Соня Рикель по происхождению русская еврейка
В 90-х, когда известный на весь мир модельер Соня Рикель внезапно занялась благотворительностью, и большую часть средств от продажи своих изобретений стала жертвовать на помощь еврейским детям, пострадавшим от интифады, фешн-мир, а заодно и пресса заговорили о происхождении дизайнера. Как выяснилось, в Сониных венах текла русская, румынская и еврейская кровь. После революции ее родители эмигрировали из Мелитополя в Париж. И в Париже 25 мая 1930 года в русско-еврейской семье появилась на свет Соня Рикель – будущая мировая знаменитость, буквально перевернувшая с ног на голову мир моды. Вернее, Соня Флис, Рикель – фамилия мужа дизайнера.
Ввела в моду тонкий трикотаж и обтягивающие свитера
В одном из многочисленных интервью Соня рассказала журналисту, что в детстве, будь её воля, она бы годами не вылезала из любимого свитера, который связала её мама, однако сама же создательница идеального пуловера и покончила с ним, когда он износился до дыр. Тогда будущая звезда мировой моды попросила у матери связать для неё новый свитер и желательно чёрный, но та лишь отмахнулась от неё, чёрный традиционно символизировал траур, и девочке-подростку носить его было совершенно ни к чему. О воплощении своей мечты в реальность Соня впервые задумалась в начале 60-х, тогда она, уже супруга владельца модного бутика и сама будущая мать, мечтала о свитере, в котором ей было бы комфортно. Любящий муж, кажется, сбился с ног – Сэм Рикель, не найдя ничего хоть сколько-нибудь подходящего, даже заказал изделие из тончайшей шерсти в Италии, но и этот жест был воспринят Соней без восторга.
Мадам Рикель решила взяться за дело сама – итальянским мастерам, создавшим для неё «неподходящий» свитер, Соня выслала собственные эскизы. Как известно, чем бы дитя не тешилось… И вот уже глубоко беременная Соня дефилирует по улочкам Парижа в неприлично обтягивающих платьях и куцых свитерках собственного изобретения, чем приводит в абсолютный ужас мужа и в такой же абсолютный восторг всех встречающихся на её пути женщин.
«Никогда не смогу простить... Я вообще никогда и ничего не прощаю. Особенно человеческую глупость, особенно когда люди просто ленятся подумать»
Собственно, с того самого злосчастного свитера, привезённого из Италии, и началась творческая карьера Сони Рикель. Поняв, что «идеальные вещи» могут пользоваться спросом и у других представительниц прекрасного пола, Соня создала свою первую коллекцию, которую разместила в магазинчике своего мужа. Буквально через несколько дней витрины были пусты. К тому же одну из вещиц случайно заметили стилисты популярного французского журнала и поспешили приобрести её для героини обложки. С момента выхода знакового номера в бутик рекой потекли клиенты, среди которых были Бриджит Бардо, Катрин Денёв и многие-многие другие звёздные героини своего времени.
За каждой маленькой победой - большая трагедия
Несмотря на успех, который ещё только ждал Соню, её повседневная жизнь была наполнена болью. После рождения дочери Соня попыталась забеременеть ещё раз, но вместо желанного ребёнка случилось пять выкидышей подряд, затем, наконец, радостное известие – очередная беременность и на этот раз, с благим исходом, если бы не… В результате врачебной ошибки младший сын Рикель появился на свет слепым. Младшая сестра Сони написала об этом периоде: «Чтобы забыть о своем горе, она начинает работать как одержимая. И вначале создает одежду, которую легко надевать на ощупь, что-то вроде алфавита Брайля. Отсюда же, надо полагать, и ее необычное пристрастие к черному цвету».
Меня заставляет смеяться лицо моего сына, возвращающегося домой.
«Счастье – это взаимопонимание между мужчиной и женщиной»
После первых успехов в мире моды, Соня развелась с мужем и открыла собственное производство. Первый бутик Сони Рикель открылся в памятном 1968 году в, пожалуй, самом свободном и богемном квартале Парижа – Сен-Жермен-де-Пре, впитав в себя дух перемен и нонконформизма. На тот момент она входила в весьма немногочисленную группу модельеров, стоявших у истоков прет-а-порте, то есть, готовой одежды серийного производства для массового покупателя. Соня многие годы мало заботилась о том, чтобы создать что-то, что войдёт в историю, главной целью дизайнера было – одеть каждую женщину красиво.
Реабилитировала чёрный цвет
За пристрастие к черному Соню сравнивают с Шанель, кто-то из журналистов даже прозвал ее «Коко Рикель». Но даже несмотря на то, что Шанель питала к чёрному страсть, среди модниц он так и не прижился. К чёрному цвету в мире высокой моды, да и среди простых смертных относились с недоверием, он символизировал одно – траур. Но Соня Рикель считала иначе. Во-первых, чёрный до самой смерти оставался у неё одним из любимейших цветов, а во вторых чернота – вот что всегда видел её младший сын. Так что тёмные оттенки, это своего рода дань долгожданному ребёнку.
