На подиуме уже который сезон правят бал классические костюмы в стиле «гарсон», который настолько удачно отражает современные реалии, что, казалось бы, так было всегда: женщины выбирают пару из жакета и брюк для деловых встреч, офисных будней, торжественных вечеров, выходят в костюмах на ковровую дорожку, ведут кинопремии, носят повседневные варианты в кино и рестораны — универсальней наряда, кроме этой спасительной пары, найти сложно. Но еще век назад женщина, облаченная в жакет с чужого плеча и классические брюки, производила настоящий фурор, могла спровоцировать волну негодования от властей города или даже сойти за сумасшедшую — образ идеальной девушки представлялся тогда только в платье или юбке.
Изменения в обществе стали происходить благодаря феминисткам еще в XIX веке: для демонстраций и пикетов им необходима была удобная одежда, поэтому женщины быстро положили глаз на исконно мужскую одежду. Настоящая демократизация женского гардероба началась в XX веке, а лицом тотальной эмансипации в моде стала Коко Шанель, которая популяризировала брюки-клеш, твидовые жакеты, тельняшки, предложила удобные пижамы для сна и другие революционные по тем временам вещи, вдохновленные гардеробом мужчин.
Несмотря на активную борьбу с гендерным формализмом и массовую пропаганду маскулинных фасонов, к женщинам в мужской одежде относились с опаской: прогулка в костюме по бульварам могла легко закончиться для женщины в полицейском участке — слишком безнравственно и неприлично выглядела девушка в маскулинной одежде. Так, в 1931 году мэр Парижа потребовал от Марлен Дитрих, одной из самых популярных актрис «Золотого века» Голливуда, немедленно покинуть столицу Франции из-за того, что актриса без стеснения ходила по улицам в мужском костюме.
Сама Дитрих считалась новатором в моде и одной из главных женщин-революционеров, которые активно продвигали брюки и костюмы — как на экране, так и в повседневной жизни. Актриса неоднократно появляясь в них в кино: в 1930-м году вышла лента «Марокко» — сцена, где героиня Марлен облачена в мужской костюм, вошла в историю кинематографа и шокировала женщин. В идеально скроенных классических жакетах, брюках-клеш с завышенной талией, галстуках, морской униформе и мужских рубашках актриса снималась и в «Белокурой Венере» (1932 год), и в «Распутной императрице» (1934 год) — брючный костюм постепенно стал главной фишкой стиля Марлен Дитрих, образами которой вдохновляются до сих пор.
Благодаря ее известности не только в США, но и по всему миру, женщины начали массово носить костюмы, и постепенно ярые консерваторы начали сбавлять свой пыл и перестали считать такие выходы возмутительными и безрассудными. Свою лепту в популяризацию исконно мужской одежды внесли также Первая и Вторая Мировые войны, когда женщинах вынуждены были брать на себя мужские обязанности, работать на заводах и фабриках, а для этого их потребовалась удобная и комфортная одежда, скроенная из практичных материалов, которую они позаимствовали у мужчин.
Несмотря на довольно прочные позиции брюк и жакетов в моде второй половины XX века, канонические смокинги от Yves Saint Laurent, которые дизайнер предложил в 1966 году, спровоцировали нешуточный скандал — классическая фрачная пара все еще считалась неотъемлемой собственностью мужчин. Кроме того, Сен-Лоран придумал шокирующее дополнение к костюму — прозрачную шелковую блузу. Эта пара по тем временам выходила за рамки и казалась патриархальной модной общественности провокацией. Однако черные смокинги быстро полюбились француженкам Катрин Денев и Лайзе Минелли, которые часто выбирали смокинги для своих вечерних выходов, и консерваторы сдались окончательно. К тому же, культовый фотограф Хельмут Ньютон вскоре увековечил их в фотосессии для журнала Vogue.
В наше время появление женщин в классическом маскулинном костюме не сопровождается полицейским нарядом, каретой скорой помощи или толпой зевак, а нападки на девушек в смокингах кажутся отголосками истории. Так, в 1999 году певица Селин Дион появляется на красной дорожке «Оскара» в широких брюках-палаццо и белом оверсайз-жакете от Christian Dior, надетом задом наперед.
В 2018 году актриса Клэр Фой выбирает для ковровой дорожки «Золотого глобуса» классическую черную пару от Stella McCartney, тем самым выгодно выделяясь среди вереницы однотипных вечерних платьев. Классические костюмы (и особенно смокинги YSL) становятся универсальной униформой и для Эллен Дедженерес, которая регулярно выбирает их для вечерних выходов и дважды вела в костюмах церемонию «Оскар» — в 2007-м и в 2014-м.
Изменения в современном представлении о женском гардеробе коснулись не только простых девушек, но и членов королевских семей, которые всегда с особым пиететом относятся к соблюдению традиций. Так, костюмы — одни из самых любимых вещей испанской королевы Летиции: в белой паре из приталенного жакета и брюк от Giorgio Armani она появилась даже на церемонии помолвки с Филиппом VI.
Главным «посланником» брюк и костюмов в британской королевской семье стала герцогиня Саксесская Меган Маркл, которая часто носила их и во время своего актерского прошлого в Голливуде, и в статусе монаршей особы. Для одного из первых выходов Маркл в статусе невесты принца Гарри она выбрала черный брючный костюм от Alexander McQueen, дополнив его блузой Tuxe молочного оттенка. В похожем аутфите, только уже от Altuzarra, она появилась на благотворительной премии WellChild Awards в сентябре 2018-го. Только этим послабления в королевском дресс-коде не ограничиваются: с 70-х годов XX века дамам разрешено появляться в брючных костюмах даже на Royal Ascot — королевских скачках с жесткими правилами (читайте также:
Сейчас найти идеально скроенные жакеты и брюки для любого события — от ковровой дорожки до прогулки в парке — не составляет труда. Актуальные варианты предлагают и дизайнерские бренды — от Chanel и Valentino до Off-White и Acne Studios — и доступный всем масс-маркет. А значит, классический костюм можно смело называть не только мужской собственностью, но и неотъемлемой частью женского гардероба.
Где купить идеальный брючный костюм:
Фото: Getty Images