Профессия фотографа всегда случайна. Так уж сложилось — чаще всего те, кто рвутся в нее, прихватив в мир фотографии бесчисленное количество дипломов и навыков, как правило, остаются за бортом. Что это — судьба или печальная статистика, решать вам. Француз Патрик Демаршелье, о котором сегодня знает весь мировой бомонд, не стал исключением. В мире фэшн-индустрии он оказался по воле случая и благодаря родителям. С детства, которое пришлось на 50-е годы, Патрик увлекался фотографией, однако собственной камеры у него не было, так что мальчику приходилось довольствоваться альбомами и «фотографировать глазами».
Мечта так и осталась бы мечтой, если бы не отчим Демаршелье, который отдал в пользование сына свой старенький пленочный Кодак. Как всякий европеец, Демаршелье быстро смекнул, что хобби вполне можно превратить в источник заработка, и через непродолжительное время принялся снимать за деньги друзей и родственников. Затем было бесчисленное количество фотоателье, где будущий мастер фэшн-фотографии занимался ретушью и печатью, мелкие агентства, и наконец, встреча с один из самых популярных фотографов того времени Хансом Форером, который и открыл для Демаршелье в большую профессию. Уже в 70-х Патрик делал первые снимки для французских изданий Elle и Marie Claire. Вдохновением Патрика Демаршелье всегда были работы Хельмута Ньютона, Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Последнего он и заменил в качестве штатного фотографа в ряде журналов.
«Мои родители очень обрадовались, потому что я был бездельником и плохо учился в школе. К счастью, отец дожил до моего успеха».
Демаршелье как раз один из тех счастливчиков, который, попав в мир фотографии, смог навсегда забыть, что специального образования у него нет. Более того, у Патрика нет вообще никакого образования. Вся его учеба заключалась лишь в том, чтобы снимать, снимать изо дня в день. Пожалуй, чтобы пробиться к вершинам Олимпа объективно требуется всего лишь две составляющие: грандиозная уверенность в себе и способность рисковать. И того и другого у фотографа в избытке. Возможно, именно поэтому в 75-м году он, без тени сомнения, бросив все, отправился в Нью-Йорк (заметьте, с нулевым уровнем языка и имея в запасе минимальное количество денег «на первое время»).
«В основном я учился фотографировать… просто фотографируя, делая большое количество снимков. Я допускал много ошибок, но именно они учат лучше всего. Работа фотографа сродни спорту: ты должен тренироваться каждый день.»
«Я продвигался по карьерной лестнице медленно. Я получил одну работу, потом еще одну, которая была лучше, и так далее. Я работал много и усердно. И до сих пор это происходит так»
В Америке карьера Демаршелье пошла в гору. Его снимки появились на страницах популярных глянцевых журналов Glamour и Mademoiselle. В отличие от многих других художников, привыкших видеть в своих моделях исключительно продукт, пусть идеальное, но все-таки неживое, кукольное тело, Патрик искал в мужчинах и женщинах дыхание жизни и натуральную красоту, которая не требует технических исправлений. Его снимки всегда просты — фотограф не искал ни оригинальных локаций, ни невообразимых поз, создавать прекрасное — не в правилах Демаршелье, достаточно просто транслировать то, что видишь.
«Я стараюсь создать атмосферу, в которой человек чувствует себя непринужденно. Мне не нравится чувство, что между мной и портретируемыми стоит фотокамера, поэтому я делаю все возможное, чтобы они об этом забыли».
Однако, несмотря на достаточное количество работы в модной сфере, Демаршелье никак не удавалось добиться главного — славы. Будем откровенны, кто из нас в глубине души, имея престижную работу и даже неплохие заработки, не хотел бы стать популярным. На улицах Патрика никто не узнавал, жители Нью-Йорка шли равнодушной толпой мимо мастера, даже не догадываясь, что именно он стоит за революционными снимками в любимых всеми женщинами глянцевых журналах. О нем заговорили благодаря женщине.
Ее звали Диана. Принцесса Диана. Да-да, это была она. В конце 80-х она связалась с французом и заказала у него фотосессию. В одном глянцевом журнале принцесса Диана увидела фотографию французского мастера, на которой изображалась девушка, приоткрывавшая свое пальто так, как будто тайком показывала фотографию мальчика, спрятанную у нее в нагрудном кармане. Принцессу настолько поразил этот снимок, что она сразу же решила найти Демаршелье. И в 1992 году Патрик делает снимок Дианы, получивший много лестных отзывов, прежде всего за свою нестандартную естественность. После знаковой съемки Диана еще не раз обращалась к Демаршелье.
Француз много снимал не только «королеву сердец», но и ее детей. Кстати, «преемница» принцессы Дианы, жена ее старшего сын, Кейт Миддлтон к фотографу не была столь снисходительна и даже отказалась сниматься у него в юбилейном номере Vogue, объяснив это тем, что снимки Демаршелье слишком «гламурные», да к тому же фотограф — американец французского происхождения. Кэтрин решила дать шанс прославиться британскому фотографу. Что ж, и королевам приходится ошибаться. Результат такого досадного промаха мы могли наблюдать на страницах журнала в 2016 году — британец Джош Олинс умудрился сделать из герцогини заурядную модель из каталога женской одежды для среднего класса (читайте также: Модную фотосессию с Кейт Миддлтон раскритиковали в пух и прах).
Естественность — это одна из первостепенных черт, которую Демаршелье всегда стремился подчеркнуть в своих работах. Патрик не любил постановочных фотосессий и всю жизнь пропагандировал эстетику «случайного кадра».
После встречи с Дианой жизнь Демаршелье резко переменилась. Теперь о нем говорили все, и что важно — говорили с тем самым придыханием, которое позволяет считать себя победителем. К 1995 году у Патрика Демаршелье уже собран огромный архив великолепных работ и есть широкая известность. Это позволяет французскому фотографу выпустить собственный фотоальбом «Патрик Демаршелье: фотографии». Книгу, само собой, ждал невероятный успех. Поэтому в 1997 году он выпускает еще один — новый альбом «Патрик Демаршелье: открытие элегантности, а в 1998-м — «Патрик Демаршелье: формы».
Окончательное признание настигло Демаршелье в 2005-м, когда ему предложили стать очередным создателем легендарного календаря Pirelli.
В 2007-м Демаршелье был удостоен одной и самых престижных французских наград в области искусства и объявлен его офицером Ордена литературы и искусства. Еще через год в Париже в Малом дворце состоялась выставка работ Патрика Демаршелье. Целых четыреста фотографий были размещены на стенах, чередуясь с полотнами из коллекции музея.
До самой смерти Патрик Демаршелье по-прежнему жил в Америке с семьей (у маэстро остались жена и трое детей, но говорить хорошо по-английски так и не научился (впрочем, этим грешат все французы). Старший сын Виктор пошел по стопам отца и работал вместе с Патриком в его нью-йоркской студии.
«Я никогда не искал успеха. Я работал. Когда ты молод, об успехе думать вообще нельзя. Надо только делать свое дело и стараться делать его лучше и лучше. А когда вершина достигнута, старайся превзойти ее. И однажды успех сам тебя найдет»
Фото: Getty Images