Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью

Несколько лет назад ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза лишило компанию Crocs патента, позволявшего той быть единственным производителем клогов из синтетической смолы. Компания запатентовала обувь в 2004 году, и по закону не могла презентовать ее как минимум за год до даты получения патента. Однако французский бренд Gifi, с чьей легкой руки и поднялась шумиха вокруг американского производителя, смог доказать, что кроксы впервые были представлены в ноябре 2002 года во Флориде, а сразу после появились и на сайте компании.

Компания могла пользоваться эксклюзивным правом до 2029 года, но теперь, как нетрудно догадаться, лишилась его. Это значит, что в скором будущем «дженериков» знаменитой обуви станет гораздо больше. Вероятнее всего, от необходимости договариваться и делиться с Crocs будут избавлены и крупные бренды, решившие выпустить свой вариант смоляных клогов.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Знаменитый логотип компании

Сомневаться, найдутся ли желающие отщипнуть свой «кусок пирога», почему-то не приходится. Если вы думаете, что эта обувь слишком «уродлива», чтобы ее копировать — у нас для вас плохие новости: кроксы — нетипичный, даже парадоксальный, но от этого еще более острый тренд этой весны.

На это намекает сверхуспешный дроп кроксов на массивной платформе, созданных вместе с Balenciaga: вся обувь была распродана по списку ожидания еще до поступления в продажу, и это несмотря на более чем «неприятную» цену в 850 долларов (обычные стоят как минимум в 10 раз дешевле).

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Balenciaga
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Balenciaga

Не один сезон подряд клоги наличествовали у британского дизайнера Кристофера Кейна. Любимец Анны Винтур разукрашивает смолу под мрамор, инкрустирует обувь подобием необработанных драгоценных камней и даже обивает мехом — привет Алессандро Микеле и его меховым бабушам. «Клоги отлично подходят для лета, потому что в них удобно и не жарко. А то, что они круто выглядят — это дополнительный бонус», — прямолинейно заявляет Кейн.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Christopher Kane
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Christopher Kane
Так как же кроксы, столь долго пребывавшие в статусе модного табу, вдруг стали модным откровением?

Эта обувь попала в немилость всех ратующих за чистоту стиля во многом благодаря своему исключительно утилитарному предназначению: создатели кроксов продвигали их как часть униформы для яхтенного спорта. Неоценимый плюс для яхтсменов заключен в нескользящей подошве и, разумеется, в комфорте, что в условиях беготни при непрекращающейся качке – весомое преимущество.

Собственно, удобство при носке и стало локомотивом популярности кроксов. Их носят все: от детей на детских площадках до пенсионеров, неспешно прогуливающихся по городам Европы с фотоаппаратом наперевес. К 2018-му году, как уверяет сама компания, продано 300 миллионов пар обуви — этого хватит, чтобы обогнуть Землю дважды.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Кроксы носят даже королевские особы: посмотрите на обувь принца Джорджа

Сказочная популярность и стремительный коммерческий успех сделали обувь от Crocs мейнстримом. Этот факт и стал красной тряпкой для всех поборников красоты и стиля, искренне считающих клоги самой некрасивой обувью ever made. В чем-то понять их можно: форма и цвета кроксов действительно понравятся не каждому, да и сама идея носить на ногах два куска затвердевшей смолы кажется довольно странной затеей. Мы ведь еще с детства привыкли, что лучший материал для обуви — только кожа, ведь так?

Но кроксы действительно имеют все шансы стать самой модной обувью поздней весны и лета, и вот почему. Те, кому не достались монструозные платформы от Balenciaga, будут искать утешение в обычных моделях, коих на сайте марки — предостаточно. Кроксы, особенно в сочетании с носками, — смелое модное высказывание, и с ними случится то же самое, что происходит и с другими актуальными тенденциями: сначала их наденут все герои стрит-стайл отчетов (некоторые уже это сделали), затем тренд подхватят блогеры средней руки, а закончится все, как обычно, распродажей горы клогов в ближайшем масс-маркете.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Хелен Миррен
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Вупи Голдберг

Говоря о дизайнерских изысках на эту тему, мы должны отметить их внезапное появление в прошлогодней коллекции даже у такого авангардного бренда, как Maison Margiela. Клоги появились и у Dior. Конечно, не из смолы, а из кожи, но общий смысл понятен: самая некрасивая обувь становится модной, а от уродства до красоты так же, как и от любви до ненависти, — один шаг.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Maison Margiela
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Dior
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Dior

Кроксы носят звезды, а больше всех их носит Шайя Лабаф. Американский актер известен не только по фильмам «Трансформеры», «Паранойя» и «На крючке», но и собственным стилем: Лабаф в обычный жизни одевается весьма помято. Сомневаемся, что у него нет денег на дорогие бренды (конечно же, они есть) — просто ему так хорошо.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Шайя Лабаф
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Шайя Лабаф

Хорошо не только ему, но и еще 167 тысячам человек, что подписаны на страницу @shiasoutfits в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Там собраны повседневные наряды актера — если то, в чем выходит Лабаф, так можно назвать. Автор подписки — Бобби Уигэм, креативный директор Urban Outfitters. «Я начал вести этот аккаунт и подумал, что он — лучшая страница, на которую я хочу быть подписан сам», — говорит он в интервью для The Cut. На страницу подписаны не только поклонники и поклонницы актера, но и влиятельные западные редакторы моды, и никто из них не рискнет назвать одежду Шайи «уродством».

Секрет успеха стиля актера приводится все в том же материале The Cut: в то время, когда другие звезды одеты стилистами до последнего кольца на пальце, а вылизанные до последнего миллиметра страницы блогеров в Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) не более, чем отработка рекламных контрактов, стиль Шайи Лабафа — глоток свежего воздуха. Мужчины, которым надоели идеально посаженные пиджаки, укороченные зауженные брюки и бесконечные вариации лоферов, платков и браслетов, все чаще не следят за модой и одеваются если не так, как Лабаф, то гораздо проще, чем привыкли. Стиль актера — своеобразный протест против гонки за тенденциями и фанатичной любви к брендам, и это — довольно сильная позиция. Кроксы — синоним удобства — в эту модную парадигму вписываются идеально.

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Шайя Лабаф
Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью
Шайя Лабаф с бывшей женой Мией Гот

Так что хотите вы того, или нет, но кроксы совсем не так плохи, как мы все привыкли думать. В будущем, даже если из-за отмены патента у американской марки появится много подражателей, снижение популярности им не грозит: аутентичные бренды всегда котируются лучше, чем их копии.

Возможно, идея носить клоги в городе летом пока что еще остается весьма экстравагантной, но стесняться и стыдливо прятать ноги в них не нужно точно. Копировать стиль Лабафа не призываем, но для тех случаев, когда наряжаться не нужно, кроксы все-таки пригодятся. Долой снобизм!

Красота не главное: как и почему кроксы стали самой модной обувью

Фото: Getty Images, Legion-media