Культовый американский дизайнер Рой Холстон Фроуик родился в городе Де-Мойне, штат Айова, в простой семье бухгалтера, который, мягко говоря, не поддерживал увлечения своего сына. В детстве Рой любил создавать одежду и шляпки для своей мамы и сестры, позже учился в Чикагском институте искусств.
Недолго проработав мерчендайзером в Чикаго, Рой едет покорять Нью-Йорк и позже открывает свой бутик в партнерстве со знаменитым универмагом Bergdorf Goodman. Кстати, именно Холстон создал фетровую шляпку-таблетку для Джеки Кеннеди в 1961 году, которую она надела на инаугурацию своего мужа. Это событие стало ключевым в истории дизайнера и первым серьезным прорывом. После этого Холстона назначили управляющим всего шляпного отдела Bergdorf Goodman, который на тот момент состоял из более чем 150 сотрудников.
Достаточно быстро клиентами дизайнера становятся Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Диана Вриланд и Грета Гарбо. Немногим позже Холстон знакомится с Лайзой Миннелли, которая становится его музой, подругой и клиенткой на всю жизнь — практически сто процентов своего гардероба она будет заказывать только у него. Как и доверять свои сценические костюмы — для одного из ее шоу Рой создал знаменитое платье с застежкой на шее — тот самый «идеальный образ для дискотеки».
В 1966 году известный драматург Трумен Капоте организовал свой нашумевший черно-белый бал, который стал не просто историческим событием для Нью-Йорка, но и собрал «все сливки в одном месте». Интересный факт: более половины гостей были в аксессуарах и масках Холстона, тогда как самого дизайнера на событие не пригласили. Однако, многие его близкие утверждают, что на балу он все же был, попав туда инкогнито.
К концу 60-х популярные более трех столетий головные уборы перестали быть одним из главных аксессуаров любого образа. И в 1968 году Холстон покидает свою должность в универмаге, понимая, что мир неумолимо меняется и ему непременно нужно двигаться дальше. Отвечая на вопросы в интервью, Рой Холстон часто говорил, что его не интересует прошлое, фокус его внимания направлен только в будущее. После двух неудачных коллекций одежды в Бергдорф, поиска идеальной команды, в которую вошли Джоэль Шумахер — будущий известный кинопродюсер, режиссер и сценарист (среди прочего снявший знаменитый фильм «Время убивать» с Макконахи и несколько серий сериала «Карточный домик»), известная позже как дизайнер украшений модель Эльза Перетти и иллюстратор Джозеф «Джо» Эул (работавший до этого с Vogue, Коко Шанель) – и найдя наконец финансирование, Рой открывает свое ателье по производству одежды и привлекает молодых и самобытных моделей: Марису Беренсон, Пэт Кливленд и артистку Пэт Аст.
В осенней коллекции 1972 года он представил простое платье-рубашку (или платье-халат), выполненное из «ультразамши» — прочной, легко чистящейся и красивой ткани. Это платье до сих пор остается визитной карточкой дизайнера. Считается, что Рой был первым минималистом, а его дизайны часто обманчиво скромны. Многие коллеги, такие как Донна Каран, Майкл Корс и Марк Джейкобс позже признавались, что без него мода в США еще долго бы приобретала свое ДНК — одновременно удобной униформы, идеально скроенных и отличного качества вещей «и в пир, и в мир». Сочетание роскоши, не вульгарной сексуальности, минимального количество лишних деталей (его крой по косой из одного куска ткани оставался загадкой еще много лет) — все это заложило фундамент целой индустрии (читайте также: ДНК бренда: откуда пришла мода).
В одном из своих интервью для глянцевого журнала Том Форд сказал: «Вы просто не могли не знать имя Холстона, если интересовались дизайном. Его замшевое платье-халат Ultrasuede, чемоданы для Hartmann и аромат в необычном флаконе стали символом целой эпохи в США». Том Форд в 2019 году приобрел дом, в котором находилось самое первое ателье Холстона, и по оригинальным эскизам восстанавливает оригинальный интерьер офиса дизайнера в Empire State Building. Кстати, это то, ради чего сериал Halston посмотреть все же стоит: атмосфера свободы, костюмы, невероятные интерьеры и арт-объекты, созданные дизайнером и его близкими.
