Урожденная Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская или Аликс (как близкие называли девочку) была внучкой английской королевы Виктории и познакомилась с будущим императором, когда ей было 12, а ему — 16 лет. Девочка впервые приехала в Петербург на свадьбу своей сестры и младшего брата российского императора Александра III, князя Сергея Александровича. Ники и Аликс сразу прониклись симпатией, правда, не успели провести много времени друг с другом. А спустя пять лет 17-летняя девушка приехала в Петербург вновь и провела в гостях у своей сестры полтора месяца. Тогда влюбленные виделись практически каждый день, еще больше укрепив связь.
Поначалу Александр III был против желания сына жениться на немецкой принцессе — император считал ее не самой выгодной кандидатурой для наследника престола. Правда, спустя время он тяжело заболел, а когда его состояние начало ухудшаться, он все же дал согласие на этот брак.
Венчание влюбленных происходило в атмосфере скорби. Через три дня после приезда Аликс в Россию умер император Александр III, и страна погрузилась в глубокий траур. Изначально пара планировала пожениться в день вступления Николая на престол, то есть спустя всего день после смерти отца. Но приближенные отговорили Николая и Александру, и свадьбы была перенесена на три недели. В итоге Николай женился на своей возлюбленной в день рождения своей матери, что делало траур чуть менее строгим (читайте также: Проклятие дома Романовых: как российская лже-царица предсказала страшный конец династии).
26 ноября 1894 года император Николай II и Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, обвенчались в большой церкви Зимнего дворца. Наряд новоиспеченной супруги императора выглядел впечатляюще и был создан по всем главным правилам парадного дресс-кода для невест, который в Российской империи строго регламентирован. Свод правил издал еще Николай I в 1834 году, подробно прописав все требования к придворным платьям, нарядам новобрачных и гостей церемонии. Поскольку все будущие супруги императоров придерживались регламенту, образы всех избранниц императоров после выхода указа выглядели примерно одинаково. Разрабатывать подвенечный наряд не приходилось с нуля — необходимо было внести лишь небольшие корректировки в фасон, детали вышивки и отделку, чтобы создать по-настоящему уникальный образ.
Платье для будущей императрицы заказывали у Ольги Николаевны Бульбенковой, основательницы модного ателье в Петербурге. У нее же создавались роскошные наряды для Марии Александровны, жены Александра II, Марии Федоровны, супруги Александра III, и ей же выпала честь создавать подвенечный образ для будущей Александры Федоровны Романовой.
Наряд невесты состоял из трех частей — лифа, нижней и верхней юбок. Образ с длинным шлейфом был сшит из серебристо-серой парчи и имел длинные и широкие откидные рукава, декорированные белым пухом марабу, а также объемную цветочную вышивку с лилиями. Несмотря на то, что платье выглядит довольно пышным и воздушным, финальный образ весил почти 10 килограммов. К роскошному серебристому наряду также полагалась золотистая мантия весом 13 килограммов с отделкой горностаем, которая еще больше усложняла передвижения Александры Федоровны.
Завершали подвенечный наряд будущей императрицы роскошные украшения и кружевная вуаль, созданная ее дедом, принцем Альбертом, которую ранее надевали ее мать и сестры. Александра носила бриллиантовое ожерелье и серьги весом 475 карат, принадлежавшие Екатерине Великой. Звезду и пояс ордена Святого Андрея Александра надела поверх своего серебряного свадебного платья, а на голове у нее была алмазная тиара Марии Федоровны (с розовым бриллиантом), а также традиционная венчальная императорская корона Романовых, которые невеста носила вместе. Первой примерила корону Елизавета Федоровна, к свадьбе которой в 1884 году с Павлом Первым украшение и изготовлялась, после чего роскошная корона вошла в традиционный венчальный набор Романовых.
По словам Грега Кинга, автора книги «Последняя императрица: жизнь и времена Александры Федоровны, императрицы России», наряд невесты был «настолько сложным, что Александре потребовался почти час, чтобы одеться. На ней были кружевные чулки, а также расшитые и украшенные туфли. Она носила несколько слоев жестких нижних юбок. Широкая пышная юбка из серебряной парчи расходилась от талии, открывая вторую нижнюю юбку из серебристой ткани, отороченную мехом. Декольте имело глубокий вырез, чтобы открывать шею и плечи, а у платья были короткие рукава, которые переходили в откидные. Плотно прилегающий лиф на косточках был расшит бриллиантами, которые сверкали при каждом движении. Складки верхней юбки спадали, образуя шлейф, и отдельная широкая мантия из золотой ткани, окаймленная горностаем, спадала с ее плеч».
Фото: Getty Images, архив пресс-служб