Рассвет коллаборации марок fast-fashion с дизайнерами и знаменитостями пришелся на нулевые годы, и японские минималисты Uniqlo подошли к делу серьезнее всех. В 2007 году они запустили специальный проект по привлечению талантливых контрибьютеров – Uniqlo Designer Invitation Project. В его рамках капсульные коллекции для марки делали Phillip Lim, Charlotte Ronson, Opening Ceremony и другие менее известные бренды. Эти вещи в целом мало чем отличались от моделей из основной линейки – сдержанные цвета, аскетичная отделка, кое-где клетка и неяркий принт. Всегда получалась базовая одежда, которую легко комбинировать. Собственно, в этом вся суть «тандемов» с участием Uniqlo – какими бы яркими не были контрибьютеры, они практически никогда существенно не влияют на ДНК японского fashion-гиганта.
Легко в него сумела вписаться, например, бельгийка Джил Cандер. Коллаборация с ней стартовала в 2009 году. Коллекция называлась +J, так как правами на бренд Jil Sander сама дизайнер в то время уже не владела. Вещи, опять же, получились минималистичными, но на этот раз бросалась в глаза филигранная работа с силуэтом, чуть увеличенная линия плеч у жакетов и асимметричный подол у платьев. Сотрудничество оказалось таким удачным, что продлилось до 2011 года. А в 2014 и в 2015 вышли две «ностальгические» капсульные коллекции “Best Of +J”, состоящие из самых популярных моделей Джил для Uniqlo.
В похожем ключе выдержана и стартовавшая в 2015 году коллаборация с французом Кристофом Лемером, бывшим креативным директором Hermès и владельцем собственного бренда Lemaire: строгий крой, никаких излишеств в принтах и отделке, графичные силуэты, редкие вкрапления желтого, синего и ярко-красного. Лемер «задержался» в Uniqlo надолго: руководство бренда предложило ему стать креативным директором постоянной линейки Uniqlo U.
Впрочем, были и те, кому все же удавалось привнести в фирменный стиль Uniqlo толику новизны. Например, знаменитая британская марка Liberty недавно предоставила в распоряжение Uniqlo лучшие цветочные принты из своих архивов (которым, кстати, почти 150 лет!). Так что на платьях и футболках «расцвели» пышным цветом яркие маки, ромашки и маргаритки.
Благодаря дизайнеру Юн Такахаши (марка Undercover) , на полках магазинов Uniqlo появились вещи ярких цветов и в крупную полоску из их совместной коллекции UU. А другой японец, дизайнер и звезда стристайла Nigo придумал для бренда постоянную линейку футболок UT с яркими рисунками и забавными надписями по мотивам американских мультфильмов и комиксов. В 2016 году для этой линии создал майки и известный нью-йоркский поп-арт-художник Kaws.
Но дальше всего бренд зашел, сотрудничая с гранд-дамой моды Карин Ройтфельд. Пожалуй, ее творения стали самыми смелыми: сумки, шарфы и блузы с ярким анималистическим принтом, рок-н-ролльные косухи, колготки с кружевными узорами… Коллаборация продлилась несколько сезонов подряд – вплоть до 2016 года.
Что до коллекций, которые с 2014 года создает для Uniqlo Инес де ля Фрессанж, то они, кажется, пытаются удержаться на золотой середине. Инес – «пропагандистка» фирменного парижского стиля, а его главное кредо, как известно, «нет излишествам, блеску и цветам "вырви глаз"». Все это вполне коррелирует с философией Uniqlo. Поэтому в вещах Инес для японской марки превалируют темно-синий, белый, бежевый, серый и черный.
В то же время одежда от де ля Фрессанж лишена свойственного Uniqlo флера андрогинности. Нет здесь и заигрываний с футуризмом или авангардным стилем. Это просто универсальные и, благодаря мягким тканям и нестрогим силуэтам, невероятно женственные вещи для повседневной жизни. Кажется, это то, чего нам всем так не хватало.
Фото: архивы Uniqlo