Говоря об успехе Холстона, нельзя недооценивать событие 1973 года — «Битва за Версаль», которая помогла Америке занять свое место на модной карте, потеснив европейские столицы, и популяризировала работы Холстона по всему миру. В американской делегации был уже известный тогда Оскар де ла Рента, старожил индустрии Анна Кляйн и Стивен Барроуз. Но именно выступление Лайзы Миннелли по личной просьбе дизайнера, акробатические этюды и, как это принято сегодня говорить, разнообразие в выборе моделей (в его показе участвовали девять афроамериканок) сделали выступление США незабываемым и на уровне Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена, Юбера де Живанши и других коллег из французской делегации.
В тот же год в бизнесе Холстона начинается новая глава: Рой продает свой бренд и право на использование имени компании Norton Simon, Inc. Многомиллионная сделка приносит дизайнеру финансовую устойчивость и новые возможности, но станет своеобразным началом конца.
В 1976 году дизайнер выпустил свой первый парфюм Halston, который оказался невероятно успешным. Бутылка в форме слезы, созданная Эльзой Перетти, была настолько узнаваема, что Холстон буквально настоял на том, чтобы на ней не было бирки с его именем.
Весной 1977 в Нью-Йорке открывается знаменитый клуб Studio 54, завсегдатаем которого становятся Холстон, его клиентки Элизабет Тейлор, Бьянка Джаггер, конечно, Лайза Миннелли и среди прочих — друг Энди Уорхол. Этот период жизни Роя принято считать самым успешным и ярким, но, увы, не обошлось без наркотиков и раскрепощенной сексуальной жизни — эта проблема погубила тогда многих знаменитых людей. Тем временем, более 40 лицензий компании Halston оставались без внимания дизайнера. Не умея делегировать и не желая самому заниматься обновлением дизайна изделий, под огромным давлением, бренд быстро начал стагнировать, тогда как конкуренты не стояли на месте — на модном олимпе появился Кельвин Кляйн, пусть и уступающий в новаторстве своих дизайнерских идей Рою, но создающий понятную новому времени одежду и аксессуары.
Благодаря лицензионному соглашению с универмагом демократичной одежды JCPenney Рой Холстон создал дизайн, доступный любой женщине в США. Однозначно неизвестно, так ли уж хотел сам Холстон создавать одежду mass-market, но сделка была сенсационной — 1 миллиард долларов. Это сотрудничество привело к игнорированию его бренда со стороны элитных покупателей и бутиков высокой моды. Никто не хотел смешивать высокое искусство и «обыденную» одежду. Закупать его дизайны отказался даже альма-матер дизайнера — Bergdorf Goodman. То, что сегодня считается крутой коллаборацией, тогда стоило компании репутации.
В своем страстном желании «одеть всю Америку» дизайнер потерпел неудачу в руках моды и бизнеса. В 1983 году компания Halston Limited, принадлежавшая Norton Simon, Inc, была приобретена Esmark Inc.
Увы, но генеральный директор Дэвид Махони, вложивший весомый капитал в бизнес Холстона, признавался позже, что сделал неверный выбор. «В сущности, оказалось, что кроме гения моды, я получил миллионные счета за орхидеи, кокс и тусовки в Studio 54», — говорил Дэвид. Известен также тот факт, что Холстон в своем загородном доме в Монтаке получал еду из ресторана на Манхеттене, каждый заказ которого буквально прилетал на гидроплане. Явно обманув ожидания друг друга, Дэвид и Холстон просто не смогли бы работать дальше. С новым руководством Рой не сработался, а наркотическая зависимость, вечные задержки в коллекциях, апатия и практически полная смена команды вокруг подорвали его успех окончательно. В 1984 году он был уволен из собственного бренда и навсегда потерял право разрабатывать и продавать одежду под своим собственным именем.
Последние годы Рой провел со своей семьей далеко от Нью-Йорке и, как говорят, практически в полной изоляции от прошлого образа жизни и окружения. Но карьерная трагедия и осложнения от СПИДа не прошли бесследно — в 1990 году он скончался в возрасте всего 57 лет. Эти события и его преждевременная смерть привели к тому, что имя Роя Холстона надолго исчезло из американской моды.
Позже его назовут гением наравне с Баленсиагой и Ивом Сен-Лораном, с которым он дружил долгие годы. Созданные им одношовные вещи, культовые солнцезащитные очки на половину лица, работа с афроамериканскими моделями и женщинами плюс-сайз тогда казались чем-то из ряда вон выходящим. Дерзкий, уникальный пиарщик и первый по-настоящему международный бренд — таким запомнят Холстона навсегда.
Об эксперте:
Аналитик современной fashion-индустрии, бизнес-консультант и создатель онлайн-школы о моде How Fashion Works.
Фото: Getty Images, Legion Media