Если сегодня набрать в поисковике имя парижского модельера Поля Пуаре, то в первых же источниках будет упоминаться «хромая юбка», которая впоследствии станет прототипом актуальной на все времена юбки-карандаша. Тогда, в XIX веке, знаменитое творение представляло собой длинную и узкую к щиколоткам (иногда в области икр) модель, расширяющуюся к низу. Фасон настолько сильно облегал ноги, что женщинам приходилось буквально семенить во время ходьбы.
«Хромая юбка» имела колоссальный успех среди модниц начала XX века. А имя создателя Поля Пуаре звучало на весь мир. Что примечательно, мастер также изобрел бюстгальтеры и легкий пояс для чулок, избавив современниц от тесных корсетов. Но эта новость не имела столь ошеломительного успеха, как «хромая юбка», ограничивающая шаг.
Торговец зонтиками модном салоне
Поль Пуаре родился в семье парижского торговца тканями. Родители видели в нем как минимум продолжателя фамильного дела или как максимум зонтичного мастера. И сын радовал их своими способностями, поскольку с детства проявлял интерес к шитью одежды и аксессуаров, которые охотно сооружал для куклы, подаренной ему сестрами.
К слову, любовь к одежде, очевидно, передалась юному Полю генетически. Как и двум его сестрам Николь Пуаре-Грульт и Мадлен Пансон, тоже впоследствии сделавшим карьеру в мире моды. Правда, во взрослой жизни отношения между родственниками не отличались близостью. И не исключено, что причиной тому были зависть и конкуренция.
Уже в 17 лет знающему толк в кройке и шитье юному торговцу зонтиками улыбнулась большая удача получить работу в лучшем на тот момент столичном салоне популярного модельера Жака Дусе.
Тонко чувствующий стиль юноша, бесстрашно комбинирующий ткани и разные фурнитуры, быстро завоевал доверие хозяина. Вскоре Полю доверили обшивать самых знаменитых модниц Парижа, в числе которых были актрисы Сара Бернар, Габриэль Режан и Мистангет (Жанна-Флорентина Буржуа).
Первый фурор
Стремительный успех юного Пуаре стал результатом его невероятной самоотдачи в Доме Жака Дусе, основатель которого, к слову, сам был выходцем из старинной семьи потомственных портных.
Но не только наставничество опытного хозяина салона и окружение его прекрасных заказчиц в восхитительных нарядах вдохновляли Поля. Его талант формировала также и высокая культурная среда, которую составляли богатые коллекции живописи и мебели XVIII века, собранные в доме Дусе.
Юный модельер продумывал для именитых дам сценические костюмы, а модницы блистали в них на подмостках Парижа. Как, например, театральная звезда Габриэль Режан, которая покорила зрителей во время спектакля по Бальзаку «Заза». Актриса запомнилась публике не только реалистичной манерой исполнения, но и черным манто из тафты и тюля — первой авторской работы Пуаре.
Как потом вспоминал модельер: «Весь трагизм романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этой чрезвычайно выразительной накидке, и когда она предстала глазам зрителей, им стал ясен конец пьесы… С этого момента я утвердился у Дусе и во всем Париже…»
Манто действительно произвело фурор, и весть о новом гении моды быстро разлетелась по узким парижским улочкам.
Слава от-кутюр
Спустя несколько лет творческие разногласия положили конец сотрудничеству Поля Пуаре с Домом Дусе. В этот период уже признанное молодое дарование вдруг отправляется служить в армию. Отдав долг родине и вернувшись через год, Поль получает приглашение от старейшего из всех модных домов в Париже — Дома Ворта, основанного в 1857 году еще при Наполеоне III.
Точнее, предложение по работе сделали сыновья основателя Дома Ворта: Жан Филипп и Гастон Люсьен. Поскольку их отца Чарльза Ворта — родоначальника всей индустрии от кутюр, придумавшего манекен и создавшего «Синдикат высокой моды» — в живых к тому времени уже не было. А возглавившие наследие отпрыски дизайнерскими талантами не отличались. Зато сообразили, что молодая кровь в лице набирающего популярность модельера быстро вдохнет новую жизнь в дело отца.
