Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду

Массивные театральные занавесы, живописные декорации и партер, заполненный творческой богемой и ценителями искусства, — в театре вдохновение поджидает дизайнеров на каждом шагу. И в первую очередь, конечно, в образах самых культовых прима-балерин — Исидоры Дункан, Мари Рамберг, Ивет Шовире и Анны Павловой.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Ralph Lauren
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
So Number One

Сложно найти что-то более женственное, чем одежда из тюля нюдовых оттенков и что-то более простое, чем пышная юбка А-силуэта на резинке. Казалось бы, за столько лет эта вещь гардероба должна приесться настолько, что от всеобщего порицания ее не спасли бы самые преданные любители искусства. Однако модная публика оказалась намного менее притязательной, и на подиумы по чуть-чуть возвращаются облегающие боди и нежные и невесомые тюлевые юбки — причем без всеобщего скепсиса и обвинений в кризисе идей на подиумах.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Блейк Лайвли
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Эмма Робертс

Еще на рубеже веков пачка прочно обосновалась в гардеробах модниц, попав туда прямо с экранов телевизоров. Юбка из фатина была визитной карточкой Кэрри Брэдшоу, героини сериала «Секс в большом городе». Во многом именно благодаря стильной колумнистке женщины не только задумались о том, что эклектика — это интересно и даже вполне возможно воплотить в жизнь, но и примерили на себя пышную юбку из фатина. Сама актриса в детстве занималась балетом, поэтому в таком образе точно чувствовала себя комфортно.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Кэрри Брэдшоу — одна из главных любительниц пачек
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Юбку за 5 долларов стилист сериала нашла в секонд-хенде

Сейчас многие аутфиты Брэдшоу кажутся китчевыми и чересчур эксцентричными, однако главное, чему научила нас героиня Сары Джессики Паркер, — предметы гардероба балерин лучше всего сочетаются с простыми повседневными вещами, которые, казалось бы, совсем не соотносятся с грацией и изящностью эстетики танца.

Мода вообще любит маскировать изнуряющий труд под красивой оберткой, а балет — точно лучший способ показать, как бешеная работа над собой и своим телом рождает искусство. То уходя, то возвращаясь вновь, танец появляется на подиумах тогда, когда дизайнеры начинают тосковать по изяществу. А балет прост и понятен широкой аудитории и к тому же всегда рождает только приятные ассоциации (кроме тех, кого в детстве поневоле отдавали в балетный кружок).

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду

Самый яркий камбек он совершил в интерпретации Марии Грации Кьюри в весенне-летней коллекции Dior. К теме балета дизайнер обращалась еще во времена работы в бренде Valentino вместе с Пьерпаоло Пиччоли — тогда в осенне-зимнем показе 2016 года дизайнерский дуэт продемонстрировал образы в женственных оттенках пыльной розы: трико, легкие, мягко драпирующиеся юбки и платья с лентами оттенков пралине и кофе с молоком. Однако у Valentino намеки были менее прозрачными, а образы балерин — иллюзорными и больше основывались на общих стереотипах о гардеробе танцовщиц.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Valentino FW 2016
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Valentino FW 2016
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Valentino FW 2016
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Valentino FW 2016

В коллекции для Dior Кьюри была более прямолинейна. При  подготовке коллекции дизайн-команда ориентировалась на архивы Кристиана Диора и его коллаборацию с хореографом Роланом Пети. В шоу участвовали танцовщики израильского коллектива «Бат-Шева» во главе с известным хореографом Шароном Эялем. Танцу было посвящено все: и аксессуары — эластичные повязки на голову, которые убирали волосы с лица, и обувь — балетки с лентами, обвивающими щиколотку, и наряды — воздушные тюлевые юбки, платья миди из фатина и облегающие трико.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Dior SS 2019
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Dior SS 2019

Для самого Кристиана Диора эстетика танца тоже была не последним источником вдохновения. Грация балерин, изящество форм и хрупкость то тут, то там появлялись в его коллекциях — к тому же, сам кутюрье создал свадебное платье для Марго Фонтейн, знаменитой прима-балерины лондонского Королевского балета, которая свою собственную пачку сняла, когда ей было уже далеко за 50 лет.

За идею взялись и другие бренды, для которых в новом сезоне танец стал одной из отправных точек для коллекций. Например Вирджил Абло для Off-White представил трико из спандекса с асимметричной пачкой, а на показе Stella McCartney модели ходили в чешках, напоминающих вольную интерпретацию повседневной танцевальной обуви балерин.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Off-White
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
A.W.A.K.E.

Возможно, тренд лучше всего объяснит усталость покупателей от диктатуры athleisure.Манящая сила танца, пластика и грация — отличный способ противостоять эстетике довольно топорной ugly-моды, грубым маскулинным вещам, спортивной экипировке и гиперобъему. Проще всего это удается в легкой и женственной пачке — совсем не похожей на объемные худи и нарочито уродливые ботинки. Однако в глобальном смысле мода на балет — это просто еще один этап на пути тотальной демократизации подиумов — когда выбор трендовых направлений настолько широк, что каждый может сам определить для себя, что сейчас в моде.

Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
Ralph Lauren
Плиссе и круазе: как одежда балерин вновь вернулась в моду
So Number One

Фото: Getty Images, архив пресс-служб