Выход кинокартины поклонники романа ждали несколько лет: смена режиссера, вопросы финансирования и кропотливая работа над каждой деталью заставили продлить съемки с 2021 года по 2023. В январе этого года зрители, наконец, увидели «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина, где главные роли исполнили Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Аугуст Диль.
За воссоздание модной эпохи 30-х годов советской Москвы отвечали художницы по костюмам Галя Солодовникова (образы Маргариты, Воланда и его свиты) и Ульяна Полянская (образы обывателей), сочетая каждое появление персонажей на экране с интерьерами арт-директора и художника-постановщика Дениса Лищенко. Работа над костюмами длилась два года, параллельно съемкам.
«Я начала разработку образов в мае 2020 года, когда меня Михаил Локшин позвал в команду, и вместе с Денисом Лищенко мы начали разрабатывать параллельно миры. Он — мир интерьеров, фасадов, улиц, а я разрабатывала людей, их образы. С 2020 года шла работа и к производству мы приступили в марте 2021. Мне хотелось, чтобы все, что попадает в объектив камеры, работало», — рассказывает Галя.
Назад в 30-е: немое кино, иконы стиля и дизайнеры
Художница по костюмам Галя Солодовникова вдохновлялась эпохой 30-х годов: художественное и документальное кино, коллекция дизайнерских эскизов в национальной библиотеке искусства музея Виктории и Альберта в Лондоне, икона стиля Марлен Дитрих и мода Голливуда, навсегда вошедшая в историю.
«Маргарита не могла иметь доступ к такой роскоши. Мне нужно было найти ту грань, где костюм был бы оправдан в рамках Советского Союза, поэтому я также изучала, какой была советская мода. Мы пригласили также историка по костюму СССР, который подробно рассказывал о моде 30-х годов».
Маргарита — не просто супруга влиятельного мужчины, благодаря которому ей в руки попадали французские журналы мод, но и женщина с удивительным тонким вкусом, отшивающая себе на заказ наряды по последним европейским тенденциям. В Советском Союзе тогда не было ни высококачественных ателье, ни дорогих тканей, поэтому героиня ярко контрастирует с рабочей Москвой, чего и хотела добиться Галя.
Полностью ручная работа и одно винтажное платье
Большая часть работы художника по костюмам выполнена вручную: от эскизов до их реализации. «Практически все, над чем я работала, создавалось вручную: обувь, головные уборы, перчатки, рубашки, пиджаки, платья. У меня было несколько винтажных сумочек и старинных перчаток, вязаных крючком, а также одно уникальное платье 30-х годов, которое я привезла из Берлина из кинокостюмерной», — делится Галя.
По словам Гали, для нее было важно создавать все образы для своих «подопечных» с нуля, так как по профессии она модельер. Всего ее командой изготовлено около 100 образов для Маргариты, Воланда и его свиты, а также для утопического мюзикла, показа мод в Варьете и «Великого бала у Сатаны» (читайте также: 10 фильмов с самыми красивыми костюмами за всю историю кино).
Психология цвета в «Мастере и Маргарите»
Цветовое решение согласовывалось художницей по костюмам, режиссером и оператором так, чтобы каждый наряд в фильме гармонировал и с характером персонажа, и с локациями в кадре.
«Есть развитие каждого героя: какие испытания проходит его душа, как он развивается либо деградирует в течение истории. Также есть цвет, который тот или иной герой носил бы по складу своего характера, а какой бы он никогда не надел», — объясняет Галя.
И ярче всего через психологию цвета прослеживается развитие Маргариты. Ее образ в начале фильма драматичен: темно-фиолетовый сарафан, подобранная в тон шляпка и черные перчатки выделяют ее среди всей Москвы. Эмоции героини сопровождаются нарядами: винные, фиолетовые, темно-синие оттенки олицетворяют душевные муки, а нежные и светлые, как платья, в которых она танцует дома у Мастера, говорят о ее радости и умиротворении.
Еще одни герои «Мастера и Маргариты», которым присущи темные оттенки — Воланд, Азазелло, Коровьев и Гелла. В их случае цвета подчеркивают мистическую силу, которой затем начинает обладать и сама Маргарита.
Образ Маргариты в кино: женщина с безупречным вкусом
Платья, накидки, шляпки, часы, обручальное кольцо, туфли, ретро-сумки, а также перчатки как символ уважающей себя женщины — постоянные детали образа Маргариты. Практически все создавалась по эскизам Гали Солодовниковой и ее ассистентов, однако некоторые вещи обладают историей. Например, платье с открытой спиной, в котором Маргарита покинула спектакль вместе с супругом, или шляпа, в которой она отправилась на пикник с Мастером.
Тогда же она впервые примерила на себя брючный костюм. «И это тоже важный образ, чтобы показать ее характер: она эмансипированная женщина неробкого десятка. Это я подсмотрела у Марлен Дитрих — она любила носить полумужскую одежду: пиджаки с широкими плечами, свободные брюки. Мне захотелось, чтобы наша Маргарита была тоже немного дерзкой и одновременно утонченной, поэтому вся одежда на ней нежных светлых оттенков».
Под охраной: факты об украшениях Маргариты
Украшения Маргариты перекликались с ее нарядами: под бордовые и темно-фиолетовые платья — рубиновые серьги, под зеленые образы — изумрудные. То же было и с брошами: к винному пальто на шляпку крепилась красная брошь, а на зеленое платье — зеленая в форме пера.
Самое дорогое украшение, которое примерила на себя актриса Юлия Снигирь и которое весь съемочный процесс сопровождала охрана, — бриллиантовое колье, подаренное Маргарите Воландом. В нем она просыпается после «Великого бала у Сатаны» (читайте также: Самые известные украшения из кино: от бриллиантов Монро до колье из «Титаника»).
