Демна Гвасалия
Модная индустрия в этом году разразилась чередой неожиданных отставок и назначений новых креативных директоров в крупнейших люксовых брендах. Однако самым обсуждаемым стал переход Демны Гвасалии из Balenciaga в Дом Gucci.
Дизайнер, который уже вписал свое имя в историю моды, за 10 лет работы во французском бренде смог развернуть на 180 градусов все фэшн-сообщество. Он сделал стритвир основой самых модных гардеробов, продавал мусорные мешки и «кроксы» по несколько тысяч евро и научил богатых и знаменитых фирменному постсоветскому стайлингу. Однако не только эпатажем запомнится эпоха Демны в Balenciaga. Он смог возродить кутюр в давно простаивающем бренде, увеличить его продажи почти в 6 раз и по новой закрепить имя марки на модном Олимпе. А теперь Гвасалия неожиданно отходит от штурвала корабля под названием Balenciaga и переходит в диаметрально противоположный по духу Gucci.
В материале пытаемся понять, в какой путь направит модный Дом такая кадровая перестановка, и смотрим, как на это громкое событие отреагировала индустрия.
Франсуа-Анри Пино и Демна Гвасалия
В феврале 2025 года стало известно, что Сабато де Сарно уходит с поста креативного директора. Но долго пустовать вакантное место не могло, а потому все модное сообщество с нетерпением ожидало нового назначения. Того, что главным дизайнером Gucci будет Демна Гвасалия, не предполагал никто. На этот счет с юмором высказались Hypebeast: «Не все герои носят плащи, но мы не ожидали, что Gucci будут носить кроссовки Triple S».
Объявляя эту новость, представители Kering выступили с публичной поддержкой Демны Гвасалии, что, впрочем, неудивительно, учитывая показатели Gucci при Сабато де Сарно. Продажи модного Дома под конец его руководства снизились на 26% — это самое сильное падение среди всех брендов группы. Так что попытка вернуться к более сдержанной и «вневременной» эстетике руками итальянского дизайнера не привела к ожидаемой стабилизации положения. Теперь же холдинг делает ставку на кардинальную смену курса, и Демна должен стать тем, кто вновь превратит еще одну ведущую марку Kering в инфлюенсера от мира моды (читайте также: Почему вещи Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии сводят всех с ума).
«Вклад Демны в индустрию, в Balenciaga и в успех группы был огромен. Его творческая мощь — это именно то, что нужно Gucci. Поскольку я уважаю его за все, чего он добился за последние 10 лет, я с нетерпением жду встречи с ним в качестве нового художественного руководителя Gucci», — комментирует назначение Гвасалии Франсуа-Анри Пино, председатель правления и исполнительный директор группы Kering.
Однако инвесторы встретили новость далеко не так восторженно. На следующее утро после объявления о назначении акции Kering на Парижской бирже упали почти на 12%. Это стало самым крупным однодневным снижением активов группы за последние несколько лет. Эксперты связывают падение с неуверенностью рынка в том, что эпатажная эстетика Гвасалии сможет органично вписаться в более приземленную стилистику Gucci.
Gucci осень-зима 2024
Balenciaga осень-зима 2024
Не менее резкой оказалась и реакция аудитории. В своих соцсетях The Business of Fashion провели опрос читателей, который показал, что большинство из них считают Демну неподходящим кандидатом для Gucci. К тому же, всего за один день, интернет буквально заполонили тысячи язвительных мемов и постов по этому поводу. А в комментариях под анонсом назначения Гвасалии и вовсе развернулись жаркие споры. Сотни пользователей, многие из которых до сих пор не могут простить дизайнеру скандал 2022 года, выразили свое недовольство по поводу перехода Демны в Gucci (читайте также: Аллегра Гуччи прервала молчание спустя 30 лет после убийства отца).
Напомним, что тогда Balenciaga оказался в центре громкой истории из-за обвинений в неприемлемой рекламной кампании с плюшевым мишкой в стиле садо-мазо, что вызвало большой общественный резонанс и бойкот со стороны покупателей. И даже несмотря на публичные извинения Гвасалии, до сих пор находятся те, у кого остались претензии к модельеру.
Тем не менее, фанаты творчества Демны продолжают поддерживать своего любимого дизайнера. Они с нетерпением ждут его финальный кутюрный показ для Balenciaga, который пройдет 6 июля. Информация о том, когда состоится дебют дизайнера в Gucci, пока не сообщается.
Снимок из аккаунта BoF
А вот мнения аналитиков о назначении разделились диаметрально. Часть экспертов отмечает, что Gucci теперь отказывается от попыток играть на поле классического люкса и вновь стремится стать самым обсуждаемым брендом в индустрии. По мнению эксперта Barclays Кэрол Маджо, данный шаг может одинаково привести к новому витку популярности или окончательно разрушить связь бренда с его традиционными покупателями. Об этом она рассказала в интервью с WWD. Также Маджо добавила, что сейчас рынок настроен весьма скептично, ведь идеи Демны могут не найти отклика у покупателей Gucci, а его «провокационный» подход несет в себе большие риски.
Были и те, кто посчитал назначение Гвасалии удачным ходом. Так, эксперт TD Cowen Оливер Чен полагает, что дизайнер способен не только встряхнуть бренд, но и привлечь к нему внимание новой, более молодой аудитории. «Назначение Демны креативным директором Gucci должно привести к коммерческому, культурному и художественному эффекту, который поддержит долгосрочный рост», — отметил он.
Модные же СМИ пока склонны смотреть на ситуацию с оптимизмом. Ведущие фэшн-издания уже прочат Gucci новый качественный старт под руководством Демны, отмечая, что его способность превращать одежду в заявление может сыграть на руку бренду. А какой на самом деле окажется эпоха Гвасалии в Gucci — триумфальной или провальной — покажет время. Осталось лишь дождаться выхода его первой коллекции.
Vogue
«Неожиданность назначения Демны, по-видимому, говорит о том, что Gucci делает ставку на творческий риск, на грандиозные идеи, на показы, которые делают заявление о себе, и не только в отношении одежды и аксессуаров, которые стоят дорого».
Harper's Bazaar
«Эта новость стала шоком для многих в отрасли, в которой сейчас происходит множество изменений на вершине крупнейших мировых брендов класса люкс».
Marie Claire
«Учитывая склонность Демны к деконструкции, высококонцептуальному повествованию и переосмыслению роскоши для цифрового мира, его приход в Gucci готов снова встряхнуть индустрию. Одно можно сказать наверняка — следующая глава Gucci будет абсолютно непредсказуемой».
GQ
«Демна, бесспорно, — смелый выбор на главную должность».
British Vogue
«Неизвестно, в какой степени Демна будет работать в недавно созданных и расширенных студиях Gucci в Милане. Однако кажется вероятным, что он будет стремиться привнести свежий глобальный взгляд в качестве всего лишь второго неитальянца, возглавляющего бренд со времен трансформационной роли Тома Форда в его истории».
Wallpaper
«Под руководством Демны мы можем ожидать экспериментальной, провокационной интерпретации кодов Gucci — видения, которое могло бы сохранить проблески эклектичной игривости эпохи Микеле, но в собственном непочтительном стиле дизайнера».
Hypebeast
«Это беспроигрышный вариант: Gucci — это чистый лист, который нужен Демне, и он — провокатор, который нужен бренду».
Фото: Legion Media