Многие эксперты считают, что экомех – это продукт новой эпохи ЗОЖа и защиты окружающей среды. Но технологии производства трикотажных материалов появились не пять лет назад: уже многие десятилетия искусственные меха активно покоряют сердца не только модниц, но и завоевывают любовь дизайнеров с мировым именем.
С чего все началось
Шубы из искусственного меха впервые появились во Франции в 60-х годах XX века. В это время для их производства начали активно использовать передовые синтетические волокна – как правило, акрил. Местные модницы полюбили их быстро, однако цена за изделие могла доходить до нескольких сот франков, поэтому далеко не каждая женщина могла позволить себе такую шубу. Постепенно компании расширялись, а в магазинах начали заменять вешалки с натуральными шубами на искусственные аналоги. В то время в стране как раз был расцвет хиппи, пацифизма и защиты окружающей среды, поэтому такие шубы еще и отлично вписывались в актуальные настроения молодежи.
Самыми передовыми компаниями по производству искусственного меха тогда были Тайбер, бельгийская фабрика, основанная в 1930 году, и Tissavel во Франции, которую запустили в 1953 году. Более 70 лет эти компании являлись безусловными лидерами и монополистами в меховой нише. Сегодня часть производственной линейки передана в Южную Корею, в компанию Donglim, которая успешно реализует новые высокотехнологичные решения в этой области.
В начале 90-х годов мода на искусственный мех добралась и до Америки. В 1993 году сразу несколько супермоделей и селебрити снялись обнаженными в провокационной рекламе «I’d rather go naked than in furs» («Я лучше буду ходить голой, чем в мехах»). В разные годы в кампании участвовали Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл, Шарлиз Терон, Ева Мендес – с легкой руки культовых девушек эту идею поддержали миллионы людей в мире.
С начала 2000-х годов искусственные материалы начали использовать крупные модные дома и известные дизайнеры. Сегодня от использования натурального меха полностью отказались Stella McCartney, Giorgio Armani, Gucci, Dior, Topshop, Mango, Hugo Boss, Tommy Hilfiger, Calvin Klein и многие другие.
Чебурашки в СССР
В России в 60-х годах шубы из экомеха могли позволить только те, кто имел доступ к иностранным рынкам: жены дипломатов, высший партийный свет, кинозвезды. В СССР после Второй мировой войны остро стоял вопрос о том, чтобы обогреть максимальное количество людей. Нужно было решить следующие задачи: изделие должно быть дешевым, удобным для работы на заводе или в полях, каждая единица должна производиться за короткое время, чтобы к зиме одеть всю страну.
К сожалению, качество искусственного меха в СССР не могло сравниться с аналогами из Франции. Именно с тех времен и пошло название «чебурашка», которое используют до сих пор. Это были дешевые и теплые шубы, но внешне они напоминали ковры или валенки черного цвета или «под леопарда». Но и они нашли своего покупателя. Позже тренд ушел в детские сады, и в 80-90-х годах дети активно носили искусственные шубы: теплые, но очень тяжелые. Тогда в сознании многих россиян и появился главный миф об искусственном мехе: это некрасиво.
Экология и мода
По данным комитетов по рекламным стандартам в Европе, любая информация о том, что производство натурального меха является экологичным, вводит потребителей в заблуждение и нарушает права.
Для того, чтобы получать мех, люди создали фермы. Выглядит это примерно так: на очень маленькой территории стоят загоны, где выводят норок, например. Их кормят гормональным кормом, чтобы они быстрее росли. За всю жизнь животное может почти не двигаться, только объедаться. Продукты жизнедеятельности этих зверей содержат много фосфора и азота. Эти элементы попадают в воду и почву. К чему это приводит? Со временем это приводит к тому, что в водоемах увеличивается количество водорослей и снижается кислород. Отсюда гибнут рыбы и целые озера становятся «мертвыми». Например, в финском городе Каустинен было остановлена подача воды, так как местные водоемы были убиты отходами из зооферм.
Что касается искусственного меха, то этот материал можно вторично перерабатывать, получая безотходное производство. Да, безусловно, при создании моноакрила происходит выброс дыма в атмосферу и воду, но на многих заводах стоят специальные фильтры, которые максимально снижают риск попадания вредных веществ в естественную среду. К тому же, химические соединения не испражняются, не дают неприятного запаха. В Швеции, например, вообще не принято жить рядом с зоофермами, потому что это попросту неприятно.
Крепкая выдержка
Экошубы неубиваемы. Их сложно испортить «дождичком в четверг» или незапланированным градом. Это трикотаж, а он легко выносит перепады температур, когда утром было +5, а к вечеру ударило −20. В них можно ездить в метро и не бояться, что вас «затрут» в давке. Конечно, как и любой материал, он со временем потеряет свою форму, но поверьте, тогда вы уже точно захотите себе новую экошубу. Скорее поменяется мода, чем ваша любимая шубка состарится, если она сделана качественно.
Шубы можно стирать даже в стиральной машине (при 30 градусов на ручном режиме). Кроме того, искусственный мех прекрасно сохнет. После помывочных процедур его можно аккуратно расчесать расческой.
У многих до сих пор в голове сидит прочный стереотип о том, что искусственная шуба – это тяжело. Мы все помним советские магазины детской одежды и непосильную ношу на наших хрупких плечах зимой. Современные материалы очень легкие. Их носить просто и комфортно, в отличие, например, от тяжелых соболиных изделий.
Долговечны ли?
Один из популярных мифов об экошубах – это дешевое производство, которое дает низкокачественный продукт. Экомех — это «медленная мода». Именно здесь ставится все на качество, а не на скорость.
На производство стандартной шубы уходит несколько часов. Швея прошивает изделие три раза: слой подкладки, утеплителя и меха. В день выходит порядка трех шуб от одного мастера. Не так уж и много в масштабах Вселенной. Главная цель производителей – идеальная посадка, красивое оформление и качественный крой. Поэтому экошубы – это, скорее, мода на долгие годы. Они сохраняют свой первозданный вид годами и не теряют формы, поэтому могут прослужить ни один сезон.
основательница бренда Anse, который занимается производством шуб из искусственного меха. Свою компанию она запустила в 2011 году. Название происходит от английского слова Answer как ответ на убийство животных ради создания натурального меха.
Личный сайтФото: Getty Images, архив пресс-служб