За прошедший год интерес ко всему российскому увеличился в разы, и случилось это не только благодаря авторитету нашего президента, но и творчеству выходца из СССР – Демны Гвасалии. Не так давно его поставили во главе Balenciaga, где он делает совершенно удивительные вещи, вписывая постсоветский шик в контекст ДНК французского Дома. В то же время он разрабатывает коллекции для бренда Vetements, который буквально взорвал интернет благодаря одежде с кричащими надписями, и часто – на русском языке.
В одном из показов Vetements принял участие московский дизайнер Гоша Рубчинский (он прошелся по подиуму в скандально-известной футболке «DHL»), который в 2016-м одел Запад в дедушкины свитера и олимпийки с триколором. Каноничные для каждого россиянина вещи в интерпретации Рубчинского стоят порядка 40 тысяч рублей, что, естественно, вызывает у «наших» недоумение и споры. Зато за рубежом модный привет из лихих 90-х расходится на ура, делая эстетику «пэтэушников» едва ли не главным современным трендом. В одежде с российской и советской символикой на улицах Голливуда были замечены ASAP Rocky, Рита Ора, Кристен Стюарт, Рианна, Джастин Бибер и Канье Уэст, в ноябре пригласивший Гошу для коллаборации в рамках бренда Yeezy, выход которой ожидается в наступившем году.
В то время, пока мужчины вдохновляются сравнительно недавним прошлым нашей страны, женские имена в дизайне перелистывают ее историю на несколько веков назад – в эпоху строительства красивейших российских храмов и церквей и технологического господства ручных прялок. Это влияние можно увидеть в коллекциях Ульяны Сергеенко, которая не просто популяризирует стиль «а-ля рус» при помощи флористических принтов, царских юбок и мохеровых свитеров, но также старается использовать в их производстве натуральные отечественные ткани. Наряды бренда Ulyana Sergeenko нередко выполняются, к примеру, из вологодских и елецких кружев или из павлово-посадского шелка, что говорит о поддержке дизайнером процесса импортозамещения, начатого страной в 2014 году.
К слову, в первые месяцы, можно сказать, новой холодной войны между Россией и Западом Ульяна отказалась одевать некоторых своих американских и арабских клиенток, отвечая таким способом на предпринятые санкции. Однако чуть позже она ослабила свою радикальную позицию в сторону возобновления заказов из-за рубежа, которых в дом Ulyana Sergeenko поступает не так уж и мало. Поклонниками «made in Russia» в ее исполнении являются актрисы Джессика Альба, Керри Вашингтон, Риз Уизерспун, Эмилия Кларк, Орнелла Мути и модели Дита фон Тиз, Линди Уиксон, Анна Беатрис Баррос и Тони Гарн. Также в ушедшем году Сергеенко наряду с дизайнерами Gucci, Balmain, DSquared2 и Roberto Cavalli разработала пару костюмов для Formation Tour Бейонсе, которая ранее появлялась в платьях российского бренда в своих многочисленных видеоклипах.
Примерно такой же вес в Голливуде имеет марка Yanina Couture, основанная Юлией Яниной в 1993 году. За более чем двадцатилетнюю историю платья ручной работы, которые апеллируют к образам русских балерин и героинь знакомых нам с детства сказок, полюбились завсегдатаям международных кинофестивалей, благотворительных балов и пышных мероприятий. В 2016-м на красных дорожках наряды от Яниной появлялись с завидной регулярностью: Эмма Робертс доверила ей образ для оскаровской афтепати, Кейт Хадсон – для юбилея косметического бренда La Mer, Леди Гага выступила в Yanina Couture на открытии Института онкотерапии Шона Паркера, а Гвен Стефани – на званом ужине Барака Обамы и на оскаровской афтепати.
Небольшой, но невероятно привлекательный ассортимент российского Дома моды, каждая коллекция которого отшивается десятками швей на протяжении долгого времени, заставляет знаменитостей выходить в свет в идентичных платьях. Так было, например, с белоснежным нарядом Джиджи Хадид для церемонии Fashion Los Angeles Award, которое повторно появилось на вечеринке Каннского кинофестиваля уже на модели Деборе Валдез. Там же на французской актрисе Фредерик Бель было замечено бежевое платье с маками, которое до этого светская хроника отмечала как минимум дважды.
Модными дублями своих клиенток может похвастаться и Ольга Вильшенко, у которой сегодня одеваются не только американские звезды, но и первые лица европейских государств. В своем Instagram-аккаунте (запрещенная в России экстремистская организация) дизайнер делится интересными коллажами, где кронпринцесса Норвегии Метте-Марит повторяет образ люксембургской принцессы Клэр, а актриса Линдси Лохан – монакской княгини Шарлен. За прошедший год супруга Альбера II успела зарекомендовать себя как настоящая икона стиля, что придает Vilshenko особый знак качества и в то же время двигает на новый уровень весь российский дизайн.
В отличие от коллег, Валентин Юдашкин старается сделать look каждой знаменитости неповторимым. Для этого он выпускает сразу несколько линий одежды, которые ежегодно демонстрируются в Париже и в Москве. Оттуда платья и костюмы с филигранной вышивкой и сложным декором отправляются в гардеробы к Леди Гаге, Селин Дион и Николь Шерзингер, которые демонстрируют приверженность русскому на протяжении последних месяцев. Выбор таких зарубежных артистов доказывает, что наши дизайнеры наконец вышли за пределы «Манежа» и местечковых модных недель, понемногу расчищая для себя дорогу к Гран-Пале. Нам остается лишь верить в соотечественников так, как это делает Голливуд, и признать, что мода в России все-таки существует.
Фото: Getty Images