Все началось в 2005 году на Неделе моды в Нью-Йорке. В Брайант-парке тогда вышли на подиум Бейонсе, Кармен Касс, Мариза Миллер, Алек Уэк, еще некорорые звезды и сама Наоми. На девушках были дизайнерские наряды: Кэмпбелл, например, демонстрировала, в числе прочего, длинное блестящее платье на бретельках, а Миллер – микроскопический купальник в цветную полоску. Имена дизайнеров не скрывались, но и не афишировались специально – модельеры не хотели, чтобы их обвинили в попытке сделать себе пиар на благотворительности. Все вещи после шоу были проданы с аукциона, а вырученные деньги – перечислены жертвам урагана «Катрина», который незадолго до этого практически полностью разрушил Новый Орлеан. Это был первый в истории показ Fashion for Relief. Его концепцию от и до придумала и реализовала Наоми Кэмпбелл – та самая «черная пантера», взбалмошная скандалистка и… один из самых увлеченных филантропов в мире моды.
Кроме собственной Fashion for Relief, Наоми поддерживает Balance Diversity, организацию, борющуюся против расовой дискриминации в модельном бизнесе; «Детский фонд Нельсона Манделы», спасающий детей в бедных африканских странах; фонд Made In Africa, amfAR… Она помогает бороться против предрассудков и за своевременную диагностику рака груди (им болела ее мать); против полицейского произвола и за распространение информации о ВИЧ – и это лишь неполный список всех волнующих ее тем. Неуступчивый характер в данном случае не помеха, а подспорье: Кэмпбелл никогда не боялась говорить то, что думает, и обличать несправедливость. С начала 90-х она открыто заявляла, что за рекламу и съемки ей платят меньше, чем белым моделям: «Наш президент, может, и чернокожий, - сказала Наоми уже во времена правления Барака Обамы. – Но я, как чернокожая женщина, все еще чувствую себя чужой в модном бизнесе. Чтобы быть оцененной по достоинству, мне приходится работать в несколько раз тяжелее, чем белым». В 2013 г. вместе с двумя другими активистками, Иман и Бетэнн Хардисон, Кэмпбелл основала Diversity Coalition, группу по борьбе с расизмом в мире моды. Втроем они написали открытое письмо, где придали огласке имена дизайнеров, которые сознательно выбирают для работы на подиуме преимущественно белых девушек. Так что, в том, что чернокожих с тех пор стало больше – и на показах и на обложках – есть и заслуга Наоми.
Кэмпбелл не перестает восхищаться Нельсоном Манделой – известным революционером, правдорубом и защитником всех слабых. Свой первый благотворительный модный показ она организовала за семь лет до Fashion for Relief – как раз в пользу детского фонда Манделы. Тогда, в 1998 году, она устроила шоу Versace прямо в южноафриканской резиденции Манделы в Кейптауне. Вещи из новой коллекции (демонстрировали их, в числе прочих, Кейт Мосс и Кристи Терлингтон) пошли с молотка и помогли собрать десятки тысяч долларов для обездоленных детей. «Нельсон всегда учил меня говорить о том, что волнует, – громко и вслух, - заявляет топ-модель. – Когда вы видите происходящее в мире; наблюдаете за тем, как дети попадают под перекрестный огонь, вы не можете оставаться в стороне. Вы просто должны встать и сделать хоть что-нибудь».
Создавая Fashion for Relief, Наоми попыталась охватить весь спектр проблем, которые ее волнуют – речь идет уже не только о детях, но и о взрослых. Каждый год благотворительный показ посвящен новой теме. Так, в 2008 году деньги от продажи дизайнерских вещей, а также предметов искусства, дарованных меценатами, пошли на поддержку Whitechapel – организации, спасающей бездомных. В 2011 бенефициарами стали жертвы землетрясения и цунами в Японии, а в 2015 – борцы с эболой и пострадавшие от эпидемии.
Показы Fashion for Relief проходят в самых разных городах мира. Чаще всего в Нью-Йорке, Лондоне и Каннах (здесь шоу проводятся с 2011 года). Но бывали они и в Мумбаи, и в Дар-Эс-Саламе, и в Москве. Шоу в башне «Город столиц» прошло в 2010 году – в разгар романа Наоми с русским олигархом Владиславом Дорониным. В числе гостей были Дженнифер Лопес и Филипп Трейси, на подиуме демонстрировали вещи от Dior, Saint Laurent, John Galliano, Givenchy, Versace и Dolce & Gabbana, а заработанные средства пошли на помощь российским детям из неблагополучных семей и молодым талантливым художникам (одним из соорганизаторов была основательница музея «Гараж» Даша Жукова).
Fashion for Relief этого года в очередной раз приехал в Канны. Деньги, заработанные на аукционе, Наоми планирует пожертвовать сразу двум организациям – Time’s Up, которая защищает людей, переживших сексуальные домогательства на работе; и Save The Children, спасающей детей, оставшихся без крова, – в том числе, тех, кто пострадал от военного конфликта в Сирии. О проблемах последних топ-модель знает не понаслышке: в 2017 году она лично ездила в лагерь сирийских беженцев в Иордании, где общалась с детьми, пережившими бомбежки и смерть близких. Модель рассказала журналистам, как впечатлило ее знакомство с трехлетней девочкой, которая из-за стресса перестала говорить, или с 13-летним мальчиком, пытавшимся работать на трех работах, чтобы прокормить семью. «Когда, еще три года назад, я впервые заявила о том, что хотела бы помогать сирийским детям, меня многие отговаривали, – признается Наоми. – Говорили, что это слишком завязано на политике, а потому рискованно. Но для меня это не аргумент. Я не видела ни одной причины, по которой не могла бы помочь этим людям».
В этом году в Каннах на подиум для Fashion for Reliеf, кроме самой Кэмпбелл, вышли Наталья Водянова, Белла Хадид, Наташа Поли, Винни Харлоу, Мишель Родригес. Одежду предоставили, в числе прочих, Moschino, Victor & Rolf, Balmain, Valentino и Dolce & Gabbana. На красной дорожке были замечены давние друзья модели и филантропа – Карла Бруни, Дэйзи Лоу, Сара Сампайо и сама Эллен фон Унверт. «Мы не должны ждать, пока что-то сделают за нас мировые лидеры, – сказала Наоми на пресс-конференции в преддверии шоу. – Образно выражаясь, мир делает два шага вперед, и один назад. Так что, если мы хотим перемен, – нужно бороться за них самим».
Лучшие образы с красной дорожки Fashion for Relief-2018 в Каннах
Фото: Getty Images