Когда речь заходит о женских сумочках, кажется, девушки делятся на два противоположных лагеря. Одни предпочитают иметь одну большую практичную сумку, в которую вполне уместится «вся жизнь», и расставание с ней по причине полного и бесповоротного изнашивания равноценно концу света. Вторые же уверены, что сумок много не бывает, и собирают целые коллекции на любой случай жизни. И среди прочих моделей в их «сумочном» гардеробе обязательно можно встретить клатч (англ.clutch – схватить) – изначально небольшую сумочку без ручек, либо предполагающую съемный ремень, созданную для ношения ее в руке.
Скорее всего, представительницы первого лагеря будут негодовать по поводу непрактичности этого аксессуара — ведь туда едва ли поместится набор из губной помады, мобильного телефона и кредитной карты, да и необходимость не выпускать сумочку из рук весь вечер преимуществом клатча не назовешь. Но все не так просто, и клатч давно перестал быть просто изящным вечерним атрибутом, а мы все чаще встречаем на подиумах «повседневные» разновидности клатчей, более вместительные и универсальные. Предлагаем вспомнить, как была рождена идея создания такого, казалось бы, неудобного аксессуара, и почему, несмотря на все его недостатки, клатч набирает все большую популярность.
История в 700 лет
Изначально все сумки и кошельки являются предшественниками карманов, а клатчи, очевидно, представляют собой самое раннее решение проблемы переноса мелких ценных вещей. О существовании «древних» клатчей мы знаем, в основном, из изображений на картинах и гобеленах, так как изготавливались они из очень непрочных материалов. Но один экземпляр все же сохранился и при этом практически идеально. Сумка, возраст которой предположительно – более 700 лет, была найдена в городе Мосул на севере Ирака, и сейчас ее можно увидеть в Лондоне в Галерее института Курто. При этом латунный шедевр, инкрустированный золотом и серебром, имеет необычайно современный дизайн и является доказательством того, что подобные аксессуары еще в древности были символом богатства и статуса.
«Смехотворный» ридикюль, или за что мы благодарны ампиру
Однако между 700-летним клатчем и началом истории современных моделей прошло много времени. В средневековой Европе женщины носили маленькие кошельки, прикрепленные к поясу с помощью крючка, которые являлись самостоятельным украшением. Долгое время крошечные сумочки, чем-то похожие на клатчи, носили только члены королевской семьи и придворные женщины по всему миру, что опять же говорило скорее не о чувстве стиля их хозяина, а о его происхождении.
В повседневной жизни XVIII века необходимости в кошельках или сумках не было вовсе. Женская одежда, как правило, состояла из такого количества ткани, что было легко внедрить один или два кармана в ее наряд, где можно было спокойно хранить свои ценности. А если девушка и брала с собой кошелек, то надежно прятала его под платьем или накидкой по соображениям безопасности. Изменилась ситуация только с приходом в конце XVIII века ампирной моды, когда линия талии сместилась под грудь, а женские платья стали элегантнее, аккуратнее и более облегающими. Карманы уже сложно было замаскировывать в складках юбок, и именно тогда появляется предшественник клатча – ридикюль. Изначально их называли иначе – «ретикюль» (лат. «сетка», «плетеная сумка»), но вскоре оригинальное изделие получило шуточное прозвище «ридикюль» (фр. «смехотворный»). Эта модель представляла собой небольшую сумочку, как правило, украшенную вышивкой, на длинном шелковом шнурке или цепочке, которая надевалась на руку. И хотя назначение у ридикюля было аналогичным функционалу современного вечернего клатча, внешне от него он все еще отличался.
«Тара» для ручной клади, и женская эмансипация XIX века
Лишь в конце 1800-х годов, в начале промышленной революции, начали свою историю клатчи, которые мы знаем сегодня. Связано это в первую очередь с участившимися деловыми поездками и путешествиями и, как следствие, с потребностью женщин в более удобной, но все еще симпатичной «таре» для ручной клади. Сумки становятся более повседневными и удобными в использовании. А с середины XIX века, когда развиваются феминистские движения, женщины вовсе ставят крест на милых крошечных сумочках, отдавая предпочтение более вместительным и практичным. Сумки теперь должны были соответствовать их ролям в обществе, что привело к появлению огромного разнообразия моделей для разных целей: для работы, покупок, путешествий, косметики.
«Бурные 1920-е», и что такое «минодьер»
Женская эмансипация XIX века долгое время диктовала свои «стильные» правила, и лишь мода 1920-х годов с легкими нарядами из струящихся, почти прозрачных тканей потребовала возвращения изящных клатчей. Аксессуары эпохи «бурных двадцатых» были обязаны деликатно дополнять невесомые короткие платья девушек во время безудержных танцев и ни в коем случае не отвлекать внимания от линий тела и наряда ее обладательницы. Минимальный размер, отсутствие лишней фурнитуры, лишь аккуратные украшения (желательно с драгоценными камнями) – вот идеальный образ сумочки того времени. Более того, теперь вместо одного универсального вечернего атрибута женщины хотели иметь отдельный клатч к каждому коктейльному платью. Такие дизайнеры, как Van Cleef & Arpels и Tiffany & Co быстро смекнули, сколько можно заработать на производстве вечерних сумочек, ставших для женщин своего рода ювелирными украшениями, и наладили производство изысканных, инкрустированных камнями клатчей (читайте также: Фермуар: непростая история простой застежки на сумке).