В период союза с Домом Ворта начинающий кутюрье укрепил позиции на модном пьедестале, представив свои оригинальные решения дневных платьев и дизайнерские манто, а также ставшие хитами «тайеры» — классические дамские костюмы из прямой юбки с жакетом на подкладке, с лацканами и воротником.
Любопытным фактом того времени из жизни Пуаре для русского читателя будет его встреча с княгиней Барятинской, постоянной заказчицей Ворта. Княгиня славилась снобизмом и взыскательным вкусом. Благодаря работе с ней молодой дизайнер приобрел полезные навыки общения с высокомерным высшим обществом.
Воодушевленный удачей у Ворта, которая неизменно улыбалась Полю, он всего через два года оставляет знаменитый Дом, чтобы открыть собственный. Деньги окрыленный модельер занял у матери. И уже осенью 1903 года в Париже, недалеко от Гранд-Опера, распахнул двери новый модный салон, обстановка в котором была революционной для того времени: роскошная стильная мебель, сверкающие зеркала в пол, украшенные китайскими и флористическими орнаментами витрины. Именно здесь Поль Пуаре встречал гостей вместе со своей статной женой Дениз.
Жена и муза
Взяв в жены высокую и худенькую провинциалку Дениз Буле, 19-летнюю дочь нормандского ткача, которая заметно выбивалась из принятых канонов красоты тех лет, модельер провозгласил ее своей Галатеей. Он шил наряды, которые хорошо сидели именно на ладной фигуре Дениз, подчеркивая элегантность ее силуэта (читайте также: Дизайнеры и их музы: главные тандемы модной индустрии).
Поль был старше супруги на шесть лет, у них родилось пятеро детей. Брак продлился чуть больше 20 лет, пока финансовые вопросы не развели мужа с женой. Но на протяжении тех десятилетий Дениз Пуаре была не только художественным директором модного дома Поля, но и лучшей его рекламой. Однажды Пуаре признается журналу Vogue: «Моя жена — это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов».
Супруга была для творца идеальной моделью. Благодаря ей модельер создал платья-футляры. Тогда его волею были заменены S-силуэты на фасоны с завышенной талией. К тому же Пуаре отошел при конструировании моделей от пышных нижних юбок и отказался от жесткого и тугого корсета (читайте также: Осиная талия: 6 интересных фактов из истории корсетов).
Знаменательный переход от объемного наряда к струящемуся был провозглашен в 1905 году: кутюрье представил ценителям свою первую коллекцию Nouvelle Vague. В нее вошли бескорсетные платья с юбками, ниспадающими прямыми линиями вниз. При этом Поль укоротил длину женского костюма до щиколоток.
Реформатор дизайна Пуаре поразил высокую публику и цветовыми решениями нарядов. Мало того, что он вывел на подиум яркие палитры, так еще и смело экспериментировал с сочетаниями, комбинируя красный с розовым, голубой с оранжевым, а синий с золотым.
Не забывал модельер и про фурнитуру, украшая даже простые костюмы цветочными принтами, бисером, жемчугом, а также кружевом и полюбившимся в отделке тюлем.
Парижанки подхватили модный тренд, быстро заменив в своем гардеробе вещи привычных еще с XIX века пастельных оттенков на яркие наряды с выразительным декором.
Дружба с Полем Ирибом
Широкую популярность парижский модельер снискал и благодаря творческому подходу к демонстрации своих работ. Он устраивал настоящие шоу во время показов и издавал целые каталоги со своими моделями, привлекая ведущих художников того времени. В их числе были такие имена, как Эрте, Рауль Дюфи и Поль Ириб.
С талантливым Полем Ирибом, который был одним из самых востребованных в модной прессе иллюстратором и карикатуристом, Пуаре связывала крепкая дружба. Обладая особым даром создавать изумительные рисунки методом трафарета, Ириб достиг значительных успехов в графике, был задействован в оформлении театральных и кинопостановках.
Художник буквально стал сподвижником модного кутюрье. Пуаре, в свою очередь, вдохновлялся его одаренными произведениями. Нет ничего удивительного, что именно этого художника модельер привлек к созданию рисунков для своего первого каталога.
