Сейчас у каждой королевской особы есть свой модный фаворит — бренд, которому они отдают предпочтение чаще других. Все мы знаем про теплую привязанность королевы Елизаветы к ее стилисту и дизайнеру Анджеле Келли, герцогини Кейт — к Alexander McQueen, а герцогини Меган в пору своей жизни в Британии — к бренду Givenchy. Сейчас эти модные тандемы кажутся нам привычными, однако раньше придворные дизайнеры далеко не всегда обладали звездным статусом. Одной из первых, кто изменил правила работы королевских особ и модельеров, стала Элизабет Хэндли-Сеймур — придворная модистка королевы Марии, которая создавала впечатляющие наряды для самой влиятельной британской аристократки того времени.
Собственное ателье
Урожденная Элизабет Филдинг переехала в Лондон в 1890-х и практически сразу устроилась работать придворной портнихой. В построении собственного модного бизнеса, который она начала запускать в 1908 году, ей помогал супруг — майор Джеймс Берк Хэндли-Сеймур. Первое время штат ее сотрудников составлял всего четыре человека, зато спустя пару десятков лет на нее работали уже 200.
За основу работы своего ателье Хэндли-Сейсмур взяла стратегию, которой придерживались многие портные высокого класса — предлагать клиентам копии парижских платьев, которые считались в то время эталонными. Среди самых желанных модных домов того времени были Paul Poiret и Callot Soeurs — и согласно договоренностям Элизабет могла копировать их эскизы и предлагать готовые эскизы согласно последним трендам. Пуаре в то время считался одним из самых смелых кутюрье, а его наряды пользовались особой популярностью у аристократии и звезд. Поэтому клиенты Хэндли-Сеймур заранее знали, что им предложат только самые модные парижские наряды.
Звездные клиенты
Одним из первых звездных клиентов придворной модистки Хэндли-Сеймур была актриса Патрик Кэмпбелл, которая в 1914 году попросила Хэндли-Сеймур создать наряды для своей роли Элизы Дулиттл в пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». Чтобы показать эволюцию от бедной продавщицы цветов до изысканной светской леди, Хэндли-Сеймур создала модные образы, в которых присутствовали неожиданные для того времени детали — например, алые розы на желтой тафте. В финале пьесы Элиза появлялась на сцене в бледно-сером платье и жакете с необычным орнаментом. Этот наряд, к слову, был также адаптирован из эскизов Пуаре.
Гардероб, который Хэндли-Сеймур создала для сценической героини Кэмпбелл, был тепло встречен и модной прессой, и театральной публикой. Правда, самому Джорджу Бернарду Шоу костюмы совсем не понравились: платье с принтом он назвал ужасным, а ансамбль, вдохновленный Пуаре, «драматически бессмысленным». Со временем Шоу попытался преуменьшить вклад Кэмпбелл в его пьесу и успех на сцене ее героини Элизы, одетой Хэндли-Сеймур. Однако в заказах и клиентах Элизабет недостатка не ощущала: в костюмах от ее модного Дома также выступали другие британские актрисы — Ирен Ванбру и Дайана Виньярд.
Любимая портниха королевы Марии и герцогини Йоркской
Наибольший успех Хэндли-Сеймур принесла работа с королевской семьей. В 1923 году Элизабет, в то время любимая портниха королевы Марии, получила заказ на создание свадебного платья Елизаветы Боуз-Лайон (будущей королеве-матери) для ее венчания с герцогом Йоркским. В то время большинство королевских свадебных платьев выглядели вне времени, однако Хэндли-Сеймур решила выбрать современный дизайн, что выгодно выделяло невесту среди других монарших особ.
Шифоновое муаровое платье цвета слоновой кости, расшитое жемчугом и серебряной нитью, было дополнено шлейфом из фландрского кружева и поясом из серебряных листьев и тюля, декорированного серебряными розами и чертополохом. В течение следующих 12 лет Хэндли-Сеймур оставалась любимой портнихой супруги герцога. Однако после того, как она стала королевой-консортом в 1937 году, монаршая особа взяла под покровительство другую восходящую звезду королевской моды — Нормана Хартнелла (читайте также: Дизайнер Елизаветы II: как Норман Хартнелл установил правила королевского стиля).
Несмотря на это, коронационное платье Елизавета все же поручила своей бывшей фаворитке Хэндли-Сеймур. Историки считают, что будущая королева знала: если бы модельеру не была предоставлена возможность сшить платье для коронации, это бы ее сильно расстроило. При этом фрейлин в тот день одевал Норман Хартнелл.
Хэндли-Сеймур вышла на пенсию в начале 1940-х годов, а королева Елизавета продолжала носить одежду Хартнелла, в том числе и на свадьбе ее дочери Елизаветы II в 1947 году и коронации в 1953 году. А сама Хэндли-Сеймур осталась в истории моды как одна из первых придворных модельеров нового времени, которая вырастила немало дизайнерских талантов и научила их работать с монаршей семьей. На Хэндли-Семур работало немало талантливых портных, в том числе и Авис Форд, которая начинала как ученица Элизабет и в конечном итоге стала главным дизайнером в ее ателье. Талант Форд оценила и сама королева Мария: по ее личной просьбе после выхода на пенсию Хэндли-Сеймур Авис открыла собственный Дом высокой моды и продолжала создавать одежду для монаршей семьи.
Фото: Getty Images, архив пресс-служб