Модный Дом Chanel на протяжении многих десятков лет остается одним из самых продаваемых брендов в мире. И это не удивительно. Великая мадемуазель подарила миру моды стильные практичность и удобство. А еще… многочисленные легенды, которые хорошо продаются. Ведь когда ты инвестируешь в сумочку или бижутерию Chanel, ты приобретаешь не просто стильные вещи, ты покупаешь нечто легендарное. И сегодня не имеет ровным счетом никакого значения, кто является автором этих легенд: жизнь, предприимчивые пиарщики Дома или сама мадемуазель, сравниться с которой не только в элегантности, но и в искусстве самопрезентации и public relations мало кому под силу.
Чтобы оценить ее безграничный вклад в наследие моды, нужно всего лишь попробовать визуализировать картину общественной жизни до прихода в них свежих веяний мадемуазель Коко. Театр, великосветское общество, повсюду дамы в чрезмерно роскошных пестрых платьях, дополненных турнюрами, оформленных в затянутые донельзя корсеты, обильно декорированных драпировками, рюшами, гипюром и кружевом… Образ ко всему прочему дополнен шляпами с искусственными цветами, фруктами и прочей мишурой, покрытой пылью. Под стать шляпам женщины носят такие же прически, которые сложно поддерживать, и вперемешку с прочими запахами благоухают цветочными парфюмами, которая сама Шанель, острая на язычок, называла «клумбами». И вдруг на фоне всего этого буйства красок и запахов появляется хрупкая фигура в строгом маленьком черном платье, в туфлях-лодочках и с короткой стрижкой. Олицетворяющая непревзойденную элегантность и абсолютный вкус.
Маленькое черное платье
Впервые в истории моды Коко Шанель представила маленькое черное платье как универсальную вещь для любого случая. Белые строгие воротники и манжеты делали его идеально подходящим для дневного времени суток, а множество украшений или, например, роскошное колье – нарядным, вечерним. Сегодня для нас столь практичный и многофункциональный подход к гардеробу является нормой. Но тогда, до великой Коко, никто и представить себе не мог, что черный – это не только траурный цвет. Пытаясь оправдать свое непонимание, люди придумывали легенды: якобы Шанель носит траур по своему возлюбленному Артуру Кейпелу.
Изменилось ли что-то с тех времен? Пожалуй, не особо. Идеи Шанель и сегодня актуальны как никогда. Разве что маленькое черное платье эволюционировало до маленького синего, серого, красного, бежевого…кому что больше подходит, да и маленькое на деле может оказаться отнюдь не таким уж аккуратным и невзрачным. Однако главная идея – лаконичность кроя и базовый цвет – осталась неизменно притягательной.
Мужской гардероб
Однажды Коко Шанель решила, что не мужчины будут выбирать ее, а она мужчин. Лучших мужчин, стоит отметить, которых осчастливит ее выбор. Слово Шанель сдержала и даже больше (кстати, ее выражение). Мужчины не только любили мадемуазель, но и вдохновляли ее на новые стильные открытия. А она не стеснялась совать свой любопытный нос в мужской гардероб и брать оттуда всё, что ей понравится. Так, на конной прогулке Коко появляется в брюках.
Со временем брюки стали неотъемлемой частью женского гардероба, но ввела моду на этот изначально мужской предмет именно Шанель. Ей мы обязаны также появлению в женском гардеробе легендарной тельняшки, легких жакетов и курточек, джемперов, а также трикотажа и джерси, рубашек и блузок без рукавов, которые так удобно носить под жакетом. При этом Коко никогда не считали законодательницей спортивной моды. Однако приемы, которые использует остроактуальный сегодня спорт-шик, первой предложила именно она. Надеть на трикотажный свитер жемчужные нити в несколько рядов – это, по-вашему, что? Спортивно? – да! Шикарно? – еще как!
