Несколько лет назад ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза лишило компанию Crocs патента, позволявшего той быть единственным производителем клогов из синтетической смолы. Компания запатентовала обувь в 2004 году, и по закону не могла презентовать ее как минимум за год до даты получения патента. Однако французский бренд Gifi, с чьей легкой руки и поднялась шумиха вокруг американского производителя, смог доказать, что кроксы впервые были представлены в ноябре 2002 года во Флориде, а сразу после появились и на сайте компании.
Компания могла пользоваться эксклюзивным правом до 2029 года, но теперь, как нетрудно догадаться, лишилась его. Это значит, что в скором будущем «дженериков» знаменитой обуви станет гораздо больше. Вероятнее всего, от необходимости договариваться и делиться с Crocs будут избавлены и крупные бренды, решившие выпустить свой вариант смоляных клогов.
Сомневаться, найдутся ли желающие отщипнуть свой «кусок пирога», почему-то не приходится. Если вы думаете, что эта обувь слишком «уродлива», чтобы ее копировать — у нас для вас плохие новости: кроксы — нетипичный, даже парадоксальный, но от этого еще более острый тренд этой весны.
На это намекает сверхуспешный дроп кроксов на массивной платформе, созданных вместе с Balenciaga: вся обувь была распродана по списку ожидания еще до поступления в продажу, и это несмотря на более чем «неприятную» цену в 850 долларов (обычные стоят как минимум в 10 раз дешевле).
Не один сезон подряд клоги наличествовали у британского дизайнера Кристофера Кейна. Любимец Анны Винтур разукрашивает смолу под мрамор, инкрустирует обувь подобием необработанных драгоценных камней и даже обивает мехом — привет Алессандро Микеле и его меховым бабушам. «Клоги отлично подходят для лета, потому что в них удобно и не жарко. А то, что они круто выглядят — это дополнительный бонус», — прямолинейно заявляет Кейн.
Так как же кроксы, столь долго пребывавшие в статусе модного табу, вдруг стали модным откровением?
Эта обувь попала в немилость всех ратующих за чистоту стиля во многом благодаря своему исключительно утилитарному предназначению: создатели кроксов продвигали их как часть униформы для яхтенного спорта. Неоценимый плюс для яхтсменов заключен в нескользящей подошве и, разумеется, в комфорте, что в условиях беготни при непрекращающейся качке – весомое преимущество.
Собственно, удобство при носке и стало локомотивом популярности кроксов. Их носят все: от детей на детских площадках до пенсионеров, неспешно прогуливающихся по городам Европы с фотоаппаратом наперевес. К 2018-му году, как уверяет сама компания, продано 300 миллионов пар обуви — этого хватит, чтобы обогнуть Землю дважды.
Сказочная популярность и стремительный коммерческий успех сделали обувь от Crocs мейнстримом. Этот факт и стал красной тряпкой для всех поборников красоты и стиля, искренне считающих клоги самой некрасивой обувью ever made. В чем-то понять их можно: форма и цвета кроксов действительно понравятся не каждому, да и сама идея носить на ногах два куска затвердевшей смолы кажется довольно странной затеей. Мы ведь еще с детства привыкли, что лучший материал для обуви — только кожа, ведь так?
Но кроксы действительно имеют все шансы стать самой модной обувью поздней весны и лета, и вот почему. Те, кому не достались монструозные платформы от Balenciaga, будут искать утешение в обычных моделях, коих на сайте марки — предостаточно. Кроксы, особенно в сочетании с носками, — смелое модное высказывание, и с ними случится то же самое, что происходит и с другими актуальными тенденциями: сначала их наденут все герои стрит-стайл отчетов (некоторые уже это сделали), затем тренд подхватят блогеры средней руки, а закончится все, как обычно, распродажей горы клогов в ближайшем масс-маркете.
Говоря о дизайнерских изысках на эту тему, мы должны отметить их внезапное появление в прошлогодней коллекции даже у такого авангардного бренда, как Maison Margiela. Клоги появились и у Dior. Конечно, не из смолы, а из кожи, но общий смысл понятен: самая некрасивая обувь становится модной, а от уродства до красоты так же, как и от любви до ненависти, — один шаг.
Кроксы носят звезды, а больше всех их носит Шайя Лабаф. Американский актер известен не только по фильмам «Трансформеры», «Паранойя» и «На крючке», но и собственным стилем: Лабаф в обычный жизни одевается весьма помято. Сомневаемся, что у него нет денег на дорогие бренды (конечно же, они есть) — просто ему так хорошо.
Хорошо не только ему, но и еще 167 тысячам человек, что подписаны на страницу @shiasoutfits в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Там собраны повседневные наряды актера — если то, в чем выходит Лабаф, так можно назвать. Автор подписки — Бобби Уигэм, креативный директор Urban Outfitters. «Я начал вести этот аккаунт и подумал, что он — лучшая страница, на которую я хочу быть подписан сам», — говорит он в интервью для The Cut. На страницу подписаны не только поклонники и поклонницы актера, но и влиятельные западные редакторы моды, и никто из них не рискнет назвать одежду Шайи «уродством».
Секрет успеха стиля актера приводится все в том же материале The Cut: в то время, когда другие звезды одеты стилистами до последнего кольца на пальце, а вылизанные до последнего миллиметра страницы блогеров в Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) не более, чем отработка рекламных контрактов, стиль Шайи Лабафа — глоток свежего воздуха. Мужчины, которым надоели идеально посаженные пиджаки, укороченные зауженные брюки и бесконечные вариации лоферов, платков и браслетов, все чаще не следят за модой и одеваются если не так, как Лабаф, то гораздо проще, чем привыкли. Стиль актера — своеобразный протест против гонки за тенденциями и фанатичной любви к брендам, и это — довольно сильная позиция. Кроксы — синоним удобства — в эту модную парадигму вписываются идеально.
Так что хотите вы того, или нет, но кроксы совсем не так плохи, как мы все привыкли думать. В будущем, даже если из-за отмены патента у американской марки появится много подражателей, снижение популярности им не грозит: аутентичные бренды всегда котируются лучше, чем их копии.
Возможно, идея носить клоги в городе летом пока что еще остается весьма экстравагантной, но стесняться и стыдливо прятать ноги в них не нужно точно. Копировать стиль Лабафа не призываем, но для тех случаев, когда наряжаться не нужно, кроксы все-таки пригодятся. Долой снобизм!
Фото: Getty Images, Legion-media