Самые красивые «голые» платья в российском кино — принадлежат Маргарите
На балу Маргарита сменяет два образа. Первый, в котором она встречает гостей вечера, — королевское полупрозрачное платье, расшитое золотым узором. «Нужно было все сначала отрисовать в векторных программах, а затем перенести на вышивальные машины. Это платье месяц было занято вышивальной машиной».
За украшения рук и ног в виде доспехов, а также корону отвечала ювелир Катя Рабей, отливая их по эскизам Гали Солодовниковой. «Этот образ венчает корона, которую мы делали на протяжении трех месяцев. Очень много работы: от 3D-модели до картонных макетов, которые потом адаптировались, корректировались и переносились на металл».
Второй образ более деликатный: прозрачное платье, черный кейп и украшение на переносице в виде полумесяца. Это еще один символ Воланда, который показывает, что теперь Маргарита — во власти Сатаны. Завершает образ колье из треугольных пластин, выполненное вручную в стиле ар-деко.
Образ Воланда в кино: костюмы, украшения и символика
Воланда Галя Солодовникова представляла законодателем мод и эталоном элегантности, поэтому он всегда появляется в кадре в безупречных костюмах. При этом герой сочетает в своих образах элементы одежды и аксессуаров самых разных эпох и народностей: например, в Театре Варьете его наряд завершает каракулевая шапка, близкая к русскому и казачьему костюму.
Еще одна важная деталь образа Воланда — украшения. За воплощение колец и декора для воротников отвечала ювелир Катя Рабей, а за разработку графики и дизайна — Александра Аронова, главный ассистент Гали Солодовниковой. Также герой появляется в винтажной броши 30-х годов в стиле ар-деко, найденной в галерее Vintage Dream (читайте также: Все лучшее сразу: самые дорогие звездные украшения, от которых замирает сердце).
Символ Воланда — звезда, она сопровождает его самого и свиту в интерьерах, украшениях, костюмах. «Перевернутая звезда как символ Сатаны, но она сделана в стиле ар-деко, и в этом же резном стиле сделана буква Воланда, его печать — W. В таких линиях выполнены также костюмы Геллы: ее корсеты, образы на балу или дома. Эта же графика покрывает весь костюм Маргариты на балу и появляется в ее короне, аксессуарах».
Показ мод: недоступные перья, стразы и мех
Кутюрные платья, украшенные серебристыми нитями, страусиными перьями и сверкающими камнями, вдохновлены искусством: от исторических и современных коллекций Chanel, Elie Saab, Zuhair Murad, Badgley Mischka, Elisabetta Franchi, Tony Ward, Georges Hobeika до немого кино, журналов мод 30-х годов и художественных работ Эрте.
«Наряды, в которых появляются манекенщицы на показе, должны были контрастировать с залом и зрителем, которые пришли на спектакль. Это ткани, которых не было в советское время, потому что их слишком долго и дорого изготавливать, поэтому они должны были стать демонической силой. Выбранная цветовая палитра — все оттенки серебра и пыльный розовый. Я заранее увидела эскизы декораций и мне нужно было сделать так, чтобы на этом фоне костюмы смотрелись очень выгодно», — рассказывает Галя.
Еще одна важная деталь показа: все платья надеты на голое тело. Они были модным вызовом, потому что в Советской России так одеваться девушкам нельзя. Поэтому каждый образ получился «шокирующим и манящим и вызывал желание как у мужчин, так и у женщин».
Образ Геллы в кино: от живой девушки до холодной «инопланетянки»
Гелла находится между двумя мирами: реальным и мистическим. За ее «живость» и жгучесть отвечают рыжие волосы, а также красные струящиеся платья. Когда она «попадает» в книгу Мастера и становится частью свиты Воланда, образ ее меняется.
Теплая и вибрирующая цветовая гамма сменяется холодными лунными оттенками, а летящие ткани превращаются в острые углы: пепельно-белые волосы, гладкая фактурная укладка в духе 30-х годов, черные и серебристые платья корсетной формы, точеные силуэты (читайте также: От Дианы до Рианны: самые скандальные платья в истории моды).
Образ Коровьева в кино: от классической клетки до костюма Арлекина
В романе у него прозвищ больше, чем у других персонажей: Фагот, Фиолетовый рыцарь, Регент, Коровьев или Клетчатый — последнее вошло в основу его классического представления. В современной экранизации «Мастера и Маргариты» Галя Солодовникова, отвечавшая также за костюмы свиты Воланда, представила героя в клетке с ног до головы, начиная от носков и заканчивая кепкой.
«Канонически есть черный клоун и белый клоун. Белого клоуна играет наш Коровьев, но он здесь, также Арлекин, поэтому типичная ему клетка становится ромбом. Одновременно на сцене есть Азазелло, который его оттеняет, наш черный клоун, и в его образе появляются оттенки фиолетового, присущие Воланду».
Образ Азазелло в кино: странник-воин и грустный клоун
Азазелло же в Варьете напоминает Пьеро — грустного клоуна: подтекший грим, высокий темный колпак. В других сценах Галя создавала ему воинственный, нечеловечески сильный внешний вид: шрам на лице, искаженная асимметричная фигура с небольшим горбом, ярко выраженные мускулы.
Символика военного обмундирования напоминает историю героя-странника, который прошел сквозь разные миры и эпохи, сквозь пространство и время. «Мы отливали тело с мышцами, которое накладывалось на актера Алексея Розина. Нам хотелось сделать образ Азазелло более брутальным, в какой-то мере нечеловеческим: у него сильно расширялись и поднимались плечи, искажался силуэт спины».
Фото: архивы пресс-служб