Беспрецедентный альбом увидел свет в 1908 году в Париже малым тиражом — только 250 экземпляров. Часть его тогда поступила в свободную продажу по цене в 40 франков, а другая была разослана дамам высшего общества, включая влиятельных персон того времени.
В каталог вошли авторские работы с изображением платьев от великого Пуаре, виртуозно выполненные тушью и пером. Элегантные виньетки вызвали бурный восторг у всех. За исключением одной высокой особы — британской королевы. Ее Высочеству рисунки показались легкомысленными. Королевский двор сделал возврат презентованного каталога, сопроводив указанием больше не направлять «трудов такого рода».
Сам Пуаре вспоминал так историю создания каталога: «Я рассказал Полю Ирибе о своем намерении создать красивое издание, предназначенное для элитных слоев общества. Это альбом его рисунков моей одежды, напечатанный на дорогой голландской бумаге. <…> Этот альбом — беспрецедентный документ эпохи. Каждому государю Европы был послан экземпляр с персональным предисловием, помещенным в конец издания и написанным изящным почерком. Все экземпляры были хорошо приняты и оценены, за исключением копии для королевы Англии. Этот экземпляр мне выслали обратно с письмом, в котором меня просили впредь воздержаться от подобных рассылок. Я никогда не понимал причины этого недоразумения».
Помимо каталога Поль Ириб разработал для друга логотип его модного Дома — стилизованную розу, подписанную именем кутюрье. Кстати, также с легкой руки художника в 1922 году родилась эмблема для другого модного бренда — Дома Lanvin.
Признание таланта
Пуаре неизменно удивлял модный свет реформистскими решениями в одежде и модернистскими подходами к организации показов, с которыми успешно гастролировал по миру. Его шедевры блистали на подиумах Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Брюсселя, Вены, Москвы и Санкт-Петербурга.
Мастер синтезировал в моду разные виды искусства — живопись, танцы, кино. Он находил вдохновение в восточных мотивах, авангарде, даже в русских кокошниках! Так, в апреле 1909 года, впечатленный восточной тематикой в балетной антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, главный модельер десятилетия тут же одел парижан в шаровары, тюрбаны и халаты с ориентальными и персидскими вышивками. В своей работе Пуаре прибегал к эскизам Леона Бакста, который был одним из художников по костюмам дягилевской труппы.
Благодаря творениям Поля Пуаре современницы открыли для себя цветастые туники, научились сочетать их с введенными в моду длинными шароварами. С благословения кутюрье модницы облачились в отороченные мехом платья, обзавелись муфточками и меховыми шапками.
На подъеме растущей популярности законодатель стиля открыл еще несколько фирменных салонов в Париже. Заслуги Пуаре перед модой XX века сопоставимы, например, с вкладом Пикассо в искусство.
Пиком творческого стремления к ориентализму Поля Пуаре, пожалуй, можно считать ту самую «хромающую» юбку, которую кутюрье придумал для актрисы Цецилии Сорель, когда ей по сценарию одной из пьес полагалось долго быть на сцене, сначала прислонившись к колонне, а после медленно отделиться от нее. Модницы, пристально следившие за кинематографом и знаменитостями, не упустили дизайнерскую новинку.
Летом 2021 года российский аукционный рынок впервые увидел первый модный каталог, который Поль Пуаре создал в соавторстве с французским иллюстратором Полем Ирибом в 1908 году. Это событие можно назвать знаковым — ранее в России альбом представлен не был. Сохранившийся из 250 экземпляров модный каталог представляют на торгах аукционного дома «Литфонд» в Москве: следующий аукцион, на котором можно будет познакомиться с альбомом, пройдет 12 августа. Он предстал перед ценителями в издательском картонаже, с редкими потертостями переплета и мелкими утратами на корешке. Можно сказать, он стоит в одному ряду с другими дизайнерскими инновациями Пуаре. Изображения в альбоме, выполненные с помощью фотомеханического способа нанесения рисунка, раскрашены вручную методом трафарета, или «пошуар».
Об эксперте:
Глава аукционного дома «Литфонд», вице-президент Гильдии антикваров-книжников, экспертом Министерства культуры РФ по оценке печатных изданий, член Национального Союза Библиофилов, эксперт по антикварной аукционной деятельности.
Фото: Getty Images