем не бояться привносить немного праздника и в повседневные образы. И если вдруг кто-то намекнет вам на переизбыток блеска, расскажите ему про Тутанхамона и силу металлических дисков против злых духов.
Фото: Getty Images