Швы наизнанку и принты
Уже в 1967-м ее объявили королевой трикотажа (queen of knits). Но стоило ли останавливаться на достигнутом? Невероятно сексуальные облегающие свитера были только началом. Через некоторое время Соня, в очередной раз решив поэкспериментировать, начала расцвечивать свои знаменитые свитера яркими надписями и наклейками. Да-да, идея принтов на трикотаже в их первозданном виде тоже принадлежит именно ей. Она же подарила женщинам пиджаки в узкую полоску, которая до того украшала мужские жилеты.
Она предъявила необработанный — «недоподшитый» — подол. А еще — вещи, как бы вывернутые наизнанку: «Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже, — она красивее. Швы, повторяющие форму тела, — это как своды храма…».
Она же ввела обычай давать коллекциям названия — в основном поэтические: «Вечерние грезы», «Алый поцелуй».
Соня Рикель — законодатель моды нового поколения
Сама Соня признавалась: «Я хочу разрушить каноны, уничтожить диктаты, хочу дать моде выплеснуться через край. Дать ей развернуться, раскрыться, создать образ жизни подходящий такой женщине, как я. Женщине с детьми. Женщине, которая любит встречаться с мужчинами, любит обедать, ужинать, ходить в театр. Это женщина-оркестр, она живет своей женской жизнью и одновременно жизнью трудяги-рабочего». Журналистам Соня с упоением рассказывала, что всегда считала себя в мире моды дилетантом, даже не мечтая стать на один уровень с такими гигантами, как, скажем, Коко Шанель. Но судьба распорядилась иначе: после смерти Коко и приостановки работы модного дома Баленсиага (с формулировкой, что Высокая мода отныне мертва) Соня оказалась на пике популярности.
Мня себя непрофессионалам, она могла себе позволить нарушать любые правила и каноны, руководствуясь единственным правилом: дать возможность женщине почувствовать себя свободной и красивой. И Рикель это удавалось из раза в раз. Именно она ввела в обиход термин «антимода», определив его, как «создание моды в соответствии со своей фигурой, по своей надобности, а не по прихоти кутюрье».
«Мода – это состояние души, нечто наполняющее вас, мешающее вам жить и дарующее вам счастье»
Она, не задумываясь, создавала наряды-трансформеры. Объемные многофункциональные вещи вроде «одежды-одеяла» могли пригодиться и в путешествии, и в чрезвычайных обстоятельствах. В свободное манто из букле можно было закутаться с головой, длинная накидка из джерси защищала свою обладательницу, как от холода, так и от чужих взглядов.
Последние годы
Долгие годы никто, кроме ближайшего окружения не догадывался о том, что Соня тяжело больна – у дизайнера прогрессировала болезнь Паркинсона. От дел Рикель отошла только в 2007-м. Руководство модным домом взяла на себя Натали, дочь Сони, линию аксессуаров – сестра, управление – зять, представление марки на американском континенте – внучка.
В 2009-м году новая коллекция была создана уже другими дизайнерами, правда - не менее именитыми. Карл Лагерфельд, Альбер Эльбаз, Йоджи Ямамото представили свое прочтение стиля Рикель.
Ей принадлежало несколько сотен магазинов во всех уголках мира, среди ее приятельниц — Анук Эме, Фанни Ардан, Изабель Аджани, Жанна Моро. Соня — кавалер ордена «Почетного легиона», кавалер ордена Литературы и Искусства. Более того, на протяжении двадцати лет Соня Рикель была вице-президентом парижской Палаты моды. А еще Соня Рикель была страстной поклонницей сладкого. И поэтому превыше всех регалий гордится титулом Почетного члена «Клуба любителей шоколада» — чёрного, разумеется.
«Остаться один на один с шоколадом после обеда - просто прекрасно. Это особый ритуал, церемония, счастье!»
Соню, встретив однажды, невозможно было забыть: она эпатировала публику, учила ходить манекенщиц «стервозной» походкой и никогда не уставала повторять на идеальном русском языке, что она – из России. До последних дней Соня носила свой любимый чёрный, и будто бы находилась где-то вне времени, вне общепринятых правил моды, сама по себе, уникальная и неповторимая.
25 августа 2016 года Соня ушла из жизни. После ее смерти китайский инвестиционный фонд Fung Brands, владевший до этого 80% акций Sonia Rykiel (в 2012 году их продала дочь Сони — Натали), выкупил оставшиеся 20%. За последующие семь лет новые владельцы вложили в модный дом более 200 миллионов долларов, но даже такие крупные инвестиции не сумели реанимировать бренд — убытки и долги росли с огромной скоростью, а продажи продолжали падать. 25 июля 2019 года коммерческий суд Парижа принял решение о ликвидации бренда; шесть парижских бутиков будут закрыты, а 133 сотрудника уволены. Главное детище Рикель не смогло существовать без своей создательницы и пережило рыжеволосую «королеву трикотажа» всего лишь на неполных три года.
Источник фото: Getty Images