Тогда же, в 1930-х годах, появляется аксессуар с причудливым названием «минодьер» (фр. minaudière – жеманный, манерный, кокетливый), который представлял собой металлическую изящную «коробочку», предназначенную для хранения всего нескольких «женских» предметов, таких как помада, пудреница и наличные деньи. Его создание приписывают французской ювелирной компании Van Cleef & Arpels, а именно – Чарльзу Арпелсу. На одном светском мероприятии он стал свидетелем того, как Флоренс Гулд, жена американского магната Фрэнка Джея Гулда, для хранения губной помады и зажигалки использовала металлический портсигар Lucky Strike. Так родилась идея создания легендарного аксессуара. Кроме эстетической ценности новые сумочки были невероятно удобными: с внутренней стороны крышка была полностью зеркальной, а для каждого «женского» предмета было отведено строго определенное место. Вскоре компании Tiffany & Co и Cartier подхватили успешную идею и начали создавать похожие модели.
Влияние Второй мировой войны, и как возникла бамбуковая ручка
Таким образом, в начале XX века клатч снова вернулся к отправной точке своего предназначения, подчеркивая успех и богатство его обладателя. Но длился этот период недолго, а именно до начала Второй мировой войны. Очевидно, что женщин теперь мало волновал подбор шикарного аксессуара, подходящего к очередному не менее роскошному платью. Необходимость ограничивалась лишь поиском практичной и вместительной модели, хотя нужно отметить, совсем отказаться от клатчей модницы так и не смогли (читайте также: Держи за ручку: любимые сумки принцесс и королев снова в тренде).
Вместе со всей остальной одеждой эта разновидность сумок также менялась в сторону практичности: женщины были вынуждены выходить на работу и иметь при себе всегда все самое необходимое и поэтому нуждались в более вместительных моделях. Поскольку такие материалы, как металл и кожа, были в дефиците, это привело к поиску необычных и интересных альтернатив. Сумки изготавливали из дерева, пластика, кожи буйвола или козы, а также змеиной или крокодиловой. Самыми популярными цветами были черный, коричневый и серый. Дизайнеры даже начали импровизировать с необычными материалами. Например, в 1940-х годах Гуччи придумал, как сгибать бамбук в виде ручки для сумки, чтобы не расходовать металл, необходимый для военных целей. Женщины часто собственноручно изготавливали маленькие сумочки из кусочков ткани или даже вязали их крючком. Также было очень удобно иметь клатч со съемным ремешком, чтобы в нужный момент надеть сумку на плечо.
Роскошные 1950-1970-е: появление «Королевы клатчей»
С окончанием войны международная торговля способствовала распространению новых роскошных материалов, таких как перламутр, а кожа и металл снова стали доступными. И хотя популяризованный Кристианом Диором пышный силуэт New Look позволял вернуться к спрятанным в юбках карманам, дизайнер предпочел сделать именно клатч неотъемлемой частью самого женственного стиля в истории. Голливудские звезды появлялись на экране и ковровых дорожках исключительно с вечерними клатчами из атласа или бисера. В 60-70-х годах сумочки активно украшаются стразами, изготавливаются из металла, олицетворяя собой глэм-рок и диско стили.
В 1963 году «королева клатчей» Джудит Лейбер создает свой одноименный бренд и, объединив футуристический и ретро стили, выпускает легендарные вечерние сумочки, инкрустированные кристаллами Swarovski. Свои ослепительные шедевры Джудит создавала в первую очередь для появления таких первых леди, как Мейми Эйзенхауэр, Нэнси Рейган и Барбара Буш, на инаугурационных балах. Сегодня же ее сверкающие сумочки часто можно встретить в руках Леди Гаги, Кэти Перри, Хайди Клум, Дженифер Лопес, Натали Портман и Сары Джессики Паркер.
Джудит постоянно экспериментировала с новыми материалами и формами, предлагая модницам необычные модели в виде верблюда, крошечной виолончели или попугая. Не удивительно, что в самом стильном сериале в истории «Секс в большом городе» желанные всеми сумочки Judith Leiber появлялись неоднократно: в одной из серий мистер Биг подарил Керри клатч в виде лебедя, а в одноименном фильме фигурировало изделие в виде капкейка. Интересна и сама история создания сверкающих «коробочек»: когда-то Джудит, проявив смекалку, решила замаскировать потемневшие и окислившиеся места на одной из металлических сумочек стразами. А теперь блестящие кристаллы – фирменный знак ее успешного бренда, наследие которого по сей день продолжает Жанна Матесон. Сегодня цена на изделия бренда достигает 5000 долларов США!