Легендарная бижутерия
«Жемчуг всегда прав», – говорила Коко Шанель, вводя в моду не только натуральный жемчуг, но и искусственный. А еще предложила миксовать ювелирные украшения с бижутерией. Еще один прием спорт-шика, кстати. Общеизвестный факт: один из ее любовников герцог Вестминстерский подарил ей, кроме всего прочего, восемь метров отменного жемчуга. Однако роскошные нити Шанель надевала редко. Она заказала точную копию искусственных и так вошла во вкус, что впоследствии стала продавать стильную бижутерию, пригодную для всех случаев жизни. Она вообще не понимала, зачем нужны бриллианты, сапфиры и изумруды размером с кулак, если ты не можешь носить это каждый день, просто так.
Твидовый костюм
Это ещё одно стильное открытие в период знаменитого романа с герцогом Вестминстерским. Когда Коко гостила у него в Шотландии, ей так понравилась форменная одежда слуг, что вдохновила ее на создание легендарных жакетов. А еще Шанель влюбилась с первого взгляда в твид, прекрасно державший форму, но при этом не терявший своих мягких качеств, и в береты слуг, без козырька, надвинутые на глаза, с большой брошью надо лбом. Вообще, нужно отдать должное предприимчивости Шанель. Всё, что попадалось ей на глаза, она умела превратить в легенду. К примеру, знаменитая цепочка по краям твидового жакета, по ее собственному признанию, – наследие формы кавалеристов из Мулена. В своих моделях она часто использовала вышивку, галуны и тесьму, на них похожую, сделав такие детали своей визитной карточкой.
Туфли-лодочки на низком каблуке
Коко Шанель была уверена в том, что нет ничего более неудобного, чем каблук под пяткой. И предложила принципиально другую обувь. С тех пор стильные двухцветные лодочки – неизменная классика женского гардероба. А модный Дом Chanel из сезона в сезон демонстрирует всё новые и новые интерпретации элегантной обуви на низком ходу, будь то жокейские сапоги или даже мужские лоферы.
Шляпы в стиле унисекс
Признаться, карьера портнихи Шанель началось именно со шляп. Это она предложила альтернативу большим пыльным сооружениям на женских головках в виде шляпок с элегантными полями и одним задорно подрагивающим пером. Кстати, именно благодаря удачной шляпе вы легко сможете отличить в толпе стилиста. Особенно начинающие в этой профессии чаще всего отдают предпочтение данному аксессуару. И мы их прекрасно понимаем. Ведь, пожалуй, это самый простой способ при тривиальности комплекта выглядеть стильно. Что же касается самой мадемуазель, то она носила шляпу, даже находясь дома. Объясняла это простым и удобным вариантом быстро избавиться от незваных гостей. Как только кто-то приходил, Шанель тут же искала свои перчатки и сумочку. Намек понимали все без исключения. Интересно, что это? Очередная легенда или элегантность до мозга костей?..
Сумочка 2.55
По признанию самой Коко, она вечно теряла сумочки, которые ей приходилось носить в руках. Эту проблему Коко решила со свойственной ей простотой и гениальностью, пристегнув к стеганой сумочке цепочку. Сумка оказалась на все времена. Небольшие размеры и прямоугольная форма подходит для разных ансамблей и днем, и вечером. А crossbody не только освобождает руки, но и придает стройность и динамику образу в целом.
Шанель № 5
Удивительно, но от этого аромата не устают. Поклонники нишевой парфюмерии преданы этому парфюму безгранично. Но, конечно, лично Шанель этот аромат не создавала. Она выбрала его из двадцати других, произведенных для нее французским парфюмером Эрнестом Бо по ее заказу. А просила мадемуазель нечто принципиально отличное от приторных удушливых духов. Шанель была уверена: женщина не должна пахнуть цветочной оранжереей. Выбор оказался успешным, а парфюм – легендарным. Кстати, познакомил мадемуазель с Эрнестом Бо великий князь Дмитрий Павлович. Но стоит ли вспоминать об этом. Ведь мужчин было много, а Шанель – одна.
Об авторе:
тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, www.mareevastyle.ru. Успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. 8 лет посвящала себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев. Постоянный лектор образовательной программы «Сити Класс».
Личный сайтФото: Getty Images