Мария Грация Кьюри; Джон Гальяно; Демна Гвасалия
Алессандро Микеле был креативным директором Gucci 20 лет, Карл Лагерфельд ценился настолько высоко, что Chanel предложили ему пожизненный контракт, а Оливье Рустен занимает свое кресло в Balmain уже 14 лет и, кажется, не собирается его оставлять. Подобных примеров долгоиграющих сотрудничеств в моде много, однако в последнее время они становятся скорее исключением, чем правилом. А правило таково: креативных директоров нанимают в крупные бренды, они занимают свой кабинет несколько сезонов, а после уходят — иногда с солидными отступными, а иногда практически ни с чем.
За примерами далеко ходить не надо — из недавних новостей, Дом Gucci покинул Сабато де Сарно, не успевший отработать даже двухлетний контракт (а такой срок является минимальным на модном рынке). Мэттью Уильямс продержался чуть дольше, но все равно немного, покинув Givenchy спустя три года, а Людовик де Сен-Сернен вовсе ушел из Ann Demeulemeester спустя один сезон. Это далеко не все случаи, когда бренды разочаровывались в дизайнерах (и наоборот) и обе стороны разрывали свой союз. Но почему так происходит и кого нужно «пожалеть» — модные Дома или самих дизайнеров?
Сабато де Сарно, 2024 год
Первая причина — финансовая. На дворе далеко не десятые годы, когда покупательская способность была высокой, а крокодиловые Kelly и шубы Fendi разлетались со скоростью света. Кризис стоимости жизни и общемировые проблемы привели к тому, что костяк покупателей, способных потратить на шопинг годовой бюджет небольшой страны, стал куда меньше. Но ни Арно, ни Пино, ни владельцы других модных конгломератов не хотят терять в прибыли, а потому жаждут найти креативного директора, который поможет им вернуть былые цифры. Так было с Сабато де Сарно — после успешного сотрудничества с Микеле Gucci задрали для Сабато еще более высокую финансовую планку. Почему они решили, что именно он поможет им достичь колоссальной прибыли — непонятно, но надежд он не оправдал, понизив доходы бренда на 23%.
Вторая причина — хладнокровное отношение к кадрам. Современным креативным директорам не приходится даже думать о том, что бренды войдут в их положение, дадут время на «прийти в себя» — в общем, на все эти составляющие комфортного рабочего процесса. Нужно постоянно соревноваться с другими брендами за внимание людей в социальных сетях, придумывать способы привлечения новых покупателей и, конечно, создавать коллекции — причем, сразу успешные, ведь у больших боссов нет времени на раскачку, прибыль нужна здесь и сейчас. Так что закономерным является вопрос — может, проблема не в креативных директорах и их плохом дизайне, а в том, что у них просто нет времени раскрыть потенциал?
Третья причина — большие надежды, огромные разочарования. Бренд может нанять креативного директора с очень успешным бэкграундом, который, на первый взгляд, кажется удачной кандидатурой. Но на поверку выясняется, что дизайнер — хороший подмастерье, ударный труженик тыла, но креативным директором (то есть, делать все и сразу, и делать это превосходно) ему не быть. Пример — тот же Сабато де Сарно, до Gucci бывший скорее исполнителем, чем организатором.
Эти и другие обстоятельства привели к тому, что в моде началась своего рода игра в «музыкальные стулья», когда места креативных директоров быстро освобождаются, а дизайнеры только успевай их занимать. Правда, некоторые громкие назначения уже объявлены:
Сара Бертон перешла в Givenchy и показала первую коллекцию. По мнению критиков — содержащую много отсылок к творениям других дизайнеров, но это только начало.
Хайдер Акерманн в Tom Ford — та же история. Креативный директор Дома только вошел в сезон и показал коллекцию с множеством отсылок. Но Том Форд, сидящий на первом ряду показа, кажется, был доволен результатом.
Матье Блази перешел в Chanel в 2024 году, однако свою первую коллекцию он покажет только в октябре. Но мы готовы ждать, ведь время на поиск своего почерка в бренде — дело не быстрое (а у Chanel есть ресурсы, чтобы предоставить его Блази).
И самое яркое из последнего — Демна Гвасалия, перешедший в Gucci после 10-летнего сотрудничества с Balenciaga. Как и ожидалось, этот тандем вызвал споры в сообществе — одни считают, что Gucci не хватает такого яркого творца, умеющего делать виральные вещи, как Демна. Другие уверены, что спортивный стиль, раздутые формы и постоянная игра на нервах публики — не совсем то, что нужно Дому по типу Gucci. Сколько продлится их союз и будут ли Kering довольны своим креативным директором — узнаем позже, но не забываем о том, что «for something to be beautiful it doesn’t have to be pretty».
По правилам «музыкальных стульев» никуда без игроков, пока остающихся на галерке. Сейчас без назначения Джон Гальяно, ушедший из Maison Margiela и намекнувший на возрождения своего бренда. Сабато де Сарно, недавно покинувший Gucci, Ким Джонс, оставивший пост директора мужской линейки Dior, Эди Слиман, ушедший из Celine и Пьерпаоло Пиччоли, покинувший Valentino. Свободных мест для дизайнеров пока не так много: своего креативного директора ждут Fendi, Proenza Schouler, Carven, Dior Homme и Balenciaga, но все может поменяться в любой момент. Например, Мария Грация Кьюри якобы готовится уйти из Christian Dior, и тогда в мире моды освободится еще одно, пожалуй, самое желанное место из перечисленных. А Шон МакГирр якобы не впечатлил покупателей своей версией Alexander McQueen, что тоже может открыть не менее яркую модную позицию. Но все это пока на уровне слухов — так что следим за продолжением сериала.
Фото: Getty Images, Legion Media