Произведения искусства XXI века: от готических клатчей Alexander McQueen до аутентичных аксессуаров SERPUI
Начиная с конца XX века, когда женщины стремительно ворвались в корпоративный мир, изящные миниатюрные сумочки вновь уступили место изделиям более крупных размеров, часто украшенных броскими логотипами, демонстрирующими успех его обладательницы. Да, и нужно же было куда-то помещать крупногабаритные мобильные телефоны того времени! И только в первом десятилетии XXI века дизайнер и революционер моды Александр Маккуин вернул клатчи обратно в индустрию моды (читайте также: «Несносный британец»: 10 малоизвестных фактов об Александре Маккуине). Еще в более сложных и авангардных версиях маленькие ручные сумки становятся неотъемлемой частью общественных мероприятий.
После этого стали появляться все новые дизайнеры, специализирующиеся исключительно на производстве клатчей, воплощая в жизнь самые креативные идеи и создавая настоящие произведения искусства. Так, в 2010 году появляются одни из самых узнаваемых на данный момент клатчей – вдохновленные 1950-ми и 1960-ми годами акриловые «коробочки» ручной работы Edie Parker. А когда основательница бренда Бретт Хейман украсила аксессуар сначала своей именной гравировкой, а потом именами своих известных подруг Джованны Баттальи и Анны Делло Руссо, об этих перламутровых «малышках» мечтала буквально каждая модница, даже несмотря на их «кусачую» стоимость порядка 1000 долларов США.
Не менее эффектны и «неземные» клатчи из раковин Nathalie Trad. Идея подобного дизайна пришла Натали во время работы над набросками аксессуаров на заднем дворе цветочного магазина своей матери. Трад заметила вазу, сделанную из перламутровых раковин, после чего, уточнив необходимую информацию у производителя вазы, дизайнер отправилась на Филиппины, прихватив свои эскизы, чтобы создать образцы для своей первой коллекции. Также Натали продолжает экспериментировать с такими материалами, как металл и дерево, вдохновляясь архитектурой, геометрией и стилевым течением ар-деко. «Я стремлюсь, чтобы мои изделия, подобно ювелирным драгоценностям, передавались из поколения в поколение, как семейная реликвия».
Огромную популярность получили стильные минималистичные творения Ли Сэвидж, выполненные преимуществом из металла с золотым и серебряным напылением. А бразильский дизайнер и основатель бренда Serpui Серпи Мари, используя в качестве основного материала солому южноамериканской пальмы и комбинируя ее с такими необычными материалами, как камень, дерево, кожа ската и змеи, создает невероятно аутентичные изделия, отсылающие к ее колоритной родине.
Современные клатчи (и как их носить)
Безусловно, миниатюрные вечерние клатчи, скорее, подойдут для вечеринки или даже похода в кафе, если вы не будете пытаться втиснуть туда полный набор косметики и массажную щетку для волос. Кроме того, у подобных сумочек есть большое преимущество – вы можете носить их абсолютно по-разному, в зависимости от преследуемой цели. Принцесса Диана, например, находчиво прикрывала маленькими атласными клатчами декольте и называла их «сумочками для ложбинки на женской груди». А Кейт Миддлтон, которая предпочитает держать аксессуар двумя руками на уровне живота, как многие полагают, избегает рукопожатий. Нужно отметить, что практически все королевские особы отдают предпочтение миниатюрным элегантным клатчам, ведь, выходя в свет, нет никакой необходимости набивать сумку. Так, герцогиня Кембриджская в биографической книге призналась, что с собой ей необходимо иметь лишь четыре вещи: складное зеркальце, носовой платок, бальзам для губ и косметические салфетки. А Елизавета II добавит к этому набору лишь мятные конфетки и очки для чтения (читайте также: Секреты дамской сумочки Елизаветы II: что Королева всегда носит с собой).
Говоря про современную моду, ни в одном из исторических периодов не было такого разнообразия моделей клатчей, разных размеров, форм и цвета, как сегодня. И сторонники практичности в гардеробе могут вздохнуть с облегчением, ведь в последних коллекциях Maison Margiela, Dries Van Noten, Stella McCartney, Jil Sander, Victoria Beckham и многих других дизайнеров встречаются невероятно вместительные экземпляры.
А до безумия популярные мягкие клатчи Bottega Veneta в форме «пирожка» или «пельмешка» были раскуплены моментально и заполонили Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) всех модниц. Сочетая такие модели с джинсами и футболкой или же офисным стилем, вы не прогадаете – этот аксессуар сразу поднимет любой образ на вершину стиля. Но и будьте готовы, что даже с самым «повседневным» клатчем в руке вы окажетесь в центре внимания.
Фото